• Русский язык
  • Английский язык

Группа Август

Группа Август

Самая содержательная, из до сих пор опубликованных в интернете, статья о "золотом" периоде творчества советской хард-н-хэви группы Август. Несмотря на несколько скептический тон, материал представляет уникальную возможность проследить историю популярнейшего коллектива в период с 1982 по 1992 год.

Август - так называется далеко не самая интересная санкт-петербургская хард-роковая группа, но волею обстоятельств - самая известная за пределами города на Неве. Коммерческий хард-рок, на который ориентируется группа, везде находит своего слушателя, хотя при всех музыкальных достоинствах материала, тексты песен чересчур слабы для группы подобного уровня. При всем желании их трудно назвать даже банальными...

Изначально Август задумывался как серьезный арт-роковый проект, который должен был базироваться на исключительных профессиональных способностях его участников. Идея проекта принадлежит клавишнику/вокалисту Олегу Гусеву, который к этому моменту создал себе неплохую репутацию, работая в любительских и пролупрофессиональных хард-роковых составах (Апрель, Солнце, Россияне).

В свой проект Гусев попытался подобрать как можно более опытных музыкантов и в значительной мере это ему удалось. В оригинальном составе Августа значились такие культовые люди, как басист Александр Титов и ударник Евгений Губерман; а также гитарист Геннадий Ширшаков и вокалист Рафик Кашапов. В августе 1982 года группа окончательно стабилизировалась и после успешной сдачи программы стала работать от Кемеровской филармонии. Свои первые концерты Август дал в сентябре в Омске, Казани и Новосибирске, потом провел турне по городам Урала и Сибири, принял участие в нескольких локальных рок-фестивалях и лишь в начале 1983 года вернулся в Ленинград.
Группа Август

Рафик Кашапов был заменен вокалистом Андреем Рублевым (настоящая фамилия Степанов). Рублев прошел через Поющие сердца, в 1981 году пел в Веселых ребятах, и его своеобразная манера петь стала одним из отличительных знаков раннего Августа. С приходом Рублева в группе оказались одни профессиональные музыканты - четверо выпускников ленинградского музыкального училища имени Римского-Корсакова и один выпускник московского, имени братьев Гнесиных. Такой подбор был отнюдь не случаен - Гусев, являющийся автором репертуара, строил свои композиции по симфоническому принципу, и любителю исполнение сложных инструментальных партий вряд ли было бы под силу.

В Ленинграде Август дал несколько пробных концертов, которые прошли с огромным успехом, во многом благодаря культовому статусу Титова и Губермана, которые принимали сессионное участие в записях групп ленинградского рок-клуба.

Уже тогда в музыке группы появились некоторые признаки коммерческого подхода. Шоу Августа состояло из трех частей. Материал первой мало чем отличался от репертуара модернизированных ВИА, разве что более "роковой" аранжировкой; во второй музыканты переходили к длинным арт-роковым инструментальным композициям ("Затмение", например), где властвовали клавишные Гусева и изредка прорывалась гитара Ширшакова; и лишь в третьей, заключительной части концерта Август обращался к "металлическому" материалу. Такая политика, основанная на желании услужить сразу всем, была порочна изначально и, когда первые восторги прошли, перед группой встал вопрос - что делать дальше?

Сторонники экспериментального отношения к музыке - Титов и Губерман - оказались лишними в готовящейся кампании покорения советского рок-рынка и несколько месяцев спустя после образования группы ушли из нее. Александр Титов какое-то время помогал Зоопарку, а потом перебрался в Аквариум, а Евгений Губерман стал работать в джазовом ансамбле Давида Голощекина, иногда выступая в качестве сессионного ударника (Мания, Зарок, Облачный край).
Группа Август

Коммерция редко совпадает с серьезной музыкой, и поэтому, потеряв столь виртуозных музыкантов, Гусев не стал искать им равноценную замену, а попросту взял в Август двух крепких инструменталистов, способных реализовывать его материал на студии и на сцене: басиста Льва Лемберского и ударника Юрия Антонова.

