• пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
  • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
» » Русский медведь с берегов Эльбы

Русский медведь с берегов Эльбы

Русский медведь с берегов Эльбы

- Если не возражаете, буду называть вас по русскому обычаю, по имени-отчеству - Иван Павлович, - Это хорошая идея, - смеется мой собеседник, известный певец Иван Ребров. - С вашей легкой руки я так и буду теперь всем представляться.


Первая статья в советской прессе, посвящённая Ивану Реброву. Весьма ценный материал, т.к. артист крайне редко давал интервью - тем самым, у советского читателя (а теперь, спустя десятилетия после публикации, и у пользователей batzbatz) появилась редкая возможность узнать много интересных фактов, как говорится, из первоисточника.

Певец родился в Германии, на берегах реки Эльбы, но его творческий путь связан главным образом с русской музыкой, которую он активно пропагандирует, совершая многочисленные гастрольные поездки но планете. Сам артист шутливо называет себя "русский медведь с берегов Эльбы". И действительно, двухметровый гигант с окладистой бородой и внушительной фигурой напоминает большого медведя.

Сначала с Иваном Ребровым я познакомился заочно. Как и многие советские любители музыки, услышал в магнитофонных записях русские песни и старинные романсы в его исполнении. Хотя записи и не отличались высоким качеством, они все-таки давали представление о могучем голосе и необычайных вокальных возможностях певца. Особенно сильное впечатление произвел в исполнении Ивана Реброва романс "Очи черные", когда-то блистательно исполненный Федором Ивановичем Шаляпиным.

С тех пор я стремился пополнить свою музыкальную коллекцию записями выступлений западногерманского певца в концертных аудиториях разных стран и в студиях граммофонных компаний. Мне удалось даже достать несколько пластинок Ивана Реброва, где его фамилия фигурирует либо по-русски, с буквой "в" на конце, либо на немецкий лад, с двумя "f" - Реброфф. Приобрел я и пластинку с оперным репертуаром артиста - исполнителя ведущих басовых партий в "Борисе Годунове" Мусоргского, "Дон Карлосе" Верди, "Волшебной флейте" Моцарта, "Фаусте" Гуно.

В 1975 году, работая в Канаде корреспондентом ТАСС, я познакомился с певцом лично и побывал на его концерте. Совершая очередной виток кругосветного гастрольного тура, Иван Ребров прибыл в канадскую столицу, о чем дружно сообщили все средства массовой информации. Мы встретились в лучшей оттавской гостинице "Холидей Инн". Разумеется, прежде всего я попросил Ивана Реброва рассказать о себе, и он охотно откликнулся на просьбу.

- Вы первый советский журналист, проявивший интерес к моей персоне, мне очень приятно с вами беседовать, - сказал он. - Вы представляете великую страну - родину моей матери и мою духовную родину: я боготворю русскую музыку, русскую культуру, русские традиции.

Родился я в небогатой семье. Мать - украинка, отец - немец. Я безмерно благодарен матери, которая с детства привила мне любовь к музыке вообще и к русской в частности. Первые музыкальные занятия прошли в церковном хоре. Всем нравился мой чистый и сильный дискант, который мне каким-то чудом удалось сохранить. Теперь мой бас непонятным образом сочетается с детским дискантом, что позволяет мне иногда исполнять вокальные произведения колоратурного репертуара.

(Забегая вперед, замечу: однажды на концерте в Оттаве я был потрясен, как, впрочем, и весь зрительный зал, услышав, что этот бас вдруг перешел на кристально чистые трели, исполняя алябьевского "Соловья").

Но продолжим... После школы я учился в университете и одновременно работал грузчиком (нужны были деньги), пел в любительском хоре и занимался с профессиональными певцами-педагогами, - рассказывает артист. - Вся моя жизнь была подчинена одной цели - стать певцом. В 1958 году в музыкальной школе Штутгарта мне был присужден первый приз на конкурсе вокалистов. В 1961-м стал победителем международного конкурса певцов, организованного радиокомпаниями ФРГ в Мюнхене, В 1962 году состоялся мой оперный дебют: это было во Франкфурте-на-Майне, я выступил в роли Фигаро в опере Россини "Севильский цирюльник". Через два года там же спел партию Бориса Годунова, причем на русском языке, который к тому времени уже прилично знал.

