Одна из немногих советских статей, посвящённая рок-музыке "братских" стран. В относительно небольшом по объёму материале, автору удалось кратко описать почти все значимые венгерские рок-коллективы середины 70-х. Всем поклонникам "демократов" - просто обязательно к прочтению!
Многим, наверное, при словах "популярная венгерская музыка" приходят на память мелодии Легара и Кальмана, выходная ария Сильвы, "престо" чардаша и куплеты Бони о том, что без женщин нам на свете пришлось бы весьма затруднительно.
Но времена меняются, а с ними и мелодии. Вернее, хорошие мелодии остаются, меняются ритмы...
В этом можно убедиться, прочтя афиши возле решетки бывшего Королевского парка - там открыт один из самых посещаемых молодежных клубов. Выступают ансамбли "Локомотив ГТ", "Омега", "Бергенди", "Сириус", "Скорпио"... Еще дома, в Ленинграде, я был наслышан об интересном музыкальном спектакле, который уже больше года идет с успехом на сцене будапештского "Веселого театра". Но оказалось, что билеты распроданы на месяц вперед, и, если бы не помощь молодежного туристского бюро "Экспресс", я бы туда не попал.
"Воображаемый репортаж об одном американском поп-фестивале" - так называется этот спектакль по известному роману венгерского писателя Дери Тибора. На сцене воссоздана обстановка поп-фестиваля - башня с аппаратурой с одной стороны, подмостки с инструментами - с другой, посередине - палатки, из которых с веселой толкотней выскакивают человек двадцать ребят и девушек. Среди них и музыканты из "Локомотива" - музыка к спектаклю написана органистом и певцом группы Габором Прессером.
Включается аппаратура, ударник берет в руки палочки, и в ту же минуту вся эта пестро разодетая толпа начинает экспансивный танец. Но вот музыка постепенно стихает, движения актеров становятся все менее резкими, прожектора перестают метаться. Из толпы выходит Она, и начинается рассказ о Любви, которая родилась на этом поп-фестивале. Но история сложных взаимоотношений влюбленных - далеко не главное. Показать молодежь Америки, ее интересы, взгляды, привычки - вот основная задача спектакля.
В толпе - хиппи, предлагающие всем наркотический рай, и "ангелы ада" - бандиты со свастикой на кожаных куртках; пацифисты и экстремисты; увешанные крестами "люди Иисуса" и, конечно, подлинные борцы против денежной тирании истэблишмента. Вьетнам, война, наркотики, насилие, любовь, музыка, счастье - об этом спорят герои спектакля. В кульминационные моменты актеры, играющие заразительно, даже страстно, обращаются за поддержкой прямо к зрителям. И тогда зрительный зал то возмущенно шумит, то аплодирует, а иногда смеется.
В перерыве я с трудом пробрался за кулисы и наконец нашел комнату для музыкантов. Участники ансамбля отдыхают - лидер-гитарист Тамаш Барта изучает свой грим в зеркале, басист Тамаш Шамло и ударник Йожеф Лаукс просто курят, откинувшись в креслах, Габор Прессер, забыв о своих и без того внушительных размерах, с упоением уничтожает блюдо бутербродов.
Условия для интервью явно неподходящие, не очень удобно мешать музыкантам, но, боюсь, другой возможности не представится. Основную мысль, высказанную Прессером, можно сформулировать так:
- Большинство наших композиций написано в стиле "хард-рок" и "андерграунд-рок", но, несмотря на использование "международных" ритмов, эта музыка остается венгерской. Мы к этому всегда стремились.
...Здесь я немного отвлекусь, чтобы выделить черту, характерную для всех венгерских ансамблей (а я их прослушал немало, но расскажу лишь о некоторых), - это неизменная фольклорная основа. Янош Броди, гитарист другого ансамбля - "Иллеш" - и один из лучших в Венгрии поэтов-песенников, сказал в интервью:
- Мы живем в Венгрии и поем по-венгерски, это язык нашего народа. У нас богатейшие музыкальные традиции. Каждый парень в Венгрии умеет играть на скрипке, знает народные песни. И когда вы внимательно вслушаетесь в игру лучших венгерских групп, то уловите совершенно очевидное влияние народной музыки.
Но вернемся к "Локомотиву ГТ". Я спросил у ребят об истории возникновения ансамбля. Оказывается, они "отпочковались" от старейшей и до сих пор очень популярной группы - "Омега". История же "Омеги" сама по себе интересна, поэтому я остановлюсь на ней чуть подробнее.
"Омега", один из первых гитарных ансамблей в Будапеште, была организована в 1962 году. Ее участники - шестеро студентов Политехнического института - несколько лет с большим успехом выступали в студенческом клубе и лишь в 1967 году окончательно решили стать профессионалами.
1968 год оказался для "Омеги" переломным. Тогда, после удачных гастролей в Англии, ансамбль записал долгоиграющую пластинку в известной фирме "Декка", и его популярность перешагнула границы Венгрии. После Англии - успех в Японии. Записанная там песня "Девушка с перламутровыми волосами" облетела фестивали и радиопрограммы всего мира.
Во время очередной зарубежной поездки западная пропаганда во главе со "Свободной Европой" и Би-Би-Си вдруг принялась утверждать, что "Омега" с гастролей... не вернется! Провокация сорвалась. После приезда в Будапешт музыканты записали одну из своих лучших песен, в которой были такие слова: "Все у нас человечнее, все теплее". Это был поэтический гимн родному дому.
