Статья о Демисе Руссосе, опубликованная почти 40 лет назад. Без лишней идеологизированности не обощлось, конечно,- 1975 год как-никак. Тем не менее, присутствует достаточное количество действительно полезной информации - даже газета "Мелоди мейкер" цитируется...
Демис Руссос был уже достаточно известен на континенте, когда в 1973 году приехал выступать в Англию. Там его ждал "скандал наоборот" - отсутствие ажиотажа, хотя многочисленный персонал королевского "Альберт-холла" приготовился к привычным боям с поклонниками. Случилось необычное - многочисленные "фэны" (рьяные любители поп-музыки), может быть, впервые за долгое время по-настоящему слушали музыку. Слушали... спокойно.
На сцену вышел неброско одетый человек со странным инструментом в руках - это бузуки, греческая разновидность мандолины. Он начал петь под ее аккомпанемент очень простые песни. Но было в них ни сладких любовных вздохов, ни выкликов, а была "честная философия настоящего артиста", как писал в рецензии критик музыкального журнала "Мелоди мейкер".
Об этом артисте мы хотим рассказать подробнее.
Грек Демис Руссос родился в 1946 году в Египте, в Александрии. Подростком увлекался живописью и музыкой, научился играть на фортепьяно, скрипке, трубе и гитаре. Позднее семья переезжает в Грецию, и Демис поступает на философский факультет Афинского университета. Параллельно с лекциями Демис посещал консерваторию и учился играть на бузуки.
Подобно многим своим ровесникам, Демис Руссос вступил в организацию "Демократическая молодежь Ламбракиса". Они вели не только политическую, но и творческую работу. Молодые поэты, композиторы, певцы писали музыку и стихи, навеянные искусством родной Эллады.
В страшный день 21 апреля 1967 года, когда к власти пришли "черные полковники", Демис Руссос был в Париже – приехал на каникулы. Первые сообщения из страны: правительство низложено, власть в руках фашистской хунты, тысячи людей, среди них лучшие представители творческой интеллигенции, брошены за решетку...
Демис решает остаться во Франции. Не без труда находит работу в парижском кафе - поет для греков-эмигрантов. Здесь Демиса и его друзей находит представитель фирмы грамзаписи "Филипс". После пробных прослушиваний подписывается контракт, и а июне 1968 года на музыкальном горизонте появляется новое имя - греческое трио "Дитя Афродиты". Они выпускают первую пластинку с песней "Дождь и слезы". Это был успех: "сингл" становится во главе хит-парадов большинства стран Западной Европы.
Причина успеха нового ансамбля? Прежде всего в удивительном голосе солиста трио - Демиса Руссоса. Его сердечная манера пения, легкий акцент хрипловатого голоса, несентиментальная грусть звучали удивительно ново. В тонких модуляциях и высоких глиссандо чувствовалась большая музыкальная культура. В одной фразе он многократно меняет окраску.
"Дитя Афродиты" становится популярен. Ансамбль приглашают в турне по Франции и Италии. За сравнительно короткое время продастся около миллиона пластинок с песней "Дождь и слезы".
Ну а дальше? На роль "звезды", как выяснилось, Демис Руссос не годился. Он не мог петь песни по заказу импресарио, который выбирал ему авторов и репертуар.
Ровно через три года Демис Руссос ушел из ансамбля "Дитя Афродиты" и начал свою соло-карьеру. Шаг рискованный. Друзья предупреждали, что это может быть началом конца. Демис стоял на своем. Он привлек к работе своих товарищей по организации "Демократическая молодожь Ламбракиса", оказавшихся в эмиграции, молодых композиторов и поэтов - С. Влапианосо, Р. Константиноса, Ч. Чалкитиса, А. Каракадаса. Писал музыку на стихи Яниса Рицоса и Вреттаноса. Так родился альбом "Лед и пламень". "Это была пластинка - размышление о судьбе Греции, о любви, о жизни и смерти, - писал французский музыкальный журнал "Кидд", - Руссос здесь выступил не только замечательным вокалистом, но и прекрасным аранжировщиком и дирижером.
В середине 1972 года Демис отправляется в гастрольную поездку. Сначала - Франция, Италия, Австрия, а потом многомесячное турне по Южной Америке, закончившееся в конце года подлинным триумфом на фестивале популярной музыки в Рио-де-Жанейро. Музыкант много работает в поездке и летом 1973 года выпускает, пожалуй, самый известный свой альбом "Навсегда":
Нет пути, нет выхода для нас.
И выход не появится, если просто ждать,
А мы не можем просто ждать -
Как только проснется день,
Они поймают тебя,
Так что лучше уйти с нами - выхода нет.
Нельзя просто ждать
Там, где никто не может быть свободным.
Нет другого пути, мой друг.
Третья долгоиграющая пластинка певца - "Только очарование", а которой Руссос продолжает развивать тему глубоко философской, гражданской лирики, вышла через год, в мае 1974 года. Два месяца спустя пришла счастливая весть: в Греции рухнул фашистский режим! Демис рвется выступать на родину. Перед отъездом в интервью итальянскому еженедельнику он сказал: "В своих песнях я всегда рассказывал людям о моей отчизне - многострадальной Греции, о ее музыке, природе, культуре. И вот теперь, когда окончилось семилетнее заточение греческого народа, я по-настоящему счастлив!"
В. Осокин, журнал "Ровесник", 1975 г.
1 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