Хорошая статья о Поле Мориа и его оркестре, содержит много интересных фактов из биографии прославленного композитора и дирижёра.
Вторая половина 60-х годов нашего бурного века. Мир переживает, по меткому выражению американского поэта-песенника Пита Сигера, "всемирный потоп поп-музыки". "Рок" становится источником многомиллионных доходов фирм грамзаписи. Культ исполнительских "звезд", благодаря грандиозной рекламе, доведен до абсурда. Шикарные, не очень разборчивые в средствах поп-журналы привлекают к миру развлекательной музыки неискушенных, мало знакомых с музыкальной культурой слушателей в возрасте, в основном, от 18 до 24. Безраздельными хозяевами европейской эстрады становятся английские и американские вокально-инструментальные ансамбли, любая продукция которых, независимо от качества, немедленно становится шлягером. Через этот поток в большинстве своем чисто коммерческой музыки оригинальные национальные ансамбли пробиваются с большим трудом и нередко путем жертв творческого характера.
Не зная всего этого, трудно представить себе масштабы того шока, который испытала в 1967 году французская музыкальная общественность после подведения итогов традиционного конкурса на лучшую песню. Первое место среди произведений зарубежных авторов тогда было присуждено песне неизвестного итальянского композитора под названием "Я последую за ним". Написанная по всем канонам поп-музыки, с налетом заокеанского колорита, она стала одним из "боевиков" сезона. Долгое время критикам, репортерам и даже заправилам шоу-бизнеса не удавалось установить личность автора. Каково же было всеобщее изумление, когда выяснилось, что песню написали известные французские композиторы и дирижеры Франк Пурсель и Поль Мориа.
Теперь, по прошествии более чем десятилетия, Поль Мориа, рассказывая журналистам эту историю, подчеркивает, что дело было вовсе не в том, чтобы прославиться эффектной выходкой. Просто хотелось развенчать снобизм, слепое преклонение перед кумирами, только которым, якобы, известны секреты популярности...
- Я всегда воздавал должное поп-музыке. Мне нравились ее ритмы, ее темы. Одним из талантливейших композиторов двух последних десятилетий считаю бывшего участника группы "Битлз" Пола Маккартни... И я вовсе не выступаю против новых интересных течений в музыке в зависимости от их географического русла... Но я против слепого преклонения перед всем иностранным...
В том, 1967 году Поль Мориа еще не был всемирно известным руководителем Большого оркестра, и самые знаменитые фестивали - в Мехико, Токио, Рио-де-Жанейро - были для него еще впереди, и его "золотые диски" не достигли еще своих миллионных тиражей в Канаде, Австралии, Аргентине, США, Мексике, Бразилии, Японии.
Именно в этот период, когда оркестровая музыка, можно сказать, вообще не собирала слушателей, когда один за другим разваливались джазовые биг-бенды, появилось новое явление в мире легкой музыки- большие струнные составы. В середине 60-х оркестры Франка Пурселя, Раймона Лефевра, Каравелли, Хельмута Захариаса, Поля Мориа начали свое триумфальное шествие, доказав, что большие оркестры живы и даже в обстановке поп-истерии могут завоевать мир. "Интенсифицированная" музыка ВИА, в которой инструментальная часть почти целиком была принесена в жертву вокальной, из-за однообразия ритмов и пренебрежения "традиционными" инструментами была обеднена и многое теряла в выразительности. У больших составов было много преимуществ: богатство и разнообразие оркестровых красок поистине неистощимые возможности аранжировок, высокий профессионализм исполнения. И, конечно, многое зависело от таланта дирижера, а таланта Полю Мориа было не занимать.
Десятилетним мальчиком Поль был принят в консерваторию в родном Марселе, а в 14 лет окончил ее с первой премией по классу фортепиано. Ему предрекали блестящую карьеру пианиста, но он увлекся джазом и прочно связал свою жизнь с эстрадой.
Свой первый состав Поль Мориа собрал, когда ему было 17 лет. Это был струнный оркестр, который играл популярные джазовые мелодии. Целое десятилетие изнурительного труда, сцены многих кабаре и мюзик-холлов Европы, попытки создания оригинального репертуара, первых собственных композиций. Успех в провинции и прохладный прием в Париже, Равнодушие со стороны фирм грамзаписи. И тогда пришло решение переехать в столицу.
Сколько честолюбивых молодых людей приезжают в Париж, мечтая покорить его! И сколько из них уезжают назад разочарованными и опустошенными...
Париж встретил Поля неласково: необходимость браться за любую работу, писать аранжировки и песенки по заказу ресторанных шансонье... Мечты о собственном оркестре пришлось отложить надолго.
- Наверное, у многих на моем месте опустились бы руки. Но я верил в свои силы. Я был убежден - только работа, работа и еще раз работа поможет мне добиться своей цели.
