О Майке Науменко пишут и вспоминают, к сожалению, нечасто. В 2012 году в Питере его друзья и коллеги провели вечер памяти, о чем поведала англоязычная газета "The St.Petersburg Times". Предлагаемый материал - немного авторизованный перевод той публикации. С исходным текстом можно ознакомиться скачав сканы оригиналов по ссылке в конце (тут не редакция "Смены"/"Ровесника"/и т.п., где исходники скрывают (смайл)). Статья состоит в основном из рассказов и соображений главного инициатора мероприятия (они выделены "болдом") с пояснениями журналиста газеты. Высказывания героя заметки могут быть частично искажены из-за двойного перевода. О сканах оригиналов сказано выше.Нераскрытый гений
Музыканты соберутся на этой неделе, чтобы вспомнить покойного лидера "Зоопарка" Майка Науменко.
Легендарного российского рок-музыканта и фронтмена "Зоопарка" Михаила «Майка» Науменко, который скончался в возрасте 36 лет в 1991 году, вспомнят на мемориальном сейшене по случаю его дня рождения в клубе "Dada" на этой неделе.
«В отличие от Виктора Цоя, лидера "Кино", который стал настоящим национальным героем благодаря своей целенаправленной деятельности, Майк, на мой взгляд, остался нераскрытым гением», - говорит организатор мероприятия Александр Донскич-фон-Романов, друг Науменко и бывший участник "Зоопарка".
«С одной стороны, его работа, как ни странно, вызвала волну творческой реакции по всей России - в провинциях и отдаленных районах, на Урале, в Сибири, на юге, на востоке, западе и севере, а с другой Майк никогда не делал ничего, чтобы продвигать себя, по сути, единственное, что он сделал - это его творчество.
По большому счету, он по-прежнему недооценивается - в смысле степени признания, которое он получает. Но любому человеку, который знает все реалии русской рок-музыки, очевидно, что в отличие от его талантливых современников, таких как Борис Гребенщиков ("Аквариум") и Андрей Макаревич ("Машина времени"), именно он совершил революцию - революцию в мире русского рока», - говорит инициатор ивента.
Донскич-фон-Романов сравнил Науменко с покойным советским культовым певцом, поэтом и актером Владимиром Высоцким, признав, однако, что ни Науменко, ни его друзья рок-музыканты не были его поклонниками.
«Как и у Высоцкого, многие песни Майка - это драмы, в них есть персонаж, который не идентичен их автору, и персонажи эти разные, иногда переходят из одной песни в другую, как Сладкая N., Веничка или Вера. Драма всегда присутствует в песне, в ней часто возникает система взаимодействия и драматического конфликта. Именно это привело меня в один момент к созданию оперы, основанной на текстах Майка».Фрагменты из оперы «Призраки Города N» были впервые представлены в Санкт-Петербургском «Гигант-холле» в апреле 2011 года. Донскич-фон-Романов определил жанр как «блюз-опера».
«Слово «блюз» олицетворяет определенную грусть. Как выразился художник и кинорежиссер Виктор Тихомиров: «Всегда есть печаль о жизни, которая не была прожита в песнях Майка». О жизни, которую он мог бы прожить, но не сделал этого.
Несмотря на влияние лирики и образности The Rolling Stones, Лу Рида, T. Rex и Боба Дилана, Науменко переосмыслил оригинальные сюжеты, поставил фабулы и персонажей своих песен в реалии Ленинграда своего времени.
Вообще говоря, я считаю, что рок-музыка разделена на три составляющие: музыкальную, поэтическую и визуальную, что в некотором смысле является продолжением театральной традиции.
Из трех их, музыка и образ у Майка были уменьшены, они были в значительной степени заимствованы. Но литературная составляющая кажется мне неизмеримо больше и важнее. Он не просто человек, который нашел какой-то русский эквивалент английской поэзии, он был как Лермонтов, вдохновленный Байроном, или Пушкин, который был вдохновлен Тацитом и создал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Вы ведь не можете назвать это переводом Тацита. Это похоже на насыщенный раствор соли, на который вы положили кристалл. Тацит был таким кристаллом (с Пушкиным) - или Байрон с Лермонтовым. Они (источники вдохновения) были только кристаллами. Но Майк был насыщенным раствором и конечным результатом: его личность, его мировоззрение, его культурный и литературный фон, его глубокое знание основ рок-поэзии - это было результатом глубоких научных исследований и результатом его внутренней работы. Это сочетание гения и усердия.
На первый взгляд, это выглядело как ленивость и мир мечтателя: диван, телевизор, книга, что-то вроде этого. Но мне и тогда было ясно, и теперь: на этой тихой поверхности шли глубокие мощные процессы, настолько мощные, что они повлияли на всю русскую рок-поэзию конца 20-го века, без каких-либо исключений», - сказал друг и коллега покойного музыканта.
Донскич-фон-Романов, который поет и играет на клавишных, сказал, что хотел бы обратить внимание на литературные произведения Науменко на мемориальном ивенте, посвященном 57-летию музыканта. В частности, он планирует прочитать рассказ Науменко «Без названия» с неопубликованным окончанием.
В коротком рассказе представлены рок-музыканты, которые живут в Ленинграде, но выпускают альбомы, представлены в телевизионных шоу и ездят на "роллс-ройсах".
«В моих архивах я, к счастью, сохранил авторскую рукопись этой истории, которая была опубликована без последнего абзаца в посмертной коллекции работ Науменко.