К середине прошедшей декады противоречия внутри группы привели к тому, что Август оставили Антонов и Рублев. Последний пробовал себя в группах СВ и Визит, а сейчас серьезно занят сольной карьерой.

На их места пригласили певца Павла Колесника, вокальные данные которого схожи с данными Рублева, и ударника Андрея Круглова, ранее работавшего с Землянами. Коммерцизация состава завершилась. Концертный сет постепенно наполнился рассчитанными на легкий успех песнями-однодневками, появились электронные ударные, и в итоге от того Августа, который стартовал в 1982 году, очень скоро практически ничего не осталось. Гусев начинает вводить в композиции элементы "новой волны" и музыки "техно-поп". Достаточно вспомнить как-то сыгранный в "Голубом Огоньке" номер "Счетчик времени включен...".

Под давлением Министерства культуры Август на время был переименован в Группу Олега Гусева, и это название больше отвечало существовавшему в этот момент коллективу. На небольшом интервью осенью 1985 года Гусев выглядел довольно усталым и без особого рвения объяснил происшедшие метаморфозы "творческим поиском"...
Группа Август

Нет ничего странного в том, что при подобном подходе к середине 80-х Август понес ощутимые потери по части популярности (возьмите для сравнения Арию или Черный кофе). И единственное, что помогло группе вернуться в зону общего внимания, так это то обстоятельство, что пластинка "Демон" оказалась первой хард-роковой пластинкой фирмы "Мелодия", записанной отечественной группой. Август всего на несколько месяцев опередил Черный кофе, и только этим можно объяснить довольно высокий тираж выпущенных (но не проданных - взгляните на магазинные полки!) дисков "Демон", 1011120 экземпляров по состоянию на 1989 год.

Если инструментальная часть альбома и может вызвать интерес, как образец пост-вокально-инструментальной музыки, то с текстовой точки зрения альбом не выдерживает никакой критики. Все предыдущие магнитофонные записи группы, как это ни забавно, были намного выше уровнем. Заглавная песня альбома дарит нам образ этакого бутафорного демона, сделанного для дешевого спектакля времен холодной войны.

На этом же альбоме дебютировал второй вокалист Августа - Владимир Трушин. Само по себе его присутствие в группе труднообъяснимо - во время шоу он исполнял единственный номер, который вполне мог бы спеть и Колесник.

"Демон" все-таки помог Августу вынырнуть из глубинки и последующие за выходом альбома месяцы группа провела и интенсивных поездках. В Москве, однако, рискнула выступить лишь в качестве составной части сборной программы, в то время как Ария, Круиз и Мастер были в состоянии одни заполнить десятитысячные залы.

В 1988 году Август принял участие в польском фестивале "Металломания-88", где его выступление получило и негативную и позитивную оценки прессы.

Второй альбом группы, "Ответный удар", появившийся в магазинах в конце февраля 1989 года, оказался еще слабее первого. Уже на второй день после выхода его спокойно можно было купить во всех специализированных столичных магазинах.

Таким образом, "Ответный удар" был произведен мимо и не достиг желаемого результата. Следствием этого стали очередные перемены внутри Августа. Владимир Трушин перебрался в Санкт-Петербург, Павел Колесник решил петь сольно, а новым вокалистом Августа стал молодой энергичный певец Константин Шустарев, работавший прежде с рок-клубовской спид-метал-группой Нокаут.

Однако, этому альянсу также не было суждено существовать сколько-либо долгое время - осенью 1989 года группа в полном составе (кроме Гусева, естественно) ушла и создала новый проект Маршалл.

Некоторое время царила неопределенность, но потом Гусев объявил новый состав своей группы - ядром ее стал гитарист Юрий Стиханов, недовольный своим положением в прежнем коллективе - Группе Гуннара Граппса; также добавились басист Юрий Медведчиков и ударник Аркадий Аладьин (оба экс-Марафон). Позднее появился вокалист Александр Потапчук.