Именно воспитанник "Омеги" композитор Габор Прессер (это он написал "Девушку с перламутровыми волосами") и еще один участник группы - Йожеф Лаукс организовали "Локомотив ГТ".
После ухода Габора Прессера, который унес в "Локомотив ГТ" мягкость и лиричность старой "Омеги", популярность ансамбля несколько снизилась. Но и сейчас музыка группы находит много почитателей. "Омега", в нынешнем составе которой выступают Янош Кобор - вокал, Ласло Бенко - орган, Тамаш Михали - бас-гитара, Дьёрдь Молиар - лидер-гитара и Ференц Дебрецени - ударные, по-прежнему много гастролирует, по-прежнему "золотой" становится каждая долгоиграющая пластинка "Омеги". На последнем альбоме ансамбля - "Омега-5" - заметны новые веяния: целая сторона диска заполнена сюитой для группы и симфонического оркестра.
Единственным ансамблем, который мог соперничать с "Омегой" в годы ее расцвета, был "Иллеш". Группа названа так по фамилии своего основателя и руководителя - пианиста, органиста и композитора Лайоша Иллеша. Кроме него, в ансамбль нходят Сёрени Левейте - гитара, его брат - бас-гитарист Сёрени Сабольч (они оба еще и сочиняют музыку), ударник Золтан Пастори и упоминавшийся мною гитарист Янош Броди. В таком составе группа выступала с 1965 года и с тех пор записала 10 долгоиграющих пластинок, 5 из которых - вместе с лучшей венгерской певицей Жужей Конц.
Музыка "Иллеша" всегда проста и понятна, она очень близка венгерскому фольклору. Особенно отличают группу прекрасные тексты песен. Одна из лучших работ ансамбля - полная романтики песня о великом венгерском поэте-революционере Шандоре Петефи, которая была написана для фильма о нем. В дни, когда молодежь во всем мире выступала за освобождение Анджелы Дэвис, "Иллеш" выпустил долгоиграющую пластинку с ораторией "Право человека". В альбом была вложена листовка.
Недавно "Иллеш" распался. Трое, на мой взгляд, самых талантливых участников группы - братья Сёрени и Янош Броди вместе с несколькими музыкантами организовали ансамбль "Фонограф" Сейчас это одна из самых популярных групп Венгрии.
Рассказывая о будапештской сцене, нельзя не назвать очень своеобразную группу "Сириус". Первые же выступления "Сириуса" в Будапеште стали сенсацией для любителей молодежной музыки. Участники ансамбля - певец и тенор-саксофонист Жолт Баранович, бас-гитарист и скрипач Миклош Орански, пианист и органист Ласло Патаки, ударник Андраш Веселинов, гитарист Тибор Татраи и самая яркая звезда группы - альт-саксофонист Михай Радуй продемонстрировали своим слушателям очень сложную, виртуозную музыку в манере джаз-рока. Музыкантов "Сириуса" считают сейчас сильнейшими венгерскими инструменталистами; в апреле этого года группа выступала и в нашей стране.
Я еще ничего не сказал о только что появившейся группе "Скорпио", ее организовал бывший бас гитарист "Локомотива ГТ" Карой Френрейс, первый альбом "Скорпио" на моих глазах вовсю расхватывался в будапештском салоне грампластинок; об интересном ансамбле "Бергенди", о группе "Генерал", песни восьми участников которой - пятерых ребят и трех девушек, полны удивительного задора.
Вкратце я упомянул самых известных исполнителей, теперь постараюсь выделить те характерные черты, которые присущи большинству венгерских молодежных ансамблей.
Первое, на что обращаешь внимание, когда слушаешь венгерских музыкантов, - это их высокое профессиональное мастерство. Даже вдалеке от столицы, в баре или танцевальном зале небольшого городка игра музыкантов будет почти такой же, как и у самого известного столичного ансамбля. На западной границе Венгрии, в городе Самбатхей я говорил с участниками одной непрофессиональной группы. Поблагодарив ребят за хорошую музыку, я спросил у руководителя ансамбля - органиста Ковача Немешвари, откуда в Венгрии так много виртуозно играющих музыкантов.
- У нас сейчас получить признание очень нелегко. Это заставляет не только много репетировать, но, главное, искать свой собственный стиль. Чтобы попасть в какой-нибудь выступающий ансамбль - а этого, конечно, хотят многие,- нужно уже быть хорошо подготовленным. Я и мои друзья - все мы имеем музыкальное образование. Но этого мало. Я, например, почти целый год прозанимался дома и за это время переиграл и выучил буквально сотни популярных у нас песен. Лишь после этого организовал свой ансамбль. А выступать мы стали еще через полгода совместных репетиций... Мы играем порой очень сложные композиции, но ошибаться нельзя - наши поклонники, - Ковач взглянул на битком набитый зал, - не пропустят ни одной ошибки.
Янош Броди говорил мне:
- Все мы живем в обществе и не можем не обращать внимания на то, что в нем происходит... Ясно, что если я пишу тексты и стихи, то должен обязательно выражать в них мое отношение к жизни, находить самые точные, незатертые слова... Мы часто оглядываемся назад, на наши музыкальные традиции, которые всегда остаются высокой точкой отсчета. Не спешить с любой "пробой пера" к зрителям, подвергать ее самой тщательной отделке - это у нас жесткое, для всех обязательное правило.
Что ж, именно эти качества обеспечивают нынешний высокий уровень венгерской эстрады.
М. Фрид, журнал "Ровесник", 1975 г.
Автор Jerzy Bondov
3 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