И в этом неопубликованном окончании появляется некий Гарт, который, как выясняется, написал все, что было раньше (в тексте). Затем он перечитывает, что написал, и ложится спать, потому что должен рано встать на следующий день и пойти попробовать раздобыть билеты на концерт популярной тогда андеграундной группы "Мифы" в близлежащем городе Пушкине. Такого рода фантасмагория», - рассказал организатор мероприятия.
Персонажи истории Зу (Зоопарк) и Гарт позже появились в собственном полуавтобиографическом романе Донскича-фон-Романова «Призраки Города N», опубликованном издательством "Геликон Плюс" в 2009 году.
«Эти рок-музыканты живут в Ленинграде в 1970-х и начале 1980-х годов, но в то же время они рок-звезды, они записываются на «Мелодии», выпускают альбомы, которые играют по радио, и т.д. - такое вот сочетание реальности и желаемого.
Я позаимствовал этот принцип, который использовал Майк, поскольку он был подходящим для нашей жизни: мы жили стоя своими ногами в социалистическом реализме, который окружал нас, но с нашими собственными головами в облаках настоящей рок-музыки, той жизни, которая была практически недоступна для нас - или доступна только через отрывки интервью в журналах и альбомы этих групп», - поведал автор.
Науменко родился 18 апреля 1955 года в семье преподавателя университета и библиотекаря. Писал свои первые песни на английском языке. Играл на электрогитаре в "Аквариуме" с 1977 по 1979 год. В 1981 году он создал "Зоопарк".
Донскич-фон-Романов (настоящее имя Александр Донских, родился в городе Соликамске в Пермской области) встретился с Науменко в 1978 году, когда певица Ольга Першина привела его на репетицию "Аквариума", которая проводилась в квартире виолончелиста Севы Гаккеля на улице Восстания. Они быстро подружились.
«Для меня Майк был таким хорошим другом, что мы все разделяли.
Это было чудом, что у нас был такой широкий спектр общих интересов. Для меня Майк остается квинтэссенцией этого петербургского духа, местной интеллигенции, этого элемента, который создается только здесь и нигде больше, что было жизненно важным для меня».В какой-то момент, когда Донскичу-фон-Романову негде было жить в Ленинграде, Науменко и его жена делились с ним комнатой в коммунальной квартире на Боровой улице около трех месяцев.
Он рассказал, что комнату часто посещали многие ленинградские андерграунд-музыканты.
«Цой и Рыба (участник "Кино" Алексей Рыбин) проводили там дни и ночи. Свинья и Рикошет (панк-музыканты Андрей Панов и Александр Аксенов, соответственно) были там все время.
Это была крошечная комната, но там все раскачивалось», - рассказал он.
Сначала он играл с Науменко в 1979 году как участник безымянного трио, созданного для подработки в провинциальном ресторане. Присоединился к "Зоопарку" в 1983 году.
Донскич-фон-Романов критикует клишированные интерпретации Науменко и его творчества.
«Существует популярное мнение о том, что Майк был рок-н-ролльщиком а-ля Чак Берри, своего рода ретро. Но если вы послушаете его песни, о каком ретро в них говорится? Именно он изображал время, в которое он жил. Даже больше, чем кто-либо другой. Но в нем не было ни грамма саморекламы.
В последние годы своей жизни у Науменко были проблемы со здоровьем, и он не писал никаких новых песен, даже когда другие группы пользовались популярностью.
Он не писал песни с броскими лозунгами, такие как «Мы вместе» (гимн перестройке от "Алисы"), и в это время он оказался недостаточно радикальным.
Он просто сидел в стороне, не делая ничего, чтобы стать богатым и известным, как его друзья и сверстники. Конечно, он не мог удержаться от этого. Когда стало возможным отправиться в тур, появился менеджер Сева Грач. "Зоопарк" много гастролировал, но почему-то Майк прекратил писать.
Я очень хорошо это понимаю. Майк не был тем человеком, который написал много актуальных песен и гимнов перестройке. Он был глубоким, тонким лирическим поэтом. Он был слишком тонким, слишком хрупким для этого мира, особенно в то время.
В моем романе и в моей жизни я все время спрашиваю себя: почему он прекратил писать? И я не могу найти другого ответа, кроме как «Трудно плавать в серной кислоте» и «Цветок не может жить без солнца». Талант должен быть голоден, но не настолько, чтобы умереть от голода», - говорит Донскич-фон-Романов.
27 августа 1991 года Науменко скончался от кровоизлияния в мозг. Согласно другой версии, он умер от перелома черепа при невыясненных обстоятельствах.
Одним из первых мемориальных мероприятий, организованных Донскичом-фон-Романовым, был концерт в 1995 году, посвященный 40-летию со дня рождения Науменко. Он состоялся в бывшем помещении Ленинградского рок-клуба на улице Рубинштейна, 13. Среди участников были Борис Гребенщиков, "Колибри", "Два Самолета" и многие другие.
Донскич-фон-Романов в настоящее время готовится издать полное собрание литературных работ Науменко, в том числе его самиздатский перевод «Иллюзий» Ричарда Баха. Публикация должна совпасть с 60-й годовщиной покойного музыканта в 2015 году.
/*здесь в оригинале сообщаются место и время проведения мемориального вечера. Не вижу смысла их публиковать, ибо событие давно прошло. Если кому-то архиинтересно - в исходниках это есть*/Сергей Чернов, газета "The St.Petersburg Times" №15 от 18.04.2012 г.
Сканы оригинальной публикации:
Яндекс.ДискПароль на архив/Password: r0t1de
4 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