• пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
  • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
» » Blood, Sweat & Tears - B, S & T 4 (1971) [Vinyl Rip 24/96] Lossless

Blood, Sweat & Tears - B, S & T 4 (1971) [Vinyl Rip 24/96] Lossless

Blood, Sweat & Tears - B, S & T 4 (1971) [Vinyl Rip 24/96] Lossless

Исполнитель: Blood, Sweat & Tears
Страна: USA
Альбом: B, S&T 4
Жанр: Jazz Rock
Год выхода: 1971
Формат: FLAC (image+.cue, scans)
Размер: 868 Mb
Класс состояния винила: EX
Залито: depositfiles.com/gigapeta.com/turbobit.net/uploadboy.com

Blood, Sweat & Tears - B, S & T 4 (1971) [Vinyl Rip 24/96] Lossless

Треклист:

A1. Go Down Gamblin'
A2. Cowboys and Indians
A3. John the Baptist (Holy John)
A4. Redemption
A5. Lisa, Listen to Me
A6. A Look to My Heart

B1. High on a Mountain
B2. Valentine's Day
B3. Take Me in Your Arms (Rock Me a Little While)
B4. For My Lady
B5. Mama Gets High
B6. A Look to My Heart

Line Up:

Dave Bargeron - trombone, tuba, bass trombone, baritone horn, acoustic bass
David Clayton-Thomas - lead vocals except as noted, guitar on "Go Down Gamblin""
Bobby Colomby - drums, percussion
Jim Fielder - bass, guitar on "Redemption"
Dick Halligan - organ, trombone, piano, flute
Steve Katz - electric guitar, acoustic guitar, harmonica, mandolin, lead vocals on "Valentine"s Day"
Fred Lipsius - alto saxophone, piano, organ, clarinet
Lew Soloff - trumpet, flugelhorn, piccolo trumpet
Chuck Winfield - trumpet, flugelhorn
Additional musicians:
Don Heckman - clarinet, bass clarinet ("Valentine"s Day" and "For My Lady")
Michael Smith - congas ("Redemption")

Download / Скачать:

turbobit.net
gigapeta.com
uploadboy.com
depositfiles.com

Пароль/Password: vasval

1 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

pavlin1967c 8 декабря 2016 14:10
Стабильный и вполне предсказуемый джаз-рок с характерным звучанием, за которое собственно и полюбилась группа Кровь, пот и слёзы. Альбом быстро поднялся на 10-ое место в хит-параде и за первый месяц продаж стал "золотым". К тому времени группа разбилась на три враждебных фракции. Первая состояла преимущественно из ритм-секции B, S & T, и она желала играть рок. Второй лагерь выступал за джаз, и его составляла почти вся духовая секция во главе с Бобби Коломби. А третьим был Дэвид Клейтон-Томас сам по себе. И все эти "лебедь, рак и щука" больше не хотели везти воз вместе. Клейтон-Томас ушёл первым в январе 1972 года. Вот как он объяснял позже свой уход:

"Как у главного сочинителя для группы, мои доходы стали расти несоразмерно с остальными парнями, и когда к нам стали приходить чеки за авторские, началось жуткое соперничество. Парни хотели либо числиться в авторах, либо ратовали за непрерывные гастроли, потому что на этом они зарабатывали большую часть своих денег. Но как было в турне: если у кого-то из трубачей отказала губа, его отправляли на "скамейку запасных", находя замену. Если же у меня отказывал голос, я всё равно продолжал выступать. Я заметил, что прежняя дружба стала растворяться в горьких склоках. Бобби делал всё, что мог, дабы угасить эту вражду, и мне кажется, он единственный в группе понимал, под каким прессом был я, как самая публичная личность в группе. Остальные же, во главе со Стивом Кацем, желали моего ухода, считая что от прежней группы ничего не осталось, а было только сплошное "Шоу Дэвида Клейтон-Томаса".

Между тем, беспощадное гастролирование не прекращалось - по триста концертов в год, и менеджеры шли на поводу у остальных, бронируя всё больше и больше концертов, потому что это был их хлеб. Я был измотан, голос садился, я держался на бухле и колёсах, и те парни в группе, которым было ещё не наплевать на меня, осознавали, что я в беде. Остальные же говорили: "Если он не справляется, давайте возьмём кого-то другого." Они на полном серьёзе считали, что можно отправить "на запасную скамейку" вокалиста, и никто этого не заметит. В конце концов, я поставил всех в известность и ушёл. Несколько парней почувствовали, что группе - конец и тоже ушли. Остались только те, кто был рад моему уходу и те, кого ничто не волновало."

"Несколько парней", которые тоже ушли, это мульти-инструменталисты Дик Халлиган и Фред Липсиус, оба игравшие как на различных духовых, так и клавишных инструментах. Липсиус был призёр премии Грэмми за аранжировку одной из самых знаменитых песен B, S & T - "Spinning Wheel". На этом завершилась эпоха первоначального оригинального Blood, Sweat & Tears. Так что для тех, кто не интересуется всеми перипетиями творческого пути этой группы, B,S&T4 - последний из четвёрки ранних альбомов, которые стоит иметь в своей коллекции любителю джаз-рока.

thank_you

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.