Уникальная статья - по сути официальный рекламный материал фирмы "Мелодия", посвящённый выходу пластинки Аркадия Хоралова "Бесконечность". Не думаю, что её прочитало много людей в год выхода, т.к. тираж журнала её опубликовавшего составлял всего 80 тысяч экземпляров - по советским меркам, капля в море. В действительности и безо всякой рекламы (центральное телевидение и пресса вообще не баловали Аркадия своим вниманием) "Бесконечность" исчезала из отделов грампластинок со скоростью звука, став одним из самых популярных альбомомов середины 80-х в СССР.
"Бесконечность" - так называется новый диск, куда вошли песни молодого композитора и певца Аркадия Хоралова, созданные им в содружестве с поэтом Андреем Дементьевым.
Лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, Андрей Дементьев связан с фирмой "Мелодия" прочными творческими узами. Вышел в свет его поэтический диск и несколько песенных. В жанре песни поэт трудится давно и плодотворно, нередко привлекая к совместной работе молодых музыкантов.
Встреча Андрея Дементьева с Аркадием Хораловым состоялась лет десять назад, когда певец из Костромской филармонии перешел в ансамбль Софии Ротару "Червона рута". Обладатель приятного гибкого баритона, Хоралов легко овладел репертуаром коллектива, основанным на фольклорных истоках, и вскоре стал пробовать свои силы в композиции. Именно тогда и была написана его первая песня на стихи Андрея Дементьева "Давай попробуем вернуть", положившая начало их сотрудничеству.
Сегодня мы знакомимся с новой большой работой композитора и поэта - диском "Бесконечность".
- Мне интересно встречаться с молодыми композиторами, - говорит А. Дементьев. - И не только потому, что они остро чувствуют современность, но еще и потому, что сами являются ее непосредственными выразителями. По творчеству молодых я чувствую, как меняется эстрадная песня, ведь молодость неотделима от поиска.
Работая над диском "Бесконечность", мне пришлось столкнуться и с неожиданными трудностями: это был тот редкий для меня случай, когда стихи писались на готовую музыку. Не думайте, однако, что композитор принес мне мелодии, написанные в разное время и, как говорится, по разному поводу. Это не так. Мы готовили пластинку вместе и работали над нею около двух лет. Когда рождалась мелодия, я прослушивал ее множество раз, стараясь найти свой поэтический образ, по эмоциональной окраске и по внутреннему чувству созвучный музыке. Через ее ритмы я пытался ощутить время, выразить его в стихах.
Сотрудничество всегда подразумевает совместное решение поставленных задач. В этом смысле диск "Бесконечность" (своим построением и внутренней логикой развития поэтического и музыкального материала) свидетельствует о плодотворности такого подхода к делу. Глубоко лирическая по настроению, единая по форме, песенная композиция (так, на мой взгляд, воспринимается пластинка в целом) оставляет простор для самых разных чувств: веселья, грусти, нежности, тревоги. Различные по содержанию и характеру песни связаны неким внутренним единством: об этом дает представление даже простое перечисление их названий: "Гавань моей любви", "Бесконечность"("Бесконечно все, что связано с тобой"), "Чужой телефон" ("Семь счастливых цифр"), "Заброшенный лес", "Вперед, друзья!" Это первая сторона диска.
На второй звучат песни "Воскресение", "Без тебя", "Пусть исчезнут беды", а также песня "Риск", в которой раскрывается основная тема цикла - тема поиска, риска, без которых невозможна жизнь:
Рискуйте и в большом, и в малом,
Душа лишь только б понимала,
Что людям в достиженьи цели Риск необходим.
Быть может, очень я рискую,
Что свято верю в любовь такую,
Но ведь иначе невозможно
Вместе быть двоим...
- Как рождается песня? - продолжает разговор А. Дементьев. - Песня рождается из потребности высказаться. О пережитом, о людях, тебя окружающих. Вы никогда не задумывались, почему мы поем в общем-то одни и те же песни? Ведь не от одинаковости или однозначности людей, а скорее от адекватности их восприятия сегодняшнего дня. Поэтому, наверное, и говорят, что у каждого времени - свои песни. Песня - это возможность общения, путь к лучшему пониманию друг друга. Она родилась в народе и связана с народом нераздельно. Общеизвестно, что лишь та песня становится популярной, мелодия которой уходит своими корнями в народную музыку. Ощущение времени создает только ритм.
- Совершенно с этим согласен, - говорит Аркадий Хоралов. - Песня должна быть мелодичной, бесспорно, это так. Но есть еще очень важные для меня слагаемые - это ритм и аранжировка. Если композитор и аранжировщик понимают друг друга, духовно друг другу близки, лишь тогда можно рассчитывать на положительный результат. Мне в этом смысле очень повезло: большую профессиональную и дружескую помощь в моей работе оказал Юрий Чернавский, который аранжировал все песни, входящие в этот диск. При записи мы использовали только электронные инструменты и ритм-компьютер; лишь в трех песнях на акустической гитаре играл известный музыкант Иван Голутвин.
Как уже было сказано, Аркадий Хоралов не новичок на эстраде: он имеет достаточный опыт работы в этой области. После Костромской и Черновицкой филармонии певец выступал с группой "Самоцветы", а затем с "Красными маками", ставшими в 1981 году лауреатом конкурса "Песен стран социалистического содружества" в Ялте. С этой группой Аркадий Хоралов записал свою первую пластинку как вокалист. В нее вошли песни В. Добрынина на стихи И. Кохановского, и называлась она "Кружатся диски".
Сегодня Аркадий Хоралов работает в Тульской областной филармонии уже со своим коллективом. Человек с инженерным образованием - Хоралов неплохо разбирается в электронной радио- и звукозаписывающей аппаратуре, и это очень помогает ему в творческих поисках.
"Бесконечность" - первый большой диск Аркадия Хоралова, ставший определенным этапом в его работе как композитора и певца. Сотрудничество с таким профессиональным литератором, как Андрей Дементьев, научило молодого музыканта требовательности к себе, серьезному подходу к делу. Эти качества особенно важны, когда работаешь в столь сложном жанре, каким является современная песня. Новый диск - лишь начало и начало, как мне кажется, удачное. Хочется пожелать его создателям успеха и новых творческих поисков.
Анна Мигуля, 1986 г., журнал "Мелодия"
Автор Jerzy Bondov
8 комментариев