• Русский язык
  • Английский язык
» » Брайан Ферри: обратно в будущее

Брайан Ферри: обратно в будущее

Брайан Ферри: обратно в будущее

Отличная статья об одной из самых ярких личностей в истории всей современной рок-музыки - Брайане Ферри (Bryan Ferry) и его группе Roxy Music.

Самоирония не всегда была заметна, но всегда была необходима в рок-музыке. Изысканности в роке удавалось достигать гораздо реже, но без нее он тоже бы утратил свое очарование. Брайан Ферри не забыл про самоиронию, но добился изысканности. Соединить и то, и другое нелегко, тем более если делаешь это двадцать лет.

70-е годы некоторые склонны считать периодом расцвета рок-музыки: по многообразию стилей, направлений и новых имен десятилетию не было равных. Первый альбом Ферри - "Рокси Мьюзик" - был признан прессой "самым стильным и ошеломляющим дебютом 70-х". 80-е годы, оборачиваясь назад, можно оценить как десятилетие неоправдавшихся надежд, прихода второго поколения рокеров - детей первых звезд, и больших "возвращений". Ферри нельзя отнести ни к первому, ни ко второму. Остается третье, и его блестящий "камбэк" в середине 80-х лучшее тому подтверждение. Он доказал, что многие годы рок-карьеры не могут помешать тому, чтобы музыка каждый раз была новой, неожиданной и свежей.

История Брайана Ферри во многом типична и в то же время необычна. Он родился в 1945 году в северной Англии и изучал изобразительное искусство в университете Ньюкасла. В двадцать три года перебрался в Лондон, который в то время притягивал все молодые творческие натуры, ибо был местом, "где все происходило". В конце 60-х в Лондоне десятки художников из "андерграунда" переходили в солидные салоны, открывались сотни выставок, критики не поспевали за театральными премьерами. В общем, рождалось Совершенно новое искусство, которое было избавлено от прежней элитарности. И движущей пружиной всего этого искусства была рок-музыка, которая сбросила с себя первый заряд агрессивности, завоевав признание "серьезных" критиков, доказала свою художественную жизнеспособность и готовилась к новому броску. В респектабельных клубах и подвалах Лондона играли сотни новых, пока никому не известных, но готовых к славе ансамблей.
Брайан Ферри: обратно в будущее

Интерес к музыке в Лондоне взял верх над всеми другими интересами Брайана: он стал учиться игре на рояле и начал писать первые песни. Весной 1971 года идея его группы оформилась полностью: была создана "Рокси Мьюзик", и начались репетиции. Под рождество состоялись уже первые публичные выступления, а в феврале 1972-го группа подписала контракт с фирмой звукозаписи и засела за работу над первым альбомом. Кроме самого Ферри, в состав команды вошли Брайан Ино, Фил Манзанера, Энди Маккей, Пол Томпсон и Грейам Симпсон. К середине года появился первый альбом "Рокси Мьюзик", который в британском хит-параде занял шестое место.

Шестое - не первое: широкой публике название "Рокси Мьюзик" пока мало что говорило. Зато критики сразу восприняли ансамбль серьезно и не скупились на лестные эпитеты. Все было новым и абсолютно неподдельным. Обращала на себя внимание внешность и вся стилистика группы - этакий фантастический имидж 50-х (или 90-х?) годов, соединивший прошлое и недостижимое будущее. Явная вычурность музыки сочеталась с простотой, порой граничащей даже с примитивностью. Необычно звучал и вокал Ферри: будто откуда-то издалека, но с удивительной проникающей силой. Мелодия была тщательно отточенной и отполированной, как элегантные формы делающихся на заказ "Бентли", и в то же время упругой и динамичной. Бесплотные и во плоти персонажи из мифов, магического высшего света, морских глубин и реальных амазонских джунглей весело ухмылялись и завораживающе подмигивали из песен ансамбля.

