• Русский язык
  • Английский язык

Рождение песни

Рождение песни

Уникальная статья - по сути официальный рекламный материал фирмы "Мелодия", посвящённый выходу пластинки Аркадия Хоралова "Бесконечность". Не думаю, что её прочитало много людей в год выхода, т.к. тираж журнала её опубликовавшего составлял всего 80 тысяч экземпляров - по советским меркам, капля в море. В действительности и безо всякой рекламы (центральное телевидение и пресса вообще не баловали Аркадия своим вниманием) "Бесконечность" исчезала из отделов грампластинок со скоростью звука, став одним из самых популярных альбомомов середины 80-х в СССР.

"Бесконечность" - так называется новый диск, куда вошли песни молодого композитора и певца Аркадия Хоралова, созданные им в содружестве с поэтом Андреем Дементьевым.

Лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, Андрей Дементьев связан с фирмой "Мелодия" прочными творческими узами. Вышел в свет его поэтический диск и несколько песенных. В жанре песни поэт трудится давно и плодотворно, нередко привлекая к совместной работе молодых музыкантов.
Рождение песни

Встреча Андрея Дементьева с Аркадием Хораловым состоялась лет десять назад, когда певец из Костромской филармонии перешел в ансамбль Софии Ротару "Червона рута". Обладатель приятного гибкого баритона, Хоралов легко овладел репертуаром коллектива, основанным на фольклорных истоках, и вскоре стал пробовать свои силы в композиции. Именно тогда и была написана его первая песня на стихи Андрея Дементьева "Давай попробуем вернуть", положившая начало их сотрудничеству.

Сегодня мы знакомимся с новой большой работой композитора и поэта - диском "Бесконечность".

- Мне интересно встречаться с молодыми композиторами, - говорит А. Дементьев. - И не только потому, что они остро чувствуют современность, но еще и потому, что сами являются ее непосредственными выразителями. По творчеству молодых я чувствую, как меняется эстрадная песня, ведь молодость неотделима от поиска.

Работая над диском "Бесконечность", мне пришлось столкнуться и с неожиданными трудностями: это был тот редкий для меня случай, когда стихи писались на готовую музыку. Не думайте, однако, что композитор принес мне мелодии, написанные в разное время и, как говорится, по разному поводу. Это не так. Мы готовили пластинку вместе и работали над нею около двух лет. Когда рождалась мелодия, я прослушивал ее множество раз, стараясь найти свой поэтический образ, по эмоциональной окраске и по внутреннему чувству созвучный музыке. Через ее ритмы я пытался ощутить время, выразить его в стихах.
Рождение песни

Сотрудничество всегда подразумевает совместное решение поставленных задач. В этом смысле диск "Бесконечность" (своим построением и внутренней логикой развития поэтического и музыкального материала) свидетельствует о плодотворности такого подхода к делу. Глубоко лирическая по настроению, единая по форме, песенная композиция (так, на мой взгляд, воспринимается пластинка в целом) оставляет простор для самых разных чувств: веселья, грусти, нежности, тревоги. Различные по содержанию и характеру песни связаны неким внутренним единством: об этом дает представление даже простое перечисление их названий: "Гавань моей любви", "Бесконечность"("Бесконечно все, что связано с тобой"), "Чужой телефон" ("Семь счастливых цифр"), "Заброшенный лес", "Вперед, друзья!" Это первая сторона диска.

На второй звучат песни "Воскресение", "Без тебя", "Пусть исчезнут беды", а также песня "Риск", в которой раскрывается основная тема цикла - тема поиска, риска, без которых невозможна жизнь:

Рискуйте и в большом, и в малом,
Душа лишь только б понимала,
Что людям в достиженьи цели Риск необходим.
Быть может, очень я рискую,
Что свято верю в любовь такую,
Но ведь иначе невозможно
Вместе быть двоим...


- Как рождается песня? - продолжает разговор А. Дементьев. - Песня рождается из потребности высказаться. О пережитом, о людях, тебя окружающих. Вы никогда не задумывались, почему мы поем в общем-то одни и те же песни? Ведь не от одинаковости или однозначности людей, а скорее от адекватности их восприятия сегодняшнего дня. Поэтому, наверное, и говорят, что у каждого времени - свои песни. Песня - это возможность общения, путь к лучшему пониманию друг друга. Она родилась в народе и связана с народом нераздельно. Общеизвестно, что лишь та песня становится популярной, мелодия которой уходит своими корнями в народную музыку. Ощущение времени создает только ритм.
Рождение песни

- Совершенно с этим согласен, - говорит Аркадий Хоралов. - Песня должна быть мелодичной, бесспорно, это так. Но есть еще очень важные для меня слагаемые - это ритм и аранжировка. Если композитор и аранжировщик понимают друг друга, духовно друг другу близки, лишь тогда можно рассчитывать на положительный результат. Мне в этом смысле очень повезло: большую профессиональную и дружескую помощь в моей работе оказал Юрий Чернавский, который аранжировал все песни, входящие в этот диск. При записи мы использовали только электронные инструменты и ритм-компьютер; лишь в трех песнях на акустической гитаре играл известный музыкант Иван Голутвин.

