• Русский язык
  • Английский язык
» » Веселые ребята - проблемы и надежды минувшего

Веселые ребята - проблемы и надежды минувшего

Веселые ребята - проблемы и надежды минувшего

О «Веселых ребятах», полагаю, написано много и даже более того. Предлагаемый далее материал - попытка дописать лишь маленький штришок к непредвзятой истории коллектива. У любой группы бывают нелучшие времена, вот и у "ВР" случились таковые на рубеже 70-80-х гг. ХХ-го столетия, о чем и повествует представленная ниже статья, написанная автром в эдаком, я бы сказал, сострадательно-оптимистичном ключе с нотками добродушной критики. Ныне, по прошествии десятилетий, любопытно оценить надежды и ожидания тех далеких уже времен. Скан оригинальной публикации - по ссылке в конце.

Взявшись писать о «Веселых ребятах», я сразу столкнулся с парадоксом. Судите сами. На сегодняшний день этот коллектив — один из самых профессиональных, самых «образованных» наших ВИА: в его составе пять музыкантов с консерваторским образованием. А с другой стороны, в «парадах», объявляемых разными газетами и журналами, «Веселые ребята» зачастую занимают не самые высокие места, пропуская вперед куда менее опытные составы. А где вы видели очереди за билетами на их концерты, рецензии на их выступления, гастроли или пластинки? Упоминания об ансамбле обычно вызывают у молодых почитателей поп-музыки лишь ироническую улыбку...

И все-таки я встречал весьма почтительное отношение к «Веселым ребятам». И знаете у кого? У музыкантов- же, у профессионалов, руководителей популярных групп.

В чем секрет парадокса? Почему у молодых любителей музыки «Веселые ребята» не вызывают интереса?

Происходит, мне кажется, это оттого, что с тем, что делает ансамбль, все ясно — с музыкой, текстами, аранжировками, звучанием, вокалом... И этой ясности уже немало лет. Стиль «Веселых ребят» напоминает об удручающем однообразии большинства ВИА, о стандартности текстов и тривиальности музыкальных идей. За «Веселыми ребятами» сразу же встают перед глазами многочисленные «молодцы» и «гитары», и мы уже как бы заранее утомлены: ну, право, сколько же можно играть и петь буквально одно и то же?!

Осмелюсь заявить, что на сформировавшийся в начале 70-х «ВИА-стиль» «Веселым ребятам» нужно выдать если не патент, то, во всяком случае, много авторских свидетельств: именно они внесли огромный вклад в создание этого стиля, они довели его до совершенства и выжали из него все, что можно было выжать.

Казалось бы, когда эта выжатость стала очевидной, «Веселые ребята» направят свою энергию на разработку каких-то новых идей и направлений. Этого не случилось. Отсюда, вероятно, и падение интереса широкого слушателя к работе ансамбля. А «Веселые ребята» тем временем все силы отдают дальнейшей шлифовке в рамках все того же стиля, и в их творчестве появляется нечто, что интересно значительно меньшему кругу слушателей: сегодня, как мне кажется, «Веселые ребята» развивают не столько сам стиль, сколько ПАРОДИЮ на него, изгоняют все случайное, собирают все лучшее и снова и снова играют...

— Как и у всех ВИА, у нас немало проблем, — говорит руководитель ансамбля Павел Слободкин. — Например, низкое качество аппаратуры. Говорят, наши ВИА играют до неприятного громко. А звук между тем не потому неприятен, что громок (в действительности, мощности как раз не хватает), а потому, что он искажен некачественной аппаратурой. Плохое звучание можно ликвидировать при записях, но положение на сегодняшний день таково, что интенсивная концертная деятельность ансамбля не позволяет уделять должного внимания работе в студии. А ведь запись — та лакмусовая бумажка, которой проверяется действительный уровень любого коллектива. На концерте может пройти «под шумок» и фальшивый вокал, и бедность аранжировки — в записи же все это проявится беспощадно...

Могли бы мы играть более значимую музыку?,. Могли бы, — продолжал П. Слободкин. — Суть в том, что наша профессиональная ВИА-музыка, на мой взгляд, не является самостоятельным и полнокровным жанром. Мы ближе к традиционной эстрадной песне, чем, скажем, к року, к использованию его выразительных средств.