В начале 70-х годов в Англии отовсюду гремел "глэм" или "глиттер-рок". Тинейджеры были в восторге, но всю парадную мишуру и декадентский блеск более придирчивая публика не очень-то воспринимала всерьез. "Рокси Мьюзик" стартовали в это забавное время, но, как и Дэвиду Боуи, группе удалось вдохнуть жизнь и привнести некий интеллектуализм в этот стиль, придав ему подлинный артистизм. Не имея четких аналогов в рок-музыке, "Рокси" и Ферри в своей стилистике и неутолимом духе новаторства оказались близки лишь тому же Боуи, который без устали доказывал, что рок-мир - это театр, а мы все его актеры. И, похоже, не случайно в июне 1972 года сцена свела "Рокси Мьюзик" и Дэвида Боуи, когда они выступали вместе я лондонском "Рейнбоу-театре", чтобы затем отправиться в первое самостоятельное турне...
Брайан Ферри: обратно в будущее

Боуи когда был присущ эпатаж. Не были избавлены от него и "Рокси Мьюзик". Секс был доведен до состояния густого сиропа, которым обильно пользовались "Рокси", создавая свой имидж. Бесполые герои "глэм-рока" обратились у "РМ" в ярких красавиц, причем настолько завлекательно женственных, что на их фоне самим членам ансамбля вовсе не было нужды выглядеть слишком мужественными. Полуобнаженные красотки стали чуть ли не торговым клеймом, отличавшим все пластинки "Рокси Мьюзик". Альбом "Сирена" украшала пронзительно похотливая русалка, а обложка пластинки "Сельская жизнь" изображала девиц сталь недвусмысленного вида, что в целомудренных Соединенных Штатах оказалась под запретом. Весь этот бал-маскарад не исключал декадентского духа. В музыку "Рокси" долетало иногда эхо потустороннего мира, июбраженного на обложках в виде мертвецкой бледности все той же сирены или сюжета Авалона - острова мертвых, откуда нет возвращения...

При подобной стилистике всегда существует опасность скатиться к безвкусице. Ферри и "Рокси Мьюзик" удачно удавалось избегать этого - видимо, не случайно он получил художественное образование. То, что у кого-то другого могло обратиться в дешевый китч, Ферри и Ино прекратили в весьма хлесткую стильность. Брайан Ино стал вторым "мозговым центром" группы, развивая новые идеи и совершенствуя владение синтезатором, заслуживающее восторженных комплиментов. "Рокси Мьюзик" быстро и смело шла вперед. Первые два сингла группы - "Виргинская равнина" и "Пижамарама" - побывали в лучшей десятке Британии в 1972 и 1973 годах, а весной 1973 года второй альбом - "Для вашего удовольствия" - поднялся до третьего места за три недели. Тогда же прошли первые концерты в США, турне по Англии и большие гастроли по Европе. На престижном фестивале в Монтре группа была удостоена "Гран-при" за "лучший альбом 1973 года".

Столь быстрый и бурный успех и сосуществование в одной группе столь ярких индивидуальностей, как Ферри и Ино, едва не развалили "РМ". Брайан и Брайан стали расходиться в разные стороны, почти одновременно задумавшись о сольной карьере. Ино покинул группу, с годами все больше увлекаясь чисто электронной музыкой и превращаясь в "электронного гуру", и одновременно с работой над собственными пластинками заявил о себе как неординарный продюсер, сотрудничавший с Дэвидом Боуи, "Токинг Хэдз", Робертом Фриппом и "Ю Ту". Ферри в 1973 году начал тоже записывать свои сольный альбом, но не покинул "Рокси Мьюзик". Эдди Джобсон, с которым он работал над своим соло-дебютом - пластинкой "Эти глупости",- занял в группе место Ино. К концу года "Глупости" поднялись до пятого места в хит-параде, и после этого Ферри попеременно соревновался сам с собой, выступая то в виде одиночки, то как лидер ансамбля. Тогда же, в конце все того же наполненного событиями 1973 года вышел третий альбом группы - "Выброшенный на берег",- быстро завоевавший в Британии первое место.
Брайан Ферри: обратно в будущее

Итак, путь на "самый верх" был проделан за полтора года благодаря трем долгоиграющим пластинкам. Статус Ферри и "Рокси Мьюзик" был уже непоколебим. Дальше, на протяжении 70-х годов, от альбома "Сельская жизнь" к "Сирене", и к "Манифесту", не меняя общей направленности своего стиля, "Рокси" делали свою музыку все более серьезной, сохраняя культовую привлекательность и не страдая при этом отсутствием коммерческого успеха. "РМ" по- прежнему играла музыку, которая была одновременно мгновенно узнаваемой и абсолютно непредсказуемой. Группа оказалась вдохновителем и главной фигурой нового стиля - арт-рока, сочетавшего в себе изобретательность и утонченность. Тематика песен "Рокси" была заявлена еще на сингле 1973 гола "Уличная жизнь", где Ферри улицу, на которой ты живешь, превратил в "Великого Незнакомца". Главное же, что удалось сделать "Рокси Мьюзик",- объединить одним легким дыханием, казалось, навсегда разведенные порознь "поп" и серьезный рок. И не только два музыкальных направления - две аудитории.

