• Русский язык
  • Английский язык
» » Fish: мне не давал покоя этот лес...

Fish: мне не давал покоя этот лес...

Fish: мне не давал покоя этот лес...

Монолог Дерека Уильяма Дика, известного всем ценителям прогрессивного рока как Fish, произнесённый им 28 августа этого года в эфире третьего канала польского радио во время мировой премьеры своего нового альбома A Feast of Consequences. Музыкант рассказывает о причинах, побудивших его к записи этого диска, источниках вдохновения, кратко описывает каждую из композиций и при этом размышляет о множестве интересных вещёй... Впрочем, обо всём по порядку.

Надеваю новую шляпу - это идиома такая. Примеряюсь к новой роли. Я всегда был вокалистом, автором, а сейчас буду также специалистом по маркетингу и продвижению. Но самое главное, что шляпа по-прежнему мне впору. Вижу также признаки приближающегося концертного тура. Я бросил курить, отставил в сторону алкоголь, хожу в спортзал. Это выглядит немного странно - 55-летний, сильно потеющий человек среди всех этих молодых, заботящихся о своей мускулатуре ежедневно. Не скрою, что с завистью наблюдаю, как они тренируются практически без усилий. Потому что мне дыхания часто не хватает. Но я не сдаюсь, занимаюсь на велотренажёре, бегаю по дорожке, толкаю штангу.

Последствия можно услышать на альбоме, ибо они собирались уже долго. После 2007 года, когда вышел диск "13 Star", вокруг меня было столько темноты, мрачных волн, что я должен был отступить к акустическим звукам. Однако турне Fishheads Club Tour и вообще игра вживую вдохнули в меня новый дух и дали понять, сколько прекрасного содержится в музыке и как чудесно может быть создание новых композиций. Я почувствовал, что получил очередной шанс выйти из окружавшего меня тогда мрака. Когда в конце 2011 года тур подходил к концу и я начал строить планы на будущий год, стало ясно, что необходимо записать новый альбом. Когда я осознал неизбежность этого, то почувствовал страх. Я боялся, что вершина слишком высока и что я на неё никогда не взберусь. Я не знал, о чём писать, у меня не было новых тем, а воскрешать своё прошлое в очередной раз мне не хотелось. К счастью, мои путешествия - Куба, Коста-Рика, Вьетнам - создали нечто вроде фундамента, на котором я уже мог пробовать укладывать новые кирпичи.

Я также начал себя хорошо чувствовать наедине с самим собой, стал доверять себе, как вокалисту. После стольких проблем, которые я прошёл и которые мне удалось преодолеть, в середине 2012 года я сориентировался, что пришло время записи диска. И снова удача мне благоприятствовала, так как появился Steve Vantis, с которым мы делали альбом "13 Star". Мы поговорили и решили, что новая пластинка должна быть сделана иначе, в простейшей последовательности. То есть акустическая гитара, голос, клавишные. Напомню, что из-за моих личных проблем, предыдущий диск мы записывали порознь, встречаясь в студии, чтобы склеить уже готовые фрагменты. Теперь мы со Стивом работали вместе. Я предполагал, что нам удастся записать один-два номера, тогда как оказалось, что было создано семь готовых набросков и это всего лишь за полтора месяца!
Fish: мне не давал покоя этот лес...

ВДОХНОВЕНИЕ
В 2011 году, накануне своего дня рождения, я был в Париже. До очередного концерта в английском Бирмингеме оставалось ещё два дня и мой приятель Simon Moston, туристический гид, специализирующийся на истории Первой мировой войны предложил мне экскурсию на поле битвы около реки Сомма. Он сказал: "Знаю, что интересуешься военной историей, ты должен поехать". Подобное путешествие способно стать также и вдохновением. Я подумал: в субботу концерт в Париже, воскресенье и понедельник свободны - почему нет? Я отправился в город Arras, где никогда раньше не был.

