• Русский язык
  • Английский язык
» » Серебряные трубы "Арсенала"

Серебряные трубы "Арсенала"

Серебряные трубы "Арсенала"

Весьма интересная статья о пионерах джаз-рока и фьюжна в СССР - группе "Арсенал". Материал увидел свет в 79-м году.

- Простите, у Вас нет лишнего билетика?
- А говорят, когда объявление повесили, билетов в продаже уже не было!
- Подруга, вроде обещала лишний билетик принести, так я на него пятая буду.
- "Арсенал", "Арсенал", - хоть посмотреть, за что абонемент в нагрузку сунули...

(Из разговоров)


Что же это за "Арсенал", на концерт которого попасть было практически невозможно, несмотря на то, что коллектив гастролировал в Минске целую неделю? Что заставило совершенно разных по возрасту и образованию людей с мольбой в глазах задавать один и тот же вопрос про счастливый лишний билетик, не имея ни единого шанса заполучить его?

- ...Мы назвались "Арсеналом" потому, что стремимся к всесторонней художественной вооруженности. Нашим музыкальным оружием мы готовы поделиться с каждым, броневые врата "Арсенала" распахнуты настежь, - эти слова, сказанные Алексеем Козловым, руководителем ансамбля, несколько лет назад, можно с уверенностью отнести к девизу ансамбля, к его жизненным принципам.

Ансамбль был создан при Дворце культуры "Москворечье" в 1970 году. Но только после трех лет работы коллектив решился представить свои работы на суд широкой публики. Что это - неуверенность, неудовлетворенность достигнутым? Может быть. Но прежде всего это огромная требовательность к себе, кропотливый труд и, конечно, творческий поиск.

"Арсеналу" удалось найти свое "я", стать одним из сильнейших коллективов в стране. Но это было позже. А вначале был... Алексей Козлов, который к началу 70-х годов заслуженно становится одним из ведущих мастеров советского джаза. Он - солист в оркестре "ВИА-66" под руководством Юрия Саульского, лауреат многих отечественных и зарубежных джазовых фестивалей. Козлов пробует себя в различных жанрах джаза, меняет саксофон-баритон на альт и, наконец, вообще перестает концертировать и приступает к работе в студии джаза, откуда и повел свое существование джаз-рок-ансамбль "Арсенал".

В то время почитатели классической музыки, критики и многие музыканты считали, что средства музыки "рок" используют лишь те, кто ищет дешевой популярности и легкого пути в музыке. Их можно было понять: многочисленное семейство западных музыкальных ансамблей своей продукцией примитивного, дешевого рока рассчитанного на взвинченных рекламой и обалдевших от гитарного рева юнцов, придали этому направлению исключительно бездарный коммерческий характер. Но тем сложнее была задача у "Арсенала" - выявить лучшие стороны этого стиля, стороны, которые привлекали на сторону рок-музыки миллионы поклонников, и дополнить язык джазовых импровизаций ее экспрессивным звучанием и ритмом.

Любители же джаза и многие джазовые музыканты в большинстве своем находились в плену устоявшихся традиций и не принимали нового направления. Поэтому для изменения джазовых канонов требовалось незаурядное мастерство и редкое умение работать, что называется, на "стыках" стилей.


В 1978 году ансамбль приглашают принять участие в трех крупных джазовых конкурсах - "Тбилиси-78", Московском джаз-фестивале (предыдущий Московский джаз-фестиваль проходил ровно 10 лет тому назад - в 1968 году) и международном джазовом конкурсе, проходившем в Польской Народной Республике - фестиваль "Джаз-Джамбори-78". Выступления были "золотыми" и принесли ансамблю звание лауреата в Тбилиси, Москве и успех в Варшаве.

Чтобы лучше представить себе, как звучит "Арсенал", можно вспомнить ансамбль "Мелодия" под управлением Г. Гараняна или американскую группу "Чикаго", по составу и манере игры схожих с "Арсеналом". Внутри ансамбля можно выделить две группы инструментов - традиционную рок-группу из гитар, клавишных и ударных и группу медных инструментов. Интересно отметить, что состав стал чисто инструментальным - это продиктовано новыми музыкальными задачами. Этим же объясняется и отсутствие трех вокалистов, выступавших с "Арсеналом" несколько лет назад. Кстати, хотя "Арсенал" по-прежнему называется джаз-рок-ансамблем, музыкальный стиль его усложнился, шире стала использоваться камерная и симфоническая музыка, при этом язык джаз-рока остался основным средством выражения. Новый стиль ансамбля больше подходит под музыкальный термин "фьюжн-мьюзик", что по-английски значит - слияние, объединение. Именно это слово очень точно характеризует творчество ансамбля, применяющего всю гамму приемов, имеющихся в музыкальном арсенале эстрады.