Появление Брайана Ферри сразу же в двух лицах обнаружило еще одно открытие. На "Этих глупостях" он исполнил знаменитую песню Боба Дилана "Тяжелый дождь", заменив в ней акустическую гитару на электронную мощь, наполнив композицию звуковыми эффектами. В 60-е годы считалось: исполнять чужие песни - это что-то неискреннее, лишенное личностного. Составив альбом целиком из своих старых любимых песен, включая и заглавную композицию, пришедшую из недр 30-х годов, Ферри разрушил это предубеждение и открыл дорогу реинтерпретации чужого материала, что расширило музыкальную палитру рока 70-х. В итоге отличительной чертой работы Ферри на несколько лет вперед стало то, что альбомы "Рокси" состояли из песен, написанных Ферри, а его собственные пластинки - из песен других авторов. За время существования группы он выпустил еще четыре сольных альбома - "В другой paз, в другом месте" (1974), "Давай держаться вместе" (1976), "В твоем уме" (1977) и "Невеста, раздетая догола" (1978) - и совершил сольное турне.

В то время, как звезда "Рокси" поднималась вверх. Ферри никогда не повторял самого себя, но оставался постоянным в своей способности персонализировать глубокие темы и делать их осязаемыми для все расширяющейся аудитории.

Некогда художник, Ферри давал развернуться своим немалым изобразительным талантам. Люрекс уступил место смокингу, затем одежде латиноамериканского ковбоя, затем вульгарно-военному стилю, затем мерцающему костюму с галстуком. Над сценой парили орлы и различные эмблемы, потом пышные портьеры, потом появились шторы, наполовину скрывавшие то, что происходило на сцене, потом - пирамиды, вздымавшиеся вверх от пола. По существу, представления "Рокси" и Ферри еще в 70-е были видеоклипами, которые рождались задолго до того, как появился способ их показывать...
Брайан Ферри: обратно в будущее

Тень развала нависла над "РМ" вновь в 1976-1979 годах, когда в творчестве группы образовался трехлетий пробел. Когда же "Рокси" собрались вместе, чтобы делать "Манифест", а затем "Плоть и кровь", их музыка ушла еще дальше вперед, рождай "новый романтизм", полный силы и глубины. Теперь, правда, оставшееся ядро "РМ" включало, кроме Ферри, лишь Манзанеру и Маккея, и как в студии, так и на концертах их дополняли полдюжины других музыкантов. Кем же были "Рокси Мьюзик" теперь? Вышедший в 1982 году "Авалон" оказался их последней пластинкой. В кончине "РМ" не было ничего страшного. Просто настало время вновь отправляться в путь.

В начале 80-х Ферри начал работу над новым сольным альбомом, теперь уже состоявшим только из его собственных песен. В 1985 году появилась пластинка "Мальчики и девочки". Поражала ее элегантная вычурность, обилие новых ритмов, изысканность инструментовок и наполненность акустического пространства. Посвящавший раньше свои композиции в основном "уличной жизни", Брайан Ферри стал все больше обращаться к глубинным таинствам души.

Диск быстро занял первое место в хит-парадах, а в июле 1985 года Ферри как одна из ярчайших - и вовсе не забытых - звезд мировой рок-музыки выступал на концерте "Лайв-Эйд".