Там я познакомился с семьёй Саймона и в воскресенье мы прошли сквозь поля, на которых проходила битва. Мы добрались до местности Beamont-Hamel. Я был тронут, глядя на место, в котором около 90 лет назад 700 солдат вышло из окопов в атаку, а спустя 10 минут 550 из них уже не было в живых, а это была всего лишь одна из коротких атак. Когда идёшь по полю, на котором британская армия в течение одного дня потеряла 60 тысяч солдат, когда видишь только кладбища - это весьма тяжёлое ощущение и невозможно не уронить слезу. Вечером мы остановились на ночлег в маленьком деревянном отеле, здание которого было построено в 1916 году на нейтральной полосе.

Утром я позвонил родителям, это был день моего рождения, сказал, где нахожусь и расспросил их о своих дедах, ведь и отец мамы William Paterson и мой дед со стороны отца William Dick, принимали участие в Первой мировой войне. А мама говорит: был в восьмом батальоне Royal Scots, тогда как папин отец служил в Royal Flying Corps, находившихся тогда в Arras.

Я подумал: здОрово, спустя 95 лет, в день своего рождения, я нахожусь в этом месте. Но это не конец. Вечером Саймон проверил записи календаря битвы день за днём и оказалось, что когда в день своего рождения я проснулся в том отеле на нейтральной полосе, мы находились в 150 метрах от окопов, в которых, по данным записей книги отдела, 95 лет тому назад, день в день, находился мой дед William Paterson из восьмого батальона Royal Scots.

Это необычное стечение обстоятельств. Во второй половине того же дня, мы проехали ещё в окрестности местечка Bazentin, вокруг которого было много лесов. Известно, что лесная тема не чужда мне, так как я всегда питал слабость к деревьям и лесам. Когда я увидел могучий лес на взгорье, то почувствовал, как он обращается ко мне. Я спросил - что это за лес, а Саймон ответил, что это High Wood.

Он рассказал, что именно здесь, впервые в истории, были использованы танки, а также, в последний раз в истории западного фронта, произошло кавалерийское сражение.
Fish: мне не давал покоя этот лес...

Мне не давал покоя этот лес. После возвращения, я начал углубляться в тему, искать описания и информацию, как вдруг, через неделю мне звонит Саймон и говорит: "не поверишь, твой дед William Paterson тоже там был, находился в High Wood, я обнаружил это в дневнике отдела". Тогда ему шёл 22 год, перед призывом он был шахтёром. Он умел укреплять окопы даже под огнём, потому что, как потом оказалось, их обстреливали около двух месяцев. Укреплял окопы среди убитых - я пытался себе это представить.

Из сражавшихся в High Wood - немцев, британцев, солдат из Южной Африки - тел восьми тысяч так и не было найдено. Я решил написать об этом и рассказ о High Wood стал канвой пяти связанных между собой композиций на диске A Feast Of Consequences. Когда я уже работал над ними, Саймон добрался до немногих из уцелевших немецких военных записей и оказалось, что мой дед сражался против отделов из Karlsrue в Baden-Wuertenburg, а, как известно, моя девушка родом оттуда. Очередное невероятное стечение обстоятельств.

Это ещё больше придало мне вдохновения. Я чувствую, что в этой, состоящей из пяти композиций, повести о битве под Соммой представлен самый лучший текст из когда-либо мною написанных. Текст наполнен уважением, ибо среди нас, живущих, не осталось никого, кто участвовал в том сражении и в той первой индустриальной войне в истории. А говорить о ней сейчас - самое время, так как через год грядёт сотая годовщина её начала. В этой мини-повести нашли выражение суммирующиеся последствия моих отдалённых путешествий, кульминация которых наступила именно на поле битвы под Соммой.

HIGH WOOD
В открывающей High Wood Suite композиции, тракторы перепахивают поле и продолжают, спустя почти сто лет после битвы, открывать людские останки, части экипировки и амуниции. А лес продолжает стоять, абсолютно не изменившись, такой же в 2013-м, как и в 1914-м. Природа оказывается тем окончательным победителем. Люди погибли, войны прошли, а деревья, которые продолжают укрывать восемь тысяч ненайденных тел, по-прежнему растут.

