Artist: Frank Zappa
Country: USA
Album: Hot Rats
Genre: Progressive Rock
Year of release: 1969/2002
Label: VideoArts [VACK-1209]
Quality: FLAC (image+.cue) / CBR 320 kbps
Size: 385 mb / 165 mb (3% восст.)
Uploaded to: Turbobit, Rapidgator
Hot Rats - "Горячие крысы" — седьмой по счёту альбом в полной дискографии американского композитора и музыканта Фрэнка Заппы и второй его сольный проект, вышедший в октябре 1969 года Bizarre/Reprise Records (RS 6356) в США, Канаде, Германии, Франции и Австралии. В Великобритании был издан в 1970 году под номером RSLP 6356. На протяжении всех 1970-х издавался и переиздавался на Reprise Records во многих европейских странах, Англии и США вплоть до 1980 (UK K 44078) и 1984 (US RS 6356). В большинстве изданий Hot Rats выходил в конверте с разворотом и только несколько изданий (во Франции, Испании) были в одинарном конверте.
КОНЕЦ ОРИГИНАЛЬНОЙ MOTHERS OF INVENTION
К 1969 году Фрэнку Заппе стало нелегко содержать за свой счёт группу Mothers of Invention, поскольку вся их деятельность была в финансовом плане нерентабельна. Albumы продавались слабо, заработок с концертов тоже был невелик, а Заппа платил девяти музыкантам зарплату круглый год, независимо от того, играли они или не играли. В конце концов, маэстро распустил группу под предлогом финансовых трудностей. Кроме того, он допустил тогда в интервью некоторые замечания в адрес музыкантов, будто они не прилагали особых усилий в работе.
Музыканты были конечно недовольны таким поворотом событий. Одни обвиняли Заппу в "авторитарном правлении", приводя в пример, что Фрэнк никогда не останавливался в одном отеле с участниками группы. Другие говорили, что он пожертвовал человеческими отношениями в угоду своему стремлению к совершенству. Некоторые же из участников первоначального состава Mothers без обид продолжили сотрудничество с Фрэнком на многие годы. Едва распустив группу, Заппа записал свой второй сольный альбом.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ
Hot Rats своей преимущественно инструментальной музыкой с сильным влиянием джаза существенно отличается от всех ранних альбомов Заппы, состоявших преимущественно из сатирических вокальных представлений с широким использованием звуков быта и интенсивным редактированием. Хотя Фрэнка Заппу обычно позиционируют в стороне от прогрессивного рока, он немало сделал для развития в том числе этого жанра. И Hot Rats можно отнести к числу лучших ранних альбомов прогрока.
В одном интервью 1973 года Заппа рассказал про работу над альбомом: "Некоторые думают, что альбом "Горячие крысы" был записан целиком по заранее написанным нотам. Это не так. Вот как делался альбом "Горячие крысы". Сначала ритм-секция из четырёх человек записала базовую ритм-основу, на которую записывались наложением остальные партии, и большая часть их родилась прямо в студии.
На запись всей ритм-основы ушло приблизительно десять часов, а потом только на одну "Peaches En Regalia" ушло более 100 часов работы. Работа заняла много времени по той причине, что на записи каждой вещи всегда играло одновременно не более четырёх человек, было сделано немало наложений."
Главный инструмент Заппы здесь, как и во многих альбомах — соло-гитара. "Willie the Pimp", "Son of Mr. Green Genes" и "The Gumbo Variations" — лучшие образцы его мощной и своеобразной игры на гитаре. Но гитарных композиций и альбомов у Заппы достаточно много. Hot Rats предоставляет массу дополнительных прелестей.
Другим главным действующим лицом в альбоме является Ян Андервуд, заменивший по сути целый оркестр, благодаря многодорожечной технологии записи, которая лада возможность многочисленных наложений. Андервуд играет партии как минимум восьми - десяти музыкантов: сложные фрагменты на классическом фортепиано, органе, клавесине, различных видах флейт, саксофонов и кларнетов.
Особую роль в альбоме играет скрипач Дон Харрис по прозвищу Сахарный Тростник. "Сахарным Тростником" его прозвал ещё в шестидесятых известный джазмен Джонни Отис, когда Харрис играл в его оркестре, и прозвище закрепилось за музыкантом на всю жизнь. Дон Харрис был одним из пионеров электроскрипки. Свой первый звукосниматель он поставил на скрипку, взяв его с проигрывателя пластинок. Дон Харрис записался в нескольких альбомах Джона Мэйолла, Харви Мандела и ещё в трёх альбомах Заппы.
