• Русский язык
  • Английский язык
» » История группы "Ария"

История группы "Ария"

История группы "Ария"

Энциклопедическая статья об одной из самых популярных отечественных хэви-метал групп - Ария. Несмотря на некоторую предвзятость автора к менеджменту группы, материал позволяет ознакомиться с "золотым" периодом творчества коллектива и будет интересен всем поклонникам "арийцев".

Столичная Ария несомненно занимает особое место в отечественном тяжелом роке. Эта группа первой смогла избавиться от хард-рокового диктата Семидесятых и первой продемонстрировала новое звучание. Звучание heavy metal.

Свои истоки Ария берет в существовавшем долгие годы ВИА Поющие сердца, чьим бессменным руководителем был Виктор Векштейн. Но если в 70-х с ВИА-музыкой было все ясно и никаких проблем не предвиделось, то в начале следующей декады Поющие сердца оказались явно не в струе. Попытки вычислить новый путь вряд ли могут сейчас что-то вызвать, кроме смеха. Чтобы не быть голословным, приведем небольшой отрывок из музыкальных новостей молодежной газеты "Смена" от 25 декабря 1983 года: "Бывший руководитель ансамбля Поющие сердца Виктор Векштейн собрал новый коллектив. Основу репертуара составили песни и композиции Глеба Мая - "Спасение наше друг в друге", "Вера моя" на стихи Евгения Евтушенко, а также работы "молодого автора Алексея Максимова". Ну как?
История группы "Ария"

Напомним только, что "молодой автор" Алексей Максимов ранее работал в известной московской группе Волшебные сумерки, а пел в Сердцах этого периода Виталий Дубинин...

Примерно такими вещами Поющие сердца занимались до 1985 года, несмотря на то, что "Смена” сочла их распавшимися. Штатное расписание - неистребимая вещь. Правда, контингент музыкантов интенсивно менялся - к середине 80-х положение в отечественном роке после "бурного" 1983 года было настолько неопределенное, что огромные массы рокеров оказались без работы и без каких-либо перспектив. Они вынуждены были идти в филармонии, чтобы хоть как-то обеспечить свое существование и иметь, может и не особо мощное, но прикрытие для своей деятельности. В этом плане Поющие сердца не стали исключением - за 83-85 годы через коллектив прошла целая плеяда рокеров, которые и по сей день у всех на виду. Современные герои металлической сцены собирались и расходились, но приток свежих сил не ослабевал. Однако, идеи и проекты менялись так быстро, что музыканты, разочаровавшись, уходили искать себе новую "крышу". Басист Виталий Дубинин и гитарист Сергей Потемкин, отработав свое, ушли, чтобы впоследствии влиться в Альфу; не выдержал клавишник Александр Мясников (экс-Акцент); решил искать счастья в другом месте вокалист Николай Носков (до недавнего времени участник Парка Горького).

В апреле 1985 года ветеран Волшебных сумерек и Альфы Владимир Холстинин занял освободившееся место Потемкина. За день до этого события из Поющих сердец ушел вокалист Носков и Векштейну порекомендовали позвонить Валерию Кипелову. Валерий Кипелов начал свою карьеру в 1973 году, прошел через несколько любительских коллективов (период 73 - 78), поработал в ВИА Шестеро молодых (80) и последние пять лет перед Поющими сердцами пел в Лейся, песня. Вместе с Кипеловым из расформированных Лейся, песня в Сердца ненадолго пришел Николай Расторгуев (ныне - Любэ).
История группы "Ария"

В итоге после всех этих перемещений сформировался первый более не менее стабильный состав: Холстинин, Кипелов, клавишник Кирилл Покровский, басист Алик Грановский, и два ударника - Александр Львов и Игорь Молчанов. Все будущие арийцы имели профессиональный опыт.

Басист Грановский начинал в 74-75 гг. в самодеятельной группе Смещение, потом создал другой, более известный состав с тем же названием. Недолго играл в Петразаводске в коллективе с названием Рулла и в 1983 году вошел в Альфу.

Клавишник Кирилл Покровский в 1982 году был участником электронного дуэта Акцент; потом появился в мире большого рок-н-ролла в составе московского Наутилуса и в 1984 году участвовал в записи альбома Отряда им. Чкалова.