CRUSIFIX CORNER
Рассказывает о последней в истории западного фронта кавалерийской битве. Это была первая, написанная для диска песня, возникшая примерно в сентябре 2012 года. Мы попробовали её на концерте в Leamington Spa, во время сбора нашего фан-клуба уже в октябре. Я понял, что после этого номера, на диске должен идти более лёгкий и по-другому аранжированный фрагмент.
Fish: мне не давал покоя этот лес...

THE GATHERING
Песня о формированиях называемых Pals battalions. В 1915-1916 годах, из-за больших потерь, понесённых британской армией, министр (лорд) Kitchener распорядился о начале повсеместной рекрутационной кампании. Втягивались целые деревни, целые посёлки, товарищества. В Эдинбурге, например, был создан батальон McCrae's, состоявший из футболистов и болельщиков. Когда такой, насчитывающий 700 солдат, батальон вступал в бой и погибал под шквальным пулемётным огнём, то погибали не только люди, но переставало существовать товарищество или пропадала целая мужская популяция какого-нибудь местечка.

THISTLE ALLEY
После звучания на основе духовых инструментов, снова требовалась сильная и мрачная композиция. Я описываю, что случилось, когда стало ясно, что битву не удастся выиграть легко, так как пулемёты уничтожали один батальон за другим. "Аллеей чертополохов" назывался длинный окоп, поднимавшийся вверх, сразу рядом с кладбищем. Heaven Above, Thistle Alley Below.

THE LEAVING
Последняя часть сюиты. Война заканчивается, солдаты возвращаются домой. Близкие не понимают фронтовой травмы, военные не могут и не хотят о ней говорить. Мой дед никогда не затрагивал эту тему. Никогда. Другой дед тоже нет. Я долго не понимал, почему. Теперь, узнав столько подробностей, то понимаю, через какие ужасы они прошли и понимаю иначе, чем тогда, когда был молодым парнем. Также, я по-другому смотрю на современные конфликты. Потому что эта войта продолжается. Достаточно посмотреть, что происходит в Афганистане или в Сирии.
Fish: мне не давал покоя этот лес...

PERFUME RIVER
Открывает альбом. Это песня об игнорировании, избегании действительности, написанная с точки зрения ветерана войны. Недавно я провёл три недели во Вьетнаме, который, как страна, меня очень интересует. Он появлялся в моих текстах ещё во времена Marillion. Perfume River это народное название реки Huong. Она пахнет, потому что по ней сплывают вниз по течению цветы и чем ближе к устью, тем их больше. В Hue, городе, занятом американцами после сражений в 1968 году, я взял напрокат лодку, чтобы проплыть вниз по течению Парфюмерной Реки. Практически, я был один на носу, а кормчий и его жена далеко позади, на корме. Не скрою, что чувствовал себя немного как капитан Виллард из фильма "Апокалипсис сегодня". Пленительная красота реки, ландшафта, цветов, плывущих по течению, хотя чуть раньше, на берегу, можно было ещё увидеть городские стены по-прежнему опалённые взрывами бомб двадцатого века. Но герой песни не хочет этого замечать, отгораживается от действительности, закрывая перед ней двери.

ALL LOVED UP
Вторая композиция на альбоме. Это чёрная комедия. Своеобразное Incommunicado нашего времени. Немного язвительное. Я сочинял её, размышляя о поколении своей дочери. Это немного о людях, которые смотрят X-Factor, где участники надеются моментально прославиться и заработать большие деньги. Но такая слава - она мелкая, незначимая. Как в Big Brother (в российском варианте "Дом-2" - прим. ред.), ты удивляешься - кто все эти люди, которые известны только потому, что известны? Ничего не достигли, ничего не создали, ничего не написали, не спели, не записали. Всё такое плоское, лишённое смысла. Такой мир, как взятый из Фэйсбука. Хотят лишь быть знаменитыми. Нет в них ничего одухотворённого и удовлетворяющего. Это так близоруко и одноразово. Песня о современной культуре, но в кривом зеркале.
Fish: мне не давал покоя этот лес...