Фрэнк Заппа был фанатом Дона Харриса со школьной скамьи. "Для меня он был легендой," — вспоминал Заппа в 1996. — "У меня были его пластинки, когда я ещё учился в школе. В самой любимой из них "Soul Motion" было обалденное блюзовое соло на скрипке. Делая Hot Rats я подумал: "Было бы круто разыскать этого парня, чтобы он сыграл в этом альбоме." Поскольку Джонни Отис знал всех, я позвонил ему. Он нашёл Харриса в тюрьме, его арестовали за наркотики, и мы вытащили его оттуда под залог. Джонни Отис убедил полицию, что это очень важный музыкант, необходимый для записи."
Французский джазовый композитор Жан-Люк Понти ещё до знакомства с Заппой прославился как скрипач-виртуоз, выпустивший десятки сольных альбомов. Роль Понти в Hot Rats достаточно скромная, зато он блистает ещё в семи альбомах Заппы (включая посмертные).
Ритм-секция в Hot Rats на высшем уровне. На басу играет Макс Беннетт, чья музыкальная жизнь началась ещё в конце 1940-х. Он играл и записывался с Эллой Фитцджеральд, Джони Митчелл, Джоан Баэз, играл бас на многих альбомах The Monkees. "Это был довольно спокойный парень, чётко знающий что ему нужно," — вспоминал про Заппу Беннетт в 2007 году. "Мы записали за три вечера кучу разнообразного материала, из которого и вышел этот альбом." Беннетт звучит и в нескольких последующих альбомах Заппы, например в великолепном Chunga's Revenge (октябрь 1970).
Только в первом номере альбома "Peaches en Regalia" на басу играет не Беннетт, а знаменитый американский мультиинструменталист Шагги Отис, сын известного руководителя джаз-бэнда Джонни Отиса. "Мы записали для этого альбома три вещи," — вспоминал Шагги Отис в 2009 году. "Я уже не помню какие, я знаю что он использовал только "Peaches En Regalia". Он позвонил моему отцу и попросил какую-нибудь ритм-секцию R&B — он спрашивал каких-нибудь парней, но я думаю, на самом деле, он конечно хотел сказать, нельзя ли попросить сыграть Шагги. Ну я и сыграл. Он привёл ещё какого-то барабанщика по имени Рон Селико. Мы сделали эти три трека, но из них выбрали только один."
К записи ударных в альбоме Заппа привлёк троих барабанщиков, да ещё как известно сам приложил руку к "перкуссии с удвоенной скоростью". В трёх вещах ("Willie the Pimp", "Little Umbrellas", "It Must Be a Camel") сыграл Джон Гэрин, стучавший на барабанах у Фрэнка Синатры, Телониуса Монка, Эллы Фитцджеральд, Джорджа Харрисона, с группами The Animals, Them, The Byrds и многими другими. Гэрин записался, кроме Hot Rats, ещё в четырёх альбомах Фрэнка Заппы.
Другой ударник — Пол Хамфри имеет не менее громкий послужной список, в который входит сотрудничество с Уэсом Монтгомери, Джимми Смитом, Чарльзом Мингусом, Элом Купером, Джерри Гарсия и другими. И только в "Peaches en Regalia" партнёром по ритм-секции Шагги Отиса выступил некий Рон Селико.
АЛЬБОМ
PEACHES EN REGALIA
"Персики в регалиях". По поводу этого названия на фанатских сайтах можно читать бесконечные домыслы, и каждый по-своему прав. Это могли быть и "персики в подарок", и блюдо из меню в каком-нибудь ресторане, под персиками могли пониматься и женские груди в окружении соответствующих украшений и т.д. и т.п. Главное, что эта инструментальная композиция стала с тех пор стандартом современного джаз-фьюжна и одним из самых известных музыкальных произведений Фрэнка Заппы. Её не раз делали заставкой в телепередачах Би-Би-Си.
Фрэнк играет здесь короткое соло на инструменте, который указан в титрах как "октавный бас". На самом деле, это была обычная бас-гитара, записанная на скорости в 2 раза медленнее стандартной, поэтому при нормальном воспроизведении она звучит на октаву выше. "Peaches En Regalia" — это конечно бенефис Яна Андервуда, который "зажигает" здесь на флейте, нескольких саксофонах, кларнете и клавишных. Перкуссия, местами напоминающая современные электронные "плюхи", записана новаторским изощрением Заппы.