Как уже было сказано, Аркадий Хоралов не новичок на эстраде: он имеет достаточный опыт работы в этой области. После Костромской и Черновицкой филармонии певец выступал с группой "Самоцветы", а затем с "Красными маками", ставшими в 1981 году лауреатом конкурса "Песен стран социалистического содружества" в Ялте. С этой группой Аркадий Хоралов записал свою первую пластинку как вокалист. В нее вошли песни В. Добрынина на стихи И. Кохановского, и называлась она "Кружатся диски".

Сегодня Аркадий Хоралов работает в Тульской областной филармонии уже со своим коллективом. Человек с инженерным образованием - Хоралов неплохо разбирается в электронной радио- и звукозаписывающей аппаратуре, и это очень помогает ему в творческих поисках.


"Бесконечность" - первый большой диск Аркадия Хоралова, ставший определенным этапом в его работе как композитора и певца. Сотрудничество с таким профессиональным литератором, как Андрей Дементьев, научило молодого музыканта требовательности к себе, серьезному подходу к делу. Эти качества особенно важны, когда работаешь в столь сложном жанре, каким является современная песня. Новый диск - лишь начало и начало, как мне кажется, удачное. Хочется пожелать его создателям успеха и новых творческих поисков.

Анна Мигуля, 1986 г., журнал "Мелодия"


Автор Jerzy Bondov

8 комментариев

DimaV 16 января 2014 06:54
Великолепный музыкант! Отличные мелодии, песни, вокал... Сейчас таких мелодистов нет, а Аркадий Хоралов до сих пор есть: живет, здравствует, выступает...
veleten 14 января 2014 12:51
"водянистая информация", много сказано, песня - то, песня - сё, а конкретики совсем мало, да еще и неточности.
а Красные маки только тем и памятны нам, что стали лауреатами невероятного конкурса в Ялте.
в свое время выписывал Мелодию, неплохой журнал казался, но с высоты прожитых лет видно, как мало нам давали информации.
и тому были рады...
Julya456 28 декабря 2013 14:50
Только что в первый раз послушала "Бесконечность". Очень искренняя, светлая музыка.
Кажется раньше слышала только "Заброшенный лес".
При всей моей...подозрительности к советской эстраде, здесь и возразить нечего.
Пластинка действительно очень хороша!
Аплодисменты..!


зы Чёрт побери, второй раз подряд уже слушаю.. ))
Gelos9665 28 декабря 2013 14:43
trokha,
А для меня эти альбомы - первые послеармейские wink "Бесконечность" появилась сразу же, как пришёл домой, "Ступени" чуть позже ok
trokha 28 декабря 2013 13:51
Пластинка Хоралова "Бесконечность" - память о моей службе в СА (ДМБ-87 май). Диск в дивизионе был запилен до дыр наравне с Тухмановско-Барыкинскими "Ступенями".
hryak 28 декабря 2013 13:46
Да, аранжировки всех песен на альбоме "Кружатся Диски" Юрия Чернавского и инструментал "Интерлюдия" его же.
bondov 28 декабря 2013 13:35
hryak, скорее всего, именно Вадим Голутвин имелся в виду. И по "Кружатся Диски" Вы правильно неточности заметили, дополню только, что один инструментальный трек там был авторства Юрия Чернавского. Не исключено, что именно при записи той пластинки были заложены основы будущего сотрудничества при работе над "Бесконечностью".
hryak 28 декабря 2013 13:03
Благодарю за статью про земляка Аркадия Хоралова! Хочу обратить внимание на незначительные, наверное, неточности. В альбоме "Кружатся Диски" всего две песни Добрынина, две же самого Аркадия, ещё Тухманова и Мигули по одной. А пишет Анна про одного Славу, хотя сама Мигуля. И, если кто-то знает "известного музыканта" Ивана Голутвина, подскажите, где он играл. Мне известен Вадим Голутвин.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.