И вот удача: ему заказывает аранжировки Анри Сальвадор. Затем сотрудничество с другими эстрадными певцами: Далидой, Катариной Валенте, Морисом Шевалье. Попытка добиться успеха в США: певица Пегги Марч становится знаменитой, а Мориа возвращается в Париж. И тут улыбка фортуны - приглашение от Шарля Азнавура. Аранжировки и аккомпанемент Поля Мориа принесли обоим известность. 120 песен обработал для Азнавура Поль Мориа, и среди них знаменитые "Мама", "Изабель", "Париж в августе". Несколько песен, созданных Мориа специально для Азнавура, делают его популярным композитором. Вот теперь можно собиррать и собственный Гранд-оркестр.
Переломный 1965 год. Контракт с фирмой "Филипс". Первые пластинки - и полный безоговорочный успех.
- Все певцы, с которыми я раньше работал, были не моими солистами-это я был у них на службе... Но когда я сам добился успеха и меня признали как дирижера - я стал выступать без солистов: во Франции "звезды" очень дороги.
Но современная эстрада немыслима без песни, и с оркестром Поля Мориа успешно дебютируют негритянская певица Роберта Флак и "золушка из Авиньона" Мирей Матье.
21 ноября 1965 года, когда в студии номер 102 Парижского телевидения записывалась в популярной воскресной передаче для начинающих "Теледиманш" маленькая курносая девушка из Авиньона Мирей Матье, никто не предполагал, что очень скоро ее назовут наследницей великой Эдит Пиаф. Но не прошло и года, как она уже блистала на сценах Европы, Южной Америки, Австралии, Японии. Это граничило с чудом: дочь каменотеса, первый ребенок из четырнадцати в семье, четыре класса образования- и первая обладательница "Виноградной премии", учрежденной Французским радио "самой естественной и обаятельной звезде эстрады". В "звезды" ее вывел Поль Мориа.
Три года они работали вместе. Вместе приехали в 1967 году в СССР: 20-летняя примадонна и Гранд-оркестр крупнейшего мюзик-холла Парижа. Она пела его песни: "Одни в мире", "Приходи на мою улицу", "Простое письмо" и, наконец, самую знаменитую - "Мое кредо". Его новую песню, написанную уже в СССР и посвященную 50-летию Великого Октября, она спела впервые прямо на борту крейсера "Аврора". Песня называлась "Когда рассвет, товарищ".
Пройдет десятилетие, и этот творческий союз будет закреплен выпуском альбома "Песни Поля Мориа поет Мирей Матье".
Записи Большого оркестра Поля Мориа появляются 5-6 раз в год. Первый альбом, получивший международную известность и ставший "золотым" назывался "Love is bluе" по названию одной из его пьес (1968 г.). Композиции Мориа можно найти почти в каждом альбоме, но в целом это записи инструментовок шлягеров - его побуждают к этому фирмы, не желающие рисковать и выпускающие чаще всего то, что уже получило популярность.
Как он умудряется столько записываться - загадка для многих. Два-три месяца занимают гастроли. Для пяти альбомов в год нужно написать аранжировки не менее, чем 60 пьес, и среди них должны быть 10-12 собственных. А время на репетиции, запись?
"Фирменный" знак оркестра - это звучание электронных инструментов: клавесина, органа. Сольные партии чаще всего играет сам Поль Мориа.
- У меня много клавишных инструментов: фортепиано, электроклавесин, органы, два синтезатора. Конечно, это влияние молодежных групп, которые я люблю слушать. Все, что молодо и ново, захватывает меня...
Мой отец, профессиональный пианист, с раннего детства воспитал во мне любовь и глубоко почтительное отношение к музыке... Я считаю, что любому музыканту, занимается ли он симфонической или эстрадной музыкой, необходима классическая основа. Можно сочинять поп-музыку, но при этом нужно знать Равеля и Дебюсси.
В 1967 году Поль Мориа аранжировал песню "Подмосковные вечера", а позднее выпустил альбом "Вечная Россия", в который вошли 12 пьес на темы популярных русских и советских песен. Среди них "Цыганочка", "Красный сарафан", "Калинка", "Вечерний звон", "Очи черные", "Эй, ухнем", "Катюша", "Полюшко-поле".
- Я всегда любил русские песни. Меня поражает в них удивительный синтез светлой грусти и оптимизма. Русская музыка - жемчужина мирового искусства.
Недавно в один из альбомов вошла обработка песни Сергея Никитина "Под музыку Вивальди"...
Пролетели годы, и оказалось, что лишь немногие из промелькнувших "звезд" поп-музыки сохранились в памяти молодежи, а искусство Поля Мориа волнует и сейчас так же, как полтора десятилетия назад. И новые поколения молодых людей вслушиваются в магические звуки его скрипок. Duration-самый справедливый судья.
Я. Басин, 1982г., журнал "Рабочая смена"
Послесловие: эстрадно-симфонические оркестры не смогли всё-таки удержаться на плаву и в современной музыкальной действительности места для них, к сожалению, уже не нашлось. Тем не менее, мы продолжаем вспоминать "классический период" их деятельности и наиболее ярких представителей этого жанра, а без Поля Мориа, этот жанр вообще себе трудно представить.
Автор Jerzy Bondov
Comments