Весьма добротная статья-интервью, посвящённая десятилетию легендарных "Песняров".
Десять лет тому назад о них никто не знал. Свой творческий путь они начали в сентябре 1969 года. И, на школьном языке, десятый год для них - выпускной. Но "Песняры" продолжают учиться. Поэтому каждый концерт, каждая запись и песня - это новый экзамен для музыкантов. Но что самое главное - "Песняры" всегда рады встречам со зрителем, они словно говорят: посмотрите, чему мы научились, что мы умеем...
Сегодня "Песняры" неотделимы от самых значимых достижений культуры Белоруссии. Ансамбль не только ввел в концертные залы страны новый вокально-инструментальный жанр "новой" легкой музыки, не только новую манеру исполнения,- "Песняры" широко раскрыли перед зрителем, прежде всего молодым, сокровища народной белорусской песни. Ансамбль стал примером для многих музыкальных коллективов братских республик, основавших свой репертуар на фольклоре; более того - "Песняры" создали целую исполнительскую школу.
Их десятилетний путь - от усатых "Лявонов", вышедших тогда - неслыханное дело! - на сцену филармонии с несовершенной аппаратурой, неясными планами на будущее и неуемной жаждой исполнять, до сегодняшних развернутых драмо-музыкальных постановок - не был легким. Он отразил путь всей молодежной музыки страны за последнее время. Не все сразу приняли синтез народной гармонии и мелодики с современными ритмами, но "Песняры" сумели сохранить характер и дух песен народа.
В первые годы существования их все время пытались сравнить с кем-то. Нам просто не верилось, что "Песняры" - это свое, а не копирование польских "Трубадуров" и "Но То Цо". Многие не верили в то, в чем были уверены члены ансамбля с самого начала: в самостоятельность выбранного пути. Исполняя музыку в стиле "фолк-рок", "Песняры" остались в первую очередь фольклорным ансамблем во всем: в знании темы, умении показать песню, они остались веселыми и задорными парнями, для которых лучшая награда - внимание зрителя. А этим зритель никогда не обходил ансамбль.
Сейчас трудно перечислить все награды, конкурсы и фестивали "Песняров". Вот некоторые из них: победа на 4 Всесоюзном конкурсе артистов эстрады; Берлин (1973 г.) - конкурс политической песни; международный фестиваль в Сопоте 1971 года...
"Песняры" выпустили 4 больших диска, сделали десятки записей на радио и ТВ.
А каким событием был выход первого диска, какой он был ценностью тогда! Такого тиража, как у него (более 3 миллионов!), фирма "Мелодия" не знала после этого довольно долго, вплоть до записей Тухманова и Пугачевой.
- Какое самое большое событие в жизни ансамбля за эти 10 лет?
Владислав Мисевич, с которым я встретился накануне отъезда ансамбля на гастроли в Москву, на минуту задумался.
- Трудно сказать. Пожалуй, и Всесоюзный конкурс артистов эстрады, и выступление в Каннах на МИД ЕМ, и гастроли в США, и постановка "Кургана" - все это для нас события. Иначе говоря, то, что волнует нас сегодня,- это самое главное.
- А чем вы живете сейчас?
- Юбилей застанет нас в пути. Мы едем в Москву со своеобразным отчетом и везем премьеру. Названия пока еще нет. Если в первом отделении мы покажем наравне с новыми песнями и лучшие композиции минувших лет, то во втором, постановочного плана, отделении мы представим цикл народных обрядовых песен. Это единая композиция, результат наших фольклорных экспедиций.
- В таких постановках важна роль режиссера...
- Да, но у нас его нет. Все приходится делать самим. Подчеркиваю: приходится. Режиссер необходим, и это мы почувствовали уже в первых своих постановочных работах.
Действительно, "Песняры" не из тех ансамблей, которые штампуют шлягеры-однодневки. Их работы давно стали настоящими театрализованными постановками. Может, при этом "Песняры" и потеряли часть зрителей, требовавших от них песен уровня "Самоцветов". Повторяю: они давно не эстрадный ансамбль. И сегодняшним работам музыкантов необходима рука режиссера-единомышленника. Равно как необходим "Песнярам" и директор.
Посудите сами: 12 музыкантов да 10 человек обслуживающей группы, около 3 тонн аппаратуры, концерты, реклама, записи... Всем этим приходится заниматься им самим.