"Peaches En Regalia" звучит в разных интерпретациях (записанная на разных концертах) ещё в шести других альбомах Заппы (и Mothers), поскольку это был постоянный номер его концертной программы на протяжении 20 лет. Фрэнк посвятил альбом Hot Rats своему недавно родившемуся сыну, которому он дал имя Двизил. В 2009 году Двизил исполнил свою версию "Peaches En Regalia" с группой Zappa Plays Zappa , которая получила за это премию Грэмми.
WILLY THE PIMP
"Сутенёр Уилли" — единственный номер с вокалом в альбоме. Как смеялся Заппа в одном из интервью 1989 года: "Как вам идея! Единственный вокальный трек в инструментальном альбоме и тот исполняет Капитан Бифхарт!... Как мог такой засранец отнимать драгоценное внимание у всей Америки?!"
Бифхарт несёт тут (как всегда!) всякий вздор, но совсем немножко, после чего Заппа на семь с лишним минут сносит голову своим завораживающим соло на гитаре. Это можно слушать бесконечно... Неудивительно, что "Willie the Pimp" попала в список "100 лучших гитарных песен всех времён" журнала Rolling Stone под номером 75 (они всегда протаскивают на первые места каких-то никому не ведомых местечковых виртуозов :(()
SON OF MR. GREEN GENES
"Сын мистера Грина Джинза" — инструментальная "переработанная для соло" интерпретация песни "Mr. Green Genes" из альбома Mothers of Invention - Uncle Meat (март 1968). Мелодия узнаётся сразу, если вы слышали оригинал. Блестящая работа как гитариста Заппы, так и Яна Андервуда в роли духовика и клавишника. Обратите внимание на забавные барабашки, записанные Заппой техникой "ускоренной перкуссии".
Мудрённые названия инструментальных композиций Заппы часто подавали повод людям трактовать их самым нелепым образом. "Из-за того, что я записал песню под названием "Сын мистера Грина Джинза" в альбоме Hot Rats в 1969, люди много лет думали, что персонаж с таким же именем из телесериала "Капитан Кенгуру" был моим "настоящим" папой. Нет, это не так," — пишет Заппа в "Книге настоящего Фрэнка Заппы".
LITTLE UMBRELLAS
"Маленькие зонтики" — ещё одна пьеса в стиле джаз-фьюжн, где во всей красе звучит Ян Андервуд, сменяя инструмент буквально на каждой фразе, и перед нами звучит то "органус максимус" (как указано в титрах), то классический рояль, то клавесин, то флейта, то саксофон, то кларнет... Заппа в этой вещи, похоже, ни к чему не прикасался...
THE GUMBO VARIATIONS
"Вариации Гумбо" — возможно лучший номер в альбоме. Тринадцать минут дают простор для свободной импровизации поочерёдно Андервуду на рыкающем тенор-саксофоне, "Сахарному Тростнику" на злой электроскрипке, Заппе на ядовитой соло-гитаре и даже голой ритм-секции.
IT MUST BE A CAMEL
"Должно быть это верблюд" названа так возможно из-за мелодических скачков, которые, будучи записаны в нотах, действительно напоминают верблюжие горбы. Эта медитативная пьеса представляет собой многослойную работу Андервуда на разных саксофонах и клавишных, блестящие наложения перкуссии Заппы, его выдержанное в умеренных тонах соло на гитаре и такое же спокойное соло Андервуда на кларнете. По сравнению с ними роль скрипача Жана-Люка Понти здесь совсем скромная, он всплывает под самый конец.
ТЕХНОЛОГИИ ЗАПИСИ
Album Hot Rats записан на 16-дорожечном магнитофоне. Это был последний писк тогдашней технологии, Hot Rats стал одним из первых альбомов, записанных на 16 дорожках. Забавно вспомнить, что в это же время группа №1 в мире The Beatles воевала с руководством фирмы EMI за право воспользоваться 8-дорожечным Штудером, только поступившим на студию и стоявшим как гроб без дела.
16-дорожечный аппарат, на котором писался Hot Rats, был собран в конце 1968 года вручную звукоинженерами студии TTG в Голливуде. Дополнительные дорожки позволили Заппе сделать многочисленные наложения духовых и клавишных инструментов, на которых сыграл талантливый мультиинструменталист Ян Андервуд. Заппе понадобилось совсем небольшое количество музыкантов, которые воспроизвели удивительно богатую музыкальную палитру, как если б играла большая группа. Работа с наложениями — это было как раз то, что было нужно Фрэнку, который ненавидел играть с группой в студии.