Затем начались концертные выступления, на них я исполнял мои любимые русские песни и романсы. Вышли и первые пластинки. Они разошлись большими тиражами и принесли мне известность. Меня приглашали солистом в нью-йоркскую "Метрополитен опера", но я предпочел карьеру исполнителя русского народного репертуара и живое общение с аудиторией.
Русский медведь с берегов Эльбы

- Вы всегда появляетесь перед зрителями в косоворотке, шароварах и сапогах, в меховой шапке и шубе - довольно странное сочетание русского народного костюма и старинных боярских одежд. Такая стилизация - ваш сценический образ?

- Пусть так. Я считаю себя русским, и мне хотелось воссоздать для слушателей и внешний облик русского человека. К тому же мои друзья утверждали, что к моей солидной фигуре идут меховая шапка и шуба. Свои имя и фамилию - Ганс Риппер - тоже перевел на русский. Так появился Иван Ребров...

На концерт в один из лучших залов Оттавы я шел с интересом. Переполненный театр свидетельствовал о популярности певца. Артист вел программу на четырех языках: русском, английском, французском и немецком, непринужденно перемешивая слова так, что и содержание песен, и шутки, которыми он пересыпал музыкальные номера, становились понятными каждому и вызывали живую реакцию слушателей. Пел он в сопровождении ансамбля русских народных инструментов, иногда спускаясь со сцены в зрительный зал и непосредственно обращаясь к зрителям. Остроумно комментировал он каждую свою песню.

"Из-за острова на стрежень", говорил он, к примеру, посвящена великой русской реке Волге и любимому народному герою Степану Разину, 300 лет назад боровшемуся с царским самодержавием. И добавлял со смехом; "Немцам, побывавшим в России во время минувшей войны, воспоминания о Волге вряд ли доставят удовольствие". Это напоминание о поражении гитлеровцев под Сталинградом вызывало оживление в зале.

Пел он в тот вечер "Полюшко-поле", "Подмосковные вечера", "Катюшу", блистательно исполнил "Песню старого Берша" из оперы Ипполитова-Иванова "Ася", "Сижу в прохладном кабачке". Единственным ее исполнителем в СССР был М.Михайлов, обладавший мощным низким басом. Зрители долго не отпускали Реброва, требуя все новых и новых песен. И артист, не отказывая, пел.

...А через год мы встретились снова - гастрольные дороги вновь привели Ивана Реброва в Оттаву. На этот раз он сам позвонил мне, представился Иваном Павловичем и пригласил на концерт.

Перед началом я прошел за кулисы, сообщил ему, что в зале много сотрудников советских учреждений в Канаде и попросил включить в программу несколько советских песен и, конечно, мои любимые - "Темную ночь" и "Эх, дороги", которые, кстати, вошли в его новый альбом. Он охотно согласился и спел их с большим чувством. В музыкальной рецензии, опубликованной на следующий день газетой "Оттава ситизен", отмечалось, что песня "Эх, дороги" композитора Анатолия Новикова на слова Льва Ошанина вызвала наиболее бурную реакцию зрителей, Газета назвала ее лучшей песней концертной программы.

Известно: певцы делятся на две категории - просто вокалистов и певцов-артистов. Иван Ребров - артист, как говорится, от бога. Каждое исполненное им произведение - настоящий спектакль, в котором артист создает запоминающийся образ.

Следующий после концерта день оказался у певца свободным, и нам удалось встретиться в непринужденной домашней обстановке. Мне хотелось как можно больше узнать о Реброве, его жизни, творчестве. Он рассказал, как много и упорно работает над совершенствованием своего репертуара. Посетовал на отсутствие нот и текстов советских песен, которые он с удовольствием включил бы в свои новые программы.
Русский медведь с берегов Эльбы

- Да и на гастролях в вашей стране мне не удалось побывать, - пожаловался певец, выступавший в лучших залах Европы, Америки, Азии, Австралии, Новой Зеландии.