Группа прекратила работать в стране, летом 1991 года Август работал в Швеции, в сентябре того же года в Западном Берлине. В настоящее время Август как постоянный не существует. В конце 1991 года планировался выезд во Францию, в котором должны были участвовать Гусев, Потапчук, Аладьин и несколько известных питерских музыкантов, имена которых после провала выезда держатся в тайне. Аладьин и Медведчиков подрабатывают в Русских; Стиханов полгода пробыл в Штатах, рекламировал гитары Крамер и пытается работать соло; Потапчук ставит на ноги сольный проект в Воркуте; Гусев занялся продюсированием видео-клипов. От Августа осталось два магнитофонных альбома: "Маятник" (83) и "Далекая звезда" (84).

Олег Гусев выпустил в 1986 году сольный инструментальный магнитоальбом "Present". На данный момент Гусев выпустил во Франции два альбома с инструментальной клавишной музыкой: "Phantasm" (90), "Русские сны" (12.91). На первом альбоме ему помогали Медведчиков и Стиханов, на втором - только Стиханов. В работе третий сольный альбом, продюсером которого будет Rick Wakeman.

Журнал Rock City, 1992 г.


Послесловие: группа воссоединилась снова в 2002-м году, к сожалению, без своего основателя и автора всех хитов - Олега Гусева. Вообще, его след после 92-го года теряется. Большая просьба к знающим людям поделиться информацией о его судьбе.

Автор Jerzy Bondov

3 комментария

Alexach 22 января 2014 17:31
Где-то в сентябре 1982-го мне посчастливилось побывать на концерте "Августа" в ДК шахты Распадская в Междуреченске (старший брат вытащил меня на это мероприятие). Группа как раз тогда и работала в Кемеровской филармонии (впрочем как и "Диалог" с "Землянами"). Я тогда как раз пошёл в 10-й класс и концерты рок-групп для меня были внове. Сидели на первом ряду и басы со всей силы били меня по животу (такое у меня было первое впечатление). Но концерт сам по себе очень понравился, арт-роковой направленности. Потом где-то год ещё его вспоминал. Честно говоря, последующая смена направленности жанра "Августа" мне не очень понравилась, хотя их пластинки "Демон" и "Ответный удар" до сих пор в шкафу стоят. А тогда, уже в последующие студенческие годы, хотелось услышать от них что-нибудь из-того, что исполнялось на том памятном мне концерте. До сих пор эта мечта осталась неосуществлённой. Надо будет поискать...
Vakkamaja 21 января 2014 19:53
В начале-середине нулевых годов я работал в музыкальном магазине на Петроградке (С-Петербург), на Каменноостровском пр.
И туда очень часто заходил О. Гусев за DVD. Причёска у него конечно уже не такая длинная, но в общем выглядел он очень хорошо и молодо.
Другую информацию попытаюсь выведать у сегодняшнего бас-гитариста "Августа", так как немного приятельствую с ним.
Avgo Dima 21 января 2014 18:58
Куда делся Олег Гусев ? - это одно .
Но у меня есть второй вопрос , думаю уместно задать , может кто и знает :
Куда делась бесследно для РУнета другая группа с таким же названием , концертная программа которой называлась "Дискотека" ? Этого же периода . Конец 1982 г. Весной 1983г они же поменяли филармонию и приезжали с названием "Тяжёлый Метал" , видимо Ленинградский Август сохранил своё название .
Помню , что это была - отличная программа , не хуже На-На 82-83 . Руководителя фамилия - Муравьёв (не знаю , если это - муж Алисы Мон ?) . Так бесследно , что никаких следов ? Филармонии (место прописки) обе - восточнее Волги .
--------------------
https://disk.yandex.ru/a/wuOLXmpeYzkf7A

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.