BLIND TO THE BEATIFUL
Песня о любви к нашей планете. В ней говорится также об эффекте глобального потепления. Кстати, как наверное каждый сегодня, я видел репортаж о пожаре в национальном парке Yosemite. В таких моментах всегда думаешь: Боже, мы игнорируем сигналы, которые нам посылает наша планета. Я немного опасался этой записи, потому что она очень мрачная. Но это также и прекрасная, сильная песня, с крепкой мелодической линией, которая приносит описания образов, которые я видел во время своих путешествий по тем прекрасным местам, где уже нельзя увидеть былой красоты. В ней есть элемент отказа, но, вместе с тем и сильное желание вернуть чувство общения с прекрасным. Когда я её написал, она казалась мне такой мрачной, что я почти решил убрать её с диска. Но это было бы неправильным действием. Ведь это очень волнующий трек. Песнь любви к матери-природе.

FEAST OF CONSEQUENCES
Вдохновлён книгой Ричарда Хайнберга "The Party's Over", описывающей, как мы уничтожаем нашу планету, потребляя её ресурсы - нефть, газ, минералы. Берём, берём и ничего не даём взамен. Один из разделов книги начинался с прекрасной мысли великого шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона - "Когда-нибудь нас настигнут последствия". Я немного изменил эти слова, но сразу знал, что именно так назову диск. Номер является параллелью, взглядом на отношения между людьми и на отношение людей к планете. Ибо нам придётся ответить за всё, что мы сделали и за всё, что мы упустили. Это рОковая вещь, с сильной мелодией, соответственно, посыл песни несколько закамуфлирован.

THE OTHER SIDE OF ME
Самая личная песня на пластинке. Во время своих последних путешествий, я почувствовал, что мне хорошо наедине с самим собой. Психология достаточно часто описывает проблем "нелюбви к себе". Когда нам плохо, когда мы чувствуем в себе пустоту, то ищем у другого человека то поведение, которое восполнит наш недобор. А между тем, для решения проблемы, можно полюбить самого себя. Когда становишься самореализовавшимся человеком, тогда тебе легче связать свою жизнь с кем либо и твои суждения являются более правильными. Я часто не принимал себя, даже очень - песня описывает, как я пробовал это изменить, как старался найти себя, понять, кем являюсь.

GREAT UNRAVELING
Композиция, замыкающая альбом. Начинается словами: "он встретил её, она родила меня". Шестиминутная повесть о цикле жизни. Рождаешься, идёшь в мир, умираешь. А в середине всё то, что может случиться по дороге. И что твой код днк ведь не умирает, а переходит в следующие поколения, так же, как лес High Wood. И вновь природа выигрывает.


Весь альбом слышало лишь несколько человек, но рецензии я получил отличные. Слушается он так, как если бы смотреть фильм - втягивает, не позволяет отвлечь внимание. Здесь я должен отвесить большущий поклон продюсеру - Calum Malcolm выполнил фантастическую работу. Это наиболее отшлифованная из всех моих пластинок.

По материалам зарубежной прессы подготовил Jerzy Bondov


Послесловие: вне всякого сомнения - A Feast of Consequences один из лучших альбомов Фиша. Только после прочтения этого монолога, узнав, насколько трудной была его дорога к реализации этого диска, понимаешь, что иначе и быть не могло. Будем надеяться, что оставив трудные моменты своей жизни позади, Дерек ещё не раз удивит нас своими очередными сильными работами. Все предпосылки для этого имеются, да и европейский тур в поддержку нового альбома проходит на ура!

2 комментария

kjast 22 октября 2013 21:25
Отличный материал, прочитал с большим удовольствием..........Спасибо.
sergenelyubov 22 октября 2013 19:12
Класс...спасибо за историю. Не стоит относиться серьёзно к коментариям меломанов, поклоняющихся только кренделям, выписываемыми музыкантами на колках. Имеющий уши услышит Дерека. Или после этого представления диска хоть попытается...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.