- В 1974 году я был в Москве туристом. Побывал в Большом театре, разыскал мраморный бюст моего кумира Федора Ивановича Шаляпина и положил к нему цветы. Был принят тогдашним министром культуры СССР Екатериной Алексеевной Фурцевой, которая, как мне показалось, проявила живой интерес к моему творчеству и обещала организовать гастроли в Советском Союзе. Она была настолько любезна, что устроила в мою честь прием, на котором попросила меня спеть русские романсы "Очи черные" и "Две гитары". Я, разумеется, исполнил просьбу и был вознагражден аплодисментами. Однако дальше этого дело не пошло, и предложений о гастролях я не получил.

До сих пор не могу понять причину этого, - сокрушался Ребров в нашу недавнюю, третью встречу.

- Если сотрудников министерства культуры смущает мой русский репертуар, недостаточно традиционное исполнение русских песен и романсов или небольшой акцент, который пока еще не полностью изжит, я смог бы приехать в СССР с программой классического репертуара, а также песен разных стран, - я исполняю их на языке оригинала. Моя мечта выступить в Концертном зале имени Чайковского.

Мне же оставалось лишь выразить надежду, что организаторы гастролей в СССР в конце концов откликнутся на пожелания любителей музыки, сумевших даже по магнитофонным записям оценить талант Реброва, и предоставят им возможность встретиться с певцом.

- Сейчас интерес к русским песням, да и к Советскому Союзу в целом еще более возрос. От всей души желаю вам успеха в новой политике. Жаль только, что перестройка и гласность не отразились пока на моем концертном пути, который никак не может дойти до Москвы. Как хотелось бы встретиться с советскими зрителями! - говорит Ребров.

Вы не без гордости называете себя гражданином мира, и такое определение любит повторять пресса. А вообще, где вы живете, что любите, чем интересуетесь? Вашим многочисленным поклонникам, безусловно, интересно побольше узнать о своем кумире.

- Семьи у меня нет, я холостяк. Музыка - моя жена. Я постоянно в пути, постоянно общаюсь со зрителями, что доставляет мне всегда несказанную радость. В этом смысл моей жизни. А спутницу, которая с искренним желанном и радостью смогла бы разделить мой кочевой образ жизни, найти трудно.

Есть у меня старинный дом в горах на юге ФРГ, там и отдыхаю после гастролей. Местные жители называют его "домом двух медведей", Один медведь - это, конечно, я, другой - настоящий медвежонок. Несколько лет назад я привез его из канадской провинции Британская Колумбия, где выступил с благотворительным концертом перед бастовавшими тогда лесорубами. Они и подарили мне забавного звереныша. Со временем он превратился в большого медведя, и мне пришлось отдать его в зоопарк.

Сейчас местом моего отдохновения стал маленький греческий островок в Эгейском море, где я купил виллу. Приобщаюсь к культуре и музыке этой страны и изучаю греческий язык. Приезжайте ко мне в гости!

Сейчас Ивану Реброву 67 лет. Его энергии можно только позавидовать. До 320 дней в году он проводит в концертах. В его творческом багаже около 30 записанных им альбомов, в том числе 37 "золотых пластинок", распространенных миллионными тиражами. Среди них - альбомы "Моя русская родина", "Моя Россия, ты так прекрасна". Чудесные названия!

Прощаясь с Ребровым, слушая его бархатный глубокий голос, думаю: пора, наконец, отменить нелепое табу, наложенное у нас кем-то когда-то на его творчество. Очень хотелось бы встретиться с ним в нашей стране, которую он любит и музыку которой пропагандирует неустанно.

Иван Миронов, 1988г.

Послесловие: только весной 1989 года, Ивану Павловичу удалось осуществить свою давнюю мечту и выступить с концертом в Москве, куда он прибыл по личному приглашению М.С. Горбачева. В дальнейшем, он ещё долго и плодотворно работал, несмотря на болезнь (сахарный диабет), вплоть до своей кончины в 2008-м году.

Автор Jerzy Bondov

0 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.