Павел Слободкин сел за пульт нового синтезатора и сыграл новую песню, которую недавно принесли в ансамбль и которая ему нравится. «Но ведь вот это самое вы уже пели и играли сотни раз!» — невольно воскликнул я, уловив перепевы, пусть талантливые, но все же перепевы старых «Веселых ребят». Слободкин только пожал плечами.

Несколько слов хочется сказать о руководителе ансамбля. В 1974 году он закончил консерваторию, но на этом не остановился и сейчас учится в ГИТИСе, на отделении эстрадной режиссуры, на котором учится и бывшая солистка его ансамбля Алла Пугачева. Композитором Павел Слободкин себя не считает, хотя не без гордости заметил, что по анкете журнала «Клуб и художественная самодеятельность» входит в двадцатку самых популярных композиторов страны. Но если бы в анкеты включался вопрос о «лучшем аранжировщике», Павел Слободкин, думаю, был бы на одном из первых мест. Вспомним хотя бы «Люди встречаются, люди влюбляются» или «Арлекино» — именно в его аранжировке эти песни обрели новую жизнь, а его концертная версия «Индейского лета» ни в чем, по-моему, не уступает версии Джо Дассена. Или «Вечная весна» на пластинке «Любовь — огромная страна» — пример бережного и вдумчивого отношения к песне: Слободкин не стремится подогнать вещь к двум-трем шлягерным стандартам, чтобы она слушалась, он как бы настраивает свою аранжировку в резонанс композиторской мысли...

В сущности, и о руководителе, и о его ансамбле можно, конечно, говорить еще какие-то хорошие слова. Но... Представьте себе громадный зал Лужников — как он пустеет по мере исполнения песен «Веселыми ребятами». К концу концерта оставшихся можно было пересчитать — прекрасно различимые одинокие черные фигурки на фоне желтых кресел... А ведь в той программе было все — и безупречная техника исполнения, и динамичность, и световое решение. А контакта со слушателями не было.

Что ж, остается ждать следующих пластинок ансамбля, на которых, как говорит П. Слободкин, «все будет по-другому». Так что, кто еще не потерял веру в «Веселых ребят», наберитесь терпения. Я подожду вместе с вами.

М. ЛУНЕВ, журнал "Студенческий меридиан" №9 за 1980 г.

Скан оригинальной публикации:


Яндекс.Диск

Пароль на архив/Password: c1dr0n

3 комментария

noitami 9 августа 2017 16:59
Цитата: biglo
Видно бедняга автор не дождался лучших времен -ласты склеил

Это о г-не Луневе, авторе исходника? Не могу знать, не в курсе.

Цитата: kont
Начал читать и недоумевал. А потом, когда посмотрел, когда писалась статейка, понял, что к чему. Спорить с автором бесполезно. Просто скажу, что он был не в курсе. Наблямкал, как умел или как подсказали "старшие" товарищи.
Помню очереди за билетами, когда "ВР" ездили по Союзу с программой "Любовь - огромная страна"! Да что там говорить! Голоса, музыка, подача материала. Это было просто супер!
Для себя ещё отмечу их работу "Музыкальный глобус". Знаковая пластинка была.
Потом (на мой взгляд) всё стало рушиться. Попса. Безликость. А в 80-м, когда автор лабал текстик, ансамбль был блестящим!

Да уж, статейка отдает заказушностью, но является историческим фактом. А с общим посылом каммента совершенно согласен. Помню, "Музыкальный глобус", альбом зарубежных кавер-версий, был дико популярен на кассетах в студиях звукозаписи - сам пласт было не достать. Кстати, анонсирующая фота взята именно с него.
kont 8 августа 2017 08:24
Начал читать и недоумевал. А потом, когда посмотрел, когда писалась статейка, понял, что к чему. Спорить с автором бесполезно. Просто скажу, что он был не в курсе. Наблямкал, как умел или как подсказали "старшие" товарищи.
Помню очереди за билетами, когда "ВР" ездили по Союзу с программой "Любовь - огромная страна"! Да что там говорить! Голоса, музыка, подача материала. Это было просто супер!
Для себя ещё отмечу их работу "Музыкальный глобус". Знаковая пластинка была.
Потом (на мой взгляд) всё стало рушиться. Попса. Безликость. А в 80-м, когда автор лабал текстик, ансамбль был блестящим!
biglo 8 августа 2017 06:36
Видно бедняга автор не дождался лучших времен -ласты склеил

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.