Ударник Молчанов начинал в самодеятельных коллективах; в 1978 году как-то отыграл в Гурзуфе на танцах в составе Машины времени. В 1980 году появился в Экипаже, затем перешел в Побратимы и в 1980-81 гг. играл в джаз-рок-группе Легенда. Недолго числился в Рок-Марафоне, группе Стоп и в 1983 году оказался в Альфе. Перед Поющими сердцами работал с Кипеловым о Лейся, песня.

Как писалось выше, репертуар Поющих сердец к этому моменту имел совершенно непонятный характер. Играли даже вещь Покровского времен Наутилуса "люди могут летать". Сам Кирилл во время исполнения этой вещи выбегал на сцену с саксофоном и давал соло. Шеф ВИА Векштейн так и не смог сам вырулить новую фишку и поэтому музыкантам был дан карт-бланш по этой части.

Грановский и Холстинин решили объединить свои усилия и принялись на свой страх и риск создавать собственный репертуар, не надеясь воплотить его на сцене. К счастью, Векштейн смог оценить созданное и предоставил музыкантам студию для записи магнитофонного альбома. Альбом записывался в октябре-ноябре 1985 года и в этот же период Поющие сердца переименовались в Арию. В записи альбома "Мания величия" принимал участие ударник Львов, но для последующей деятельности взяли Молчанова, а Львов стал кататься с Арией в качестве звукооператора. В настоящее время Львов является ударником Парка Горького.

Помимо этой перестановки было решено расширить состав группы, пригласив второго гитариста. Им оказался ветеран Зигзага и Коктейля Андрей Большаков. Ария приступила к активным действиям.
История группы "Ария"

Альбом "Мания величия" был сделан в типично "мэйденовском" плане и очень быстро разошелся по всей стране. Но на сцене Ария дебютировала в Москве в ДК МАИ 5 февраля 1986 года на концерте "Звуковой дорожки".

Группа не только стала исполнять металлический репертуар, но и вынесла на сцену типично метальную атрибутику, что было тогда довольно рискованно. Правда, иногда цепи приходилось снимать по настоянию Векштейна. Тот же Векштейн время от времени пробовал воткнуть в сценический сет Арии вещи собственного сочинения, типа погибшего номера "Вулкан, вулкан". Мало кто верил, что в Совке музыка подобного формата может реально существовать на большой сцене. Известна фраза Стаса Намина поэтому поводу; "Это музыка до первого милиционера".

К счастью, все обошлось и следующим этапом в карьере группы стало выступление на Рок-панораме-86. Ария стала лауреатом фестиваля, но по нерасторопности или сознательному расчету администрации группы ни одной песни Арии не вошло в сборник, выпущенный по итогам Рок-панорамы.

Вскоре после этого Ария появилась в Вильнюсе на Литуанике-86, откуда привезла приз за профессионализм исполнения. Но несмотря на крупный успех, по вине менеджмента Ария за время своего существования так и не дала концертов во многих крупных городах, в том числе в Питере, где фэны могли видеть ее лишь в одной сборке с кучей престарелых эстрадных звезд...

Тем временем внутри группы сформировался новый композиторский тандем Большаков-Грановский, который и написал практически весь материал второго альбома "С кем ты?", записанного в ноябре 1986 года. Новые вещи тяготели к более простым и энергичным риффам в духе Judas Prlest.

Альбом имел в стране феноменальный успех и во многом стимулировал рост интереса к тяжелой музыке на протяжении последующего года.

Однако, к этому моменту внутренние противоречия достигли своего апогея и музыканты, работая в рамках одного коллектива, начали подумывать над сольными проектами. Шел подбор кандидатур. Решающие объяснения состоялись в декабре и после прощальных концертов в зале "Дружба" первый состав перестал существовать. Покровский, Грановский, Молчанов и Большаков ушли, чтобы создать Мастер.
История группы "Ария"

Холстинин и Кипелов взялись за реформацию группы под старым названием. Басист был найден заранее. Еще в конце 1986 года Холстинин созвонился со своим бывшим коллегой по Сумеркам Виталием Дубининым и предложил ему место в Арии. Дубинин был не очень доволен своей карьерой, основанной на старом материале Сумерек и предложение было принято.

Двумя другими музыкантами стали гитарист Сергей Маврин и ударник Максим Удалов, в прошлом работавшие в столичных коллективах Черный кофе и Металлаккорд.

В январе 1987 года Ария приступила к записи третьего альбома, который должен был продолжать линию "Мании величия”. Первым был записан трэк "Дай руку мне". Правда, впоследствии при выпуске альбома на "Мелодии" эта вещь была убрана.

