В продолжение "Флойдовской" темы, на этот раз представляю статью, опубликованную в 1980 году и посвящённую альбому "Стена".
"Власти ЮАР запретили продажу альбома "Стена" рок-группы "Пинк Флойд": антирасистская песня "Еще один кирпич в стене" превратилась в гимн молодежи, протестующей против апартеида. Эту же песню, несколько перефразировав, пели и студенты Кентского университета (США) во время марша, посвященного памяти расстрелянных десять лет назад участников антивоенной демонстрации. Они пели так: "Мы против регистрации, мы не хотим войны. Долой ракеты из Европы! Все это - шаги к войне!"
(Из сообщений печати).
Осень 1977 года. "Пинк Флойд" только что вернулся из концертного турне. Роджер Уотерс, бас-гитарист, рассказывает: "Мы выступали перед толпами фанатиков на стадионах и в огромных концертных залах. Нас постоянно мучил вопрос: сколько из присутствующих на наших концертах действительно понимают нашу музыку и содержащееся в ней драматическое послание и сколько приходят просто "побалдеть"? Нам все чаще казалось, что между нами и толпой в зале вырастает стена - невидимая, и оттого более страшная. Мы пришли к выводу: чтобы эту стену разрушить, ее надо сначала показать".
По инициативе Уотерса музыканты (Дэвид Гилмор - гитара, Рик Врайт - клавишные, муг-синтезатор. Ник Мэйсон - ударные) приступают к работе над новым крупным произведением. Работа продолжается в течение двух лет, до конца 1979 года. Официальная премьера альбома, получившего название "Стена" ("The Wall") состоялась в январе 1980 года на международной музыкальной ярмарке МИДЕМ в Каннах. Успех превзошел все ожидания. 460 журналистов из 51 страны объявили новый диск группы "альбомом 1980 года". Предсказание оправдалось на сто процентов: 26 недель "Стена" возглавляла американские списки популярности, 40 недель - английские и западноевропейские. Композиция "Еще один кирпич в стене", попав в разряд дискотечных боевиков, примирила поклонников серьезного симфо-рока и любителей "диско".
"Стена" логически продолжила (и в какой-то степени обобщила) творческие поиски ансамбля, отраженные в его предыдущих работах: "Обратная сторона Луны", "Вам бы здесь побывать", "Животные". К концу 70-х годов "Пинк Флойд" осталась, по существу, единственной рок-группой, сохранившей в своем творчестве дух социального протеста. В свое время "Битлз", назвавшие себя "оркестром клуба одиноких сердец", ввели в эстрадную песню нового героя - человека по тем или иным причинам оказавшегося "лишним" в обществе буржуазной "демократии" ("Элинор Ригби", "Она покидает дом", "Мне все лучше" и др.). Тема отчуждения человека в условиях современного западного общества становится ведущей темой и в творчестве "Пинк Флойд". Своим последним альбомом музыканты группы как бы отвечают на поставленный битлзами вопрос: "Откуда они все - одинокие люди?" ("Элинор Ригби", 1964).
Как и предыдущие работы ансамбля, диск отличают продуманное композиционное решение и законченность. И в этом опять-таки прослеживается тесная связь творчества группы с творчеством "Битлз", которые еще в 1966 году подали пример "альбомного мышления", записав пластинку "Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера".
"Стена" воспроизводит перед слушателем фрагменты биографии современного молодого человека, артиста. Через субъективное восприятие героя музыканты поднимают ряд серьезных морально-этических и социально-философских проблем, показывают, в каких условиях происходит процесс формирования личности. Глубоко пессимистично звучание первых частей "Стены". Жестокая реальность буржуазного мира калечит души подрастающего поколения, прививая ему страх перед будущим.
"Человек один не может". Эту хемингуэевскую мысль постигает, взрослея, и герой "Сте ны". Постигает и изо всех сил пытается пробить стену непонимания, разделяющую людей, находящихся на различных социальных ступеньках общества.
Но призыв повисает в воздухе, ведь "стена слишком высока, как видишь, и как бы ты ни хотел, не сможешь ее разрушить". Нарастающее ощущение горечи, разочарования, одиночества приводят к неутешительному выводу: жизнь никчемна и бессмысленна и не стоит того, чтобы за нее держаться.
Однако альбом не оканчивается столь пессимистичной нотой. Что бы ни случилось, утверждают музыканты, "спектакль должен продолжаться!". Пройдя суровую жизненную школу, герой, в конечном итоге, обретает веру в себя. Пластинка оканчивается сказочноаллегорической композицией "За стеной", символом которой стали сотни вытянутых вверх ладоней.
Возможно, есть в концовке пластинки и рок-представления по ней некоторая надуманность, упрощенность. Но как бы то ни было, музыкантам "Пинк Флойд" удалось честно и непредвзято рассказать о проблемах, стоящих сегодня перед молодежью Запада.
Ю. Цыбин, 1980 г.
Послесловие: как видим, к 80-му году "Розовая бомба" исчезла из лексикона советских музыкальных критиков, ВИА превратился в рок-группу, а тон статей, посвящённых "Пинк Флойд" стал одобрительным (а в некоторых случаях и одобрительно-восторженным). Всё изменилось в 83-м году, когда из-за фразы в песне "The Final Cut" - "Брежнев взял Афганистан", группа была перенесена в разряд злейших врагов советского строя. Но.. это было позднее, а пока на слуху другая фраза - "Дик, я здесь! Встань, делло есть!" и "Флойды" являются "образцово-показательными" борцами с недостатками мира, где правит капиталл :).
Автор Jerzy Bondov
7 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