А теперь войдем в концертный зал, сядем на приставное кресло, которое удалось "достать" с таким трудом, послушаем выступление ансамбля. Его открывает руководитель Алексей Козлов. Он не только самобытный композитор и виртуозный саксофонист, он - пионер нового стиля и, как человек с широким кругозором, щедро делится со слушателями своими знаниями. Он рассказывает о замысле каждого исполняемого произведения, современном и традиционном джазе, готовит слушателя к грамотному восприятию музыкального произведения.

Концерт "Арсенала" начинается композицией из трех частей, сочиненных музыкантами, которые в какой-то мере являются ориентирами в их творчестве. Среди них - основатели больших школ в джазовой музыке - Жан-Люк Понти и Чик Кореа.

Зал притих, вдруг музыка совершенно другого стиля. В довольно необычном сочетании - тромбон, гитара и синтезатор. Два года назад, выступая на заседании Минского джаз-клуба, А. Козлов говорил о том, что ансамблю часто необходимо использовать при исполнении длинные, тянущиеся, "космические" звуки, но технический арсенал "Арсенала" пока не совпадает с желанием музыкантов. Теперь ансамбль можно поздравить с двойным приобретением; в его "багаже" наконец-то появился долгожданный синтезатор, а в коллектив отлично "вписался" электронный волшебник Вячеслав Горский.

Перерыв. Смотрим, кто же пришел на концерт "Арсенала". Мнения о концерте? В большинстве восторженные, хотя проскользнуло: "Дремал, дремал, так пива захотелось"... Жаль, конечно, что для одного из желающих попасть на концерт билет пропал. В "курилке" идет горячий спор: мирового класса ударник ансамбля Станислав Коростелев или европейского...

...Внимательно слушая друг друга, вступают инструмент за инструментом в монолитное, слаженное звучание - звучит старинная русская народная песня "Как при вечере-вечере". Именно эта песня принесла "Арсеналу" звание лауреата в Москве и Тбилиси.

Любопытная деталь: внимание зрителя сосредоточено только на тех музыкантах, которые участвуют в исполнении произведения непосредственно. Остальные бесшумно уходят со сцены, чтобы вновь появиться на ней перед исполнением очередной партии. Козлов все время в движении: он жестами дает команды, время от времени подходит к разным инструментам, играет, вновь дирижирует, в перерывах ведет концерт. Он - душа "Арсенала".


Выступление "Арсенала" отличается от тех эстрадных концертов, к которым мы привыкли - и, прежде всего, своим стремлением к популяризации жанра, в котором выступают музыканты, и если когда-то на "заре" музыканты могли позволить себе "накалять" публику и в экстазе, отбросив крышку рояля, ударять по струнам кулаками, обрушивая в зал водопад шумов, то сейчас ничего этого нет, идет обычная будничная работа, за которой скрывается колоссальный труд на репетициях.

...Ансамбль прощается со зрителями, а так не хочется уходить, расставаться с музыкантами, подарившими своим почитателям настоящий праздник.

М. Гальперин, Ю. Куликов, 1979 г., журнал "Рабочая смена"


Автор Jerzy Bondov

5 комментариев

kjast 17 ноября 2013 00:21
С Арсенала и началось мое знакомство с джазом, приятным знакомством. Да, давненько это было.
Avgo Dima 17 ноября 2013 00:12
Цитата: Nonsense0360
Барабанщика не помню - Брусиловский?

Стас Коростелёв (с бородой) на первом видео (в Википедии другой указан)

Цитата: Kayman66
.торговал на БлагБазе

Студенту было лучше 50 копеек переплатить , чем нагрузку брать .
И середину мне давали wink А выгоды я с этого не имел . Всё честно ok Как брал себе , так и другим (не много нас было , человек с дюжину) . Людей больше водка интересовала . sorry
--------------------
https://disk.yandex.ru/a/wuOLXmpeYzkf7A
Kayman66 17 ноября 2013 00:05
Цитата: Avgo Dima
Я снабжал билетами всех желающих , вместо нагрузки , оставлял 50 копеек за билет .

..торговал на БлагБазе возле рыбных рядов.. yes-yes
Avgo Dima 17 ноября 2013 00:01
.... за что абонемент в нагрузку сунули ... (из статьи)
С Арсеналом мне повезло . За 5 лет учёбы в Харькове , трижды (1-3-5 курсы) был на концерте , в самом акустически удачном к/театре .
Ни разу не повторились .
Первый - джазовый , джаз-рок , много меди
Второй - более фьюжен , но и джаз-рок
Третий - самый современный фьюжен во всём разнообразии .
К сожалению , пластинки лично мне не приносили такого же удовольствия . Куда то девалась глубина низов . Вот то же самое с группой Круг . Не катят на пластинках .

А по поводу нагрузки ... Я снабжал билетами всех желающих , вместо нагрузки , оставлял 50 копеек за билет . Все были довольны . wink Вот такие времена были . Билет с нагрузкой . bully
--------------------
https://disk.yandex.ru/a/wuOLXmpeYzkf7A
Nonsense0360 16 ноября 2013 21:14
Какие люди на видео: Горский, Куликов, Розенберг,.. Барабанщика не помню - Брусиловский?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.