Но за 10 лет сделано много. Следует вспомнить и четыре фильма, в которых снялся ансамбль ("Ясь и Янина", "Песняры", "В земле наши корни", "Диск"), сотни городов и многие сотни тысяч зрителей, пластинку, выпущенную в США.
Еще в этом году должен появиться в магазинах пятый диск ансамбля - "Курган".
- На запись этой пластинки ушло шесть дней. Мы работали с тем же звукорежиссером, с которым записали четвертый диск, самый удачный из всех,- продолжает В. Мисевич.- Благодаря Рафику Рагимову записи получились очень хорошими.
- Однако у вас еще есть проблемы со звуком...
- Конечно. Новая аппаратура требует от нас, музыкантов, от нашего звукооператора Анатолия Щелокова большого внимания. Что же, аранжировками занимаемся тоже мы сами. Это сложное дело...
- Световые эффекты?..
- Это составная часть представления. Сейчас с нами постоянно работает и светооператор.
Современная легкая музыка с каждым годом становится все более сложной. Вот и у "Песняров" появился "Мини-Муг" - синтезатор. На одну лишь ударную установку А. Демешко работает 8 микрофонов. И это не прихоть музыкантов - это требование времени и требовательность исполнителей к самим себе.
Нельзя сказать, что "Песняры" возникли на пустом месте. Владислав Мисевич сказал, что прежде всего ансамбль опирался (но не копировал!) на достижения таких коллективов, как "Орэра", "Гая", "Поющие гитары". А сегодня?
- Ну что музыка "диско"? При всей ее кажущейся простоте - это шаг вперед в развитии ритмической структуры. "Диско" не чужда и нам. В последних работах мы используем ее элементы, как и приемы всех направлений рок-музыки и джаза. Главное ведь - не пересолить!
- Где сейчас те, кто начинал в "Лявонах"?
- В том составе начинали братья Мулявины - Владимир и Валерий, Леонид Тышко, Валентин Бадьяров, Валерий Яшкин, Александр Демешко и я. Валера Яшкин, закончив Московский институт культуры, преподает там и работает как режиссер, Нам он помогал в постановке "Песни о доле", очень хорошо поставил с группой "Ариэль" рок-оперу "Емельян Пугачев". Валентин Бадьяров работает в Гомеле с ансамблем "Сябры". Release contains у нас, как видите, довольно стабилен.
Говорить о "Песнярах" как об ансамбле фольклорном - мало. Наравне с этим он пропагандирует и гражданственность искусства. "Курган" - это прежде всего произведение гражданского звучания. А с ансамблем ведь постоянно работают ведущие белорусские и советские поэты и композиторы.
Десять лет - огромный этап в жизни любого музыкального коллектива. Немногие могут этим похвалиться.
С юбилеем вас, "Песняры"! И в заключение мы напоминаем вам состав "Песняров"-79.
Владимир Мулявин - лидер ансамбля, гитара, вокал, аранжировка
Леонид Тышко - бас-гитара, вокал
Александр Демешко - барабаны, ударные
Леонид Борткевич - вокал, народные инструменты
Анатолий Кошепаров - вокал, народные инструменты, аккордеон
Владислав Мисевич - саксофоны, флейта, вокал
Владимир Николаев - орган, синтезатор
Игорь Поливода - пиано, аранжировка
Валерий Дайнеко - скрипка, вокал, аранжировка
Владимир Ткаченко - скрипка, гитары, аранжировка
Александр Айвазов - тромбон
Евгений Поздышев - труба
Д. Подберезский, 1979г.
Послесловие: меня всегда коробило, когда к "Песнярам" классического периода творчества приклеивают ярлык "ВИА". Парадоксально, но несмотря на "народную" направленность творчества, на тот момент, вряд ли можно было найти на советской сцене более "западный" коллектив. Одни лишь термины, употребляющиеся в статье - "фолк-рок", "около 3 тонн аппаратуры", "пластинка, выпущенная в США", заставляют воспринимать группу в международных категориях (между прочим, цена на пластинки "Песняров" была тоже "международная" - 2 руб. 70 коп., такая же, как у "импортных" исполнителей :)), а на дворе, напомню, 1979 год!
Автор Jerzy Bondov
Comments