Ария вернулась к гастрольной деятельности. Летом она приняла участие в целом ряде локальных рок-фестивалей. Но крупные города опять остались в стороне. Зато Ария с успехом выступила в богом забытом городе Коломыя (кто знает, где он находится?). Выступление проходило на обыкновенной танцплощадке, проход на сцену шел через зал, а ведро, поставленное в укромном месте, заменяло туалет.

Магнитоальбом "Герой асфальта" вышел в сентябре и позднее (в октябре 1988 года) был переиздан пластинкой. На "Мелодии" произвели новый микс, итерируя мнение музыкантов, и в итоге ударные зазвучали лучше, но пропали гитары и низы. Так что, предпочтительней слушать магнитовсрсию диска.

15 января 1988 гола состоялся первый выезд за границу - Ария выступила фестивале "Rock Fur Frieden" в Берлине. 23 июня группа повторила свой визит в Восточную Германию, чтобы отыграть на традиционных "Днях Стены" все в том же Берлине. В июле десять дней музыканты отыграли в Болгарии. В этот момент обострился конфликт между руководством группы и ударником Удаловым. Удалов ушел и его сменил Александр Манякин из Кинематографа. А в конце 1988 года Ария рассталась с Векштейном, отпраздновав это событие концертом в ДК "Коммуна".
История группы "Ария"

В марте 1989 года Ария записала свой четвертый альбом "Игра с огнем", в следующем году изданный "Мелодией". Музыкально он продолжал линию взятую на "Герое Асфальта" и имел успех у металлической аудитории. К сожалению, сокращение концертной деятельности (в рамках общего спада) привело к дестабилизации внутри группы.

Весной 1990 года Маврин и Дубинин отправились работать по контракту в Западную Германию, оставив за собой право вернуться в любой момент. На их место были срочно взяты гитарист Дмитрий Горбатиков из Красной Площади и бывший басист Раунда Алексей Булкин. Новый состав получился крайне немобильным и, кто знает, чем бы все это закончилось, если бы несколько месяцев спустя Дубинин и Маврин не вернулись в Москву.

В конце 1990 года Ария отпраздновала свой пятилетний юбилей, дав в столице два солидных концерта с участием шведского хард-рокового состава Alien.

Около года понадобилось музыкантам, чтобы отделаться от сомнений по поводу выбранного стиля. В итоге решено было развивать старую линию и в начале 1991 года началась работа над третьим альбомом "Кровь за кровь". 5 июля в Дворце молодежи началась запись и была завершена три недели спустя. В начале декабря на фестивале "Железный Марш" состоялась презентация пластинки "Кровь за кровь".


В последнее время Ария выступает крайне редко. Запись следующего диска находится в прямой зависимости от финансового состояния фирмы, при которой работает группа. Среди планов числится выпуск компиляционного альбома с лучшими вещами из всех пяти альбомов Арии. Правда, растущая инфляция заставляет сомневаться в реальности этого проекта. А жаль.

материал не подписан, журнал Rock City, март 1992 г.


Автор Jerzy Bondov

7 комментариев

Змий 2 июня 2014 00:46
На виниле "Герой асфальта" Максим Удалов указан как Михаил.Возможно у меня в колекции фонографическая редкость. wink
Vakkamaja 1 июня 2014 20:58
Спасибо, поделился с друзьями вконтакте.
Естественно со ссылкой на batzbatz.
DimaV 1 июня 2014 19:24
Спасибо, Jerzy, за поправку. Это я на память, пластинок нет под рукой.
bondov 1 июня 2014 18:49
DimaV, в статье речь о Рок-панораме 86, а Вы, вероятно, имеете в виду Рок-панораму следующего, 87 года.
DimaV 1 июня 2014 18:46
На диске "Рок-панорама", выпущенном фирмой "Мелодия", все-таки присутствовала вещь "Арии" - Тореро.
bondov 1 июня 2014 18:16
rif8626, спасибо за дополнения.
rif8626 1 июня 2014 17:27
Хорошая статья но хотел-бы добавить и поправить. В "Волшебных Сумерках" немного поучаствовал и Владимир Маркин.
А касательно этого: "Но на сцене Ария дебютировала в Москве в ДК МАИ 5 февраля 1986 года на концерте "Звуковой дорожки"." , то здесь мне кажется ошибочка - не "ДК МАИ" а "ДК МЭИ" (энергетического а не авиационного)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.