После почти трехлетнего молчания и после двенадцати месяцев работы в студиях четырех городов у Ферри выходит новый альбом - "Черный зверь". Хотя Ферри молчал достаточно долго, он опять оказался впереди других. И похоже, всегда будет двигаться вперед с непредсказуемыми последствиями. Музыка по-прежнему была будто узнаваемой, но совершенно неожиданной. Оборачиваясь, в прошлое, Ферри приоткрывал будущее. Как писал Тимоти Уайт в журнале "Роллинг Стоун", Ферри - это "призрачный черный зверь, фигура, воплощающая страх, осушающая наши страсти и истощающая нашу волю... "Черный зверь" - это произведение, чья звуковая красота приводит душу в трепет. Непогрешимый, всевидящий караул, выставленный на окраинах нашего доброго времени. Новый альбом - не что иное, как мастерский удар, который поклонники Ферри давно уже предсказывали. Это доведенное до совершенства творение Ферри представляет собой прекрасный кошмар..." Сам же Ферри в песне "Новый город" поет, что он не собирается жить в прошлом. "Черный зверь" подтверждал: он остается верен своему изначальному обещанию каждый раз делать что-то новое. Он по-прежнему нарушает правила, создавая их сам, не ограниченный и не стесненный сегодняшней модой, потому что он сам рождает ее, потом отбрасывает и движется дальше, прежде чем она зашьет на самой себе еще одну сверхмодную смирительную рубашку...

Итак, обратно в будущее?

Никита Кривцов. 1990 г., журнал "Сельская молодежь".

7 комментариев

Holodok68 23 декабря 2013 18:02
Цитата: bondov
правда к концу 80-х они больше внимания стали уделять исполнителям плана Жени Белоусова и Саши Айвазова

Да, согласен, времячко было такое, кстати м "СМ" пошла по коммерческому пути выпустив приложение "Анонс Hot Rock", но в отличие от "Пульса" печатала только зарубежных поп исполнителей New Kids On The Block, Army Of Lovers, Ace Of Bace, 2 Unlimited,...и т.п. но сновное предпочтение все-таки уделяла року, сначала выпускали глянцевые в газетном формате, потом перешли на, грубо говоря мягко выражаясь "туалетную бумагу", потом стали сокращять печатные страницы, а потом и вовсе закрылись...на дворе все-таки были "лихие 90е"....
Klero17 23 декабря 2013 17:35
Статья как ни странно о музыке и музыкантах,что сольная карьера Ферри,что его участие в"Рокси Мьюзик"-это уже история,и классика рока.Хотя я не особый любитель"Рокси"сольники Ферри мне как-то ближе,его такая несколько небрежная и вместе с тем завораживающая манера пения+всегда отменный вкус в поведении и одежде,тоже имеют отношение к его успеху.Журналисты всегда приписывали ему аристократическое происхождение над чем он всегда иронизировал,говоря,что если бы так было на самом деле,то ноги бы его не было в шоу-бизнесе!
bondov 23 декабря 2013 02:20
Holodok68, спасибо, что напомнили о "Мелодии"! А из журнала "Пульс" уже кое-что публиковалось, правда к концу 80-х они больше внимания стали уделять исполнителям плана Жени Белоусова и Саши Айвазова smile
Holodok68 23 декабря 2013 00:04
Цитата: bondov
А музыкальные статьи в "Сельской молодёжи" всегда были одними из лучших в советской молодёжной прессе.

Это точно, рубрика называлась "Рок Глобус", yes ....а еще был журнал "Мелодия", там в конце журнала на последних страницах были статьи "Сто Звезд Хард Рока",где четко и обьёмно по алфавиту писалось "только" о рок-группах, ещё был хороший журнал "Пульс" со статьями Рок Портрет.....
Цитата: Julya456
А нынче не токмо в "сельском" журнале, но и в продвинутом "городском", такое не всегда прочесть. ))

Да уж сейчас статьи о воссоединении, кто кому что должен, и вот-вот скоро выйдет альбом той или иной группы....
bondov 22 декабря 2013 23:11
Julya456, да, предпоследний год советской власти... А музыкальные статьи в "Сельской молодёжи" всегда были одними из лучших в советской молодёжной прессе.
Julya456 22 декабря 2013 22:24
Грамотная, дельная статья. Со знанием писана.
Я так понимаю, что 90 год это ещё совецкая власть была..?
А нынче не токмо в "сельском" журнале, но и в продвинутом "городском", такое не всегда прочесть. ))
Спасибо!
watson66 22 декабря 2013 22:11
Эх...а у нас его концерт отменили sad

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.