Year: February 1971 (CD September 21, 1991)
Label: Epic Records (Japan), ESCA 5417
Style: Jazz Rock, Psychedelic Rock, Progressive RockCountry: Canterbury, England
Time: 39:04
Format: Flac Tracks 16/44,1 kHz
Size: 216 Mb
Этот альбом стал первым тревожным признаком опреснения музыки Soft Machine. Стилистически выдержанный в духе предшественника, он заметно проигрывает ему в оригинальности идей и гибкости при их реализации. По сути, данный диск стал своего года бенефисом Хью Хоппера, т.к. бОльшая часть музыки написана именно им. Однако совершенно очевидно, что представленные на диске опусы - не более, чем пережевывание идей с предыдущего логплея, из-за чего диск в целом выглядит на фоне предшественника весьма и весьма бледно.
Вокала здесь нет вообще, да и джазовые акценты стали более очевидными, и отныне Soft Machine - это уже, скорее, не прогрессивная, а джаз-роковая группа, исполняющая не слишком новаторскую инструментальную музыку. И даже на лучших моментах пост-уайеттовского периода, как, например, на великолепном диске "Fifth", "машинисты" выглядят как последователи (правда, очень талантливые) Майлза Девиса, звуча поразительно схоже с его эпохальной работой "Bitches Brew" (1969), равно как и с первым альбомом Weather Report.
Что же касается альбома "Fourth", то на нем можно выделить вступительную неистовую "Teeth", сделанную по рецептам композиций "Facelift" и "Out Bloody Rageous" с предыдущего альбома, а также "Fletcher's Blemish" с великолепной игрой Дина на саксофоне и сумасшедшим контрабасом Роя Баббингтона. Спектр звучаний здесь, в принципе тот же, что и на "Third": здесь и анархичный фри-джаз (правда, вся эта анархичность иногда выглядит какой-то кукольной), и элементы академического аванграда в духе Терри Райли и Карлхайнца Штокгаузена (обратите на партии медных духовых в самой середине "Teeth" - это все та же самая "петля"), что-то от психоделии, ну и совсем небольшая доза рока, заметная, разве что, в ритмике и партиях электооргана (да и то изредка).
Это последний диск с Робертом Уайеттом. Постоянные прения Роберта с Ратледжем относительно дальнейшего направления развития группы вынудили первого покинуть коллектив. В общем-то и не удивительно: веселый, слегка бесшабашный Уайетт, склонный к чудачествам и постоянному эксперименту был противоположностью серьезному и рассудочному Ратледжу, стремящемуся делать академическую (читай - формальную) музыку. И в результате некогда плодотворный тандем распался.
Тем не менее, четвертый диск можно также записать в актив группы. Пусть на нем нет ничего принципиально нового, но безукоризненная сыгранность музыкантов, умное самоцитирование и какая-то непрерывная модуляция общего настроения от депрессивно-клинического до раздолбайски-веселого делают его если не шедевром, но поистине выдающимся альбомом.
(darkside.ru/album/7917/?ysclid=lzbfk0ymf321902938) Review by Filareth. 12 авг 2006
The band’s fourth picks up where Third left off and drops Robert Wyatt’s vocals along the way, their metamorphosis into an avant-garde jazz-fusion outfit now complete. The other notable change here is the decision to parcel their instrumental music into smaller packages, although whether the four-part “Virtually” is actually one song or four is debatable (should anyone feel inclined to debate the point). Otherwise, this is very much Third Part 2, and will please fans who enjoyed the expanded horn lineup on their last record.
Mike Ratledge is only credited with writing one song for the album, but what a song it is. Teeth is a thrilling journey along the outer fringes of fusion that recalls the work of Frank Zappa. It ranges from explosive to erudite, and encapsulates everything that was wonderful about this version of the Machine. Hugh Hopper’s languid, dreamlike Kings And Queens is a different sort of trip altogether. Wyatt’s drums tumble and crash softly in the background while Elton Dean solos seductively over the entire song. Where the opening “Teeth” might have come from the metaphorical mouth of Zappa, he never would have written something so introspective and calm as “Kings And Queens.” The first side closes with the group’s first composition credited to Elton Dean, the noisy and sometimes terrifying Fletcher’s Blemish. Hellish horns, frightening organ splashes, chittering drums and some bowed bass from future member Roy Babbington end the first side with an unsettling exclamation point.
Side two is dedicated to Virtually, Parts 1-4. Credited to Hopper, it’s not clear to me how much of this was scripted out by Hopper and how much was improvised by the band. There are some sections that seem pretty tight and others that feel pretty loose, often in the same song (e.g., Virtually, Part 2). Hopper’s preference for simple and often melodic patterns (at least on this album) provide a great foundation for soloing, much of it done by Elton Dean, whose playing continues to give the band a harsh edge. The last two parts delve more into amorphous space sounds (another characteristic of Hopper’s compositions) that give the listener a glimpse into what a Tangerine Dream album arranged for a jazz quartet might sound like.
The band’s once-colorful personality blanched with the decision to become a purely instrumental band. That much I think we can all agree on. But their sense of adventure remained intact as they sailed for the uncharted waters of experimental jazz-rock fusion. It’s really a matter of a very talented group of musicians going off in a different direction and, honestly, writing dadaist musical skits wouldn’t have been sustainable anyway. From this point forward, the band would more or less stay on course, adding electric guitars along the way but sailing from point to point with no stomach for mutineers. If that meant no more stunning surprises, it certainly didn’t signal an end of adventures for Soft Machine.
(progrography.com/soft-machine/review-soft-machine-fourth-1971/)
01. Teeth (09:11)
02. Kings And Queens (05:02)
03. Fletcher's Blemish (04:35)
04. Virtually Part 1 (05:14)
05. Virtually Part 2 (07:04)
06. Virtually Part 3 (04:36)
07. Virtually Part 4 (03:19)
При желании можно посмотреть все мои публикации на сайте. Приятного прослушивания.
Жмём и смотрим (Click to see all of my posts)!https://tinyurl.com/33uss78p - TurboBit
https://tinyurl.com/2pdp92mh - KatFile
https://tinyurl.com/3atwbk9t - DailyUploads
https://goo.su/eEYRixy - FreeDlink
https://goo.su/FUTo03 - FikPer
0 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