Заппа был одним из первых, кто стал разбрасывать ударные инструменты по разным дорожкам. Это позволило добиться стереозвучания ударных. До этого вся ударная установка писалась, как правило, на одну дорожку, даже при наличии 8-дорожечной записи. На Hot Tracks под ударные было отведено четыре дорожки, одна из которых была выделена исключительно под рабочий барабан, другая — под "бочку". На две другие были раскиданы остальные барабаны и тарелки, и эти дорожки были разведены друг от друга влево и вправо. Таким образом звукоинженер получил беспрецедентный по тем временам контроль за каждым компонентом ударной установки в процессе микширования записи. В наше время запись ударных по-другому и не мыслится, но этот процесс вошёл в норму только в начале 1970-х после массового подражания технике записи Заппы.
Кроме того, Заппа стал пионером в технике манипуляции со скоростью ленты в попытке добиться новых, необычных тембров и тональных окрасок. Так в композициях "Peaches en Regalia", "Son of Mr. Green Genes" и "It Must Be a Camel" Фрэнк записал "перкуссию с удвоенной скоростью". Делалось это так. Сначала на повышенной скорости записывались основные дорожки (ударные, бас, гитара, пианино и т.д.). Затем Заппа, воспроизводя эту запись в два раза медленнее, накладывал на неё дополнительные ударные инструменты. В окончательном варианте, воспроизводимом с нормальной скоростью, эти последние наложения звучали в два раза быстрее и выше по тональности, что придавало им довольно странный, комичный звук, напоминающий игрушечные барабаны.
Подобные же эксперименты проводились со звучанием и других инструментов, включая клавиши, саксофоны и бас. Заппа указан в титрах играющим на некоем "октавном басу". Так маэстро прозвал свой бас, ускоренный в два раза, так что он стал звучать почти как гитара, но по уверениям Заппы, с гораздо большей мощью и энергией. Использовались и простые ухищрения, не требующие дорогостоящей техники. Например, выразительная перкуссия в заключительном номере "It Must Be a Camel" сделана с помощью простой расчёски из жёсткой пластмассы, а в "Willie The Pimp" Заппа играет на обычном гаечном ключе с трещоткой. Все эти трюки позволяли добиться эффектов, которые стали доступными в полной мере лишь 10 лет спустя, с внедрением в звукозапись цифровых технологий.
ОБЛОЖКА И НАЗВАНИЕ
Title альбома "Горячие крысы" Заппа взял из импровизированных выкриков Капитана Бифхарта в песне "Willie The Pimp" ("Сутенёр Уилли"). Он изображает из себя грязного сутенёра, продающего женщин на улице.
Я стою на крыльце отеля Lido,
и шлюхам в фойе нравится как я продаю:
ГОРЯЧЕЕ МЯСО
ГОРЯЧИХ КРЫС
ГОРЯЧИХ ЗИТЦ
ГОРЯЧИЕ ЛОДЫЖКИ
ГОРЯЧИЙ РИТЦ
ГОРЯЧИЕ КОРНИ
ГОРЯЧУЮ САЖУ
В английском оригинале всё это идёт в рифму. Скорее всего Бифхарта, как "Остапа несло", и он наорал этот набор слов в кликушеской импровизации, а Заппе особенно понравилось выражение Hot Rats, поскольку оно похоже на Hot Dogs - символ американской цивилизации, сосиски "хот догз", то есть "горячие собаки". А где "горячие собаки" почему бы не быть и "горячим крысам".
Бифхарт, с его несносным характером, долго ворчал потом в разных интервью, что мол Заппа "увёл" у него эту фразу и сделал названием.
Обложка Hot Rats колоритно передаёт эпоху психоделии, хотя сам Заппа с презрением относился к психоделическому движению, как и вообще ко всяким движениям и тусовкам. Фотограф Энди Натансон использовал здесь инфракрасную технику фотосъёмки, для которой используется специальная плёнка, чувствительная к инфракрасному излучению. Это удовлетворяло заппино увлечение яркой образностью, смешанной с абсурдным юмором. Фотография запечатлела голову "мисс Кристины", торчащую из пустого бассейна в одном из особняков Беверли Хиллз.
Кристина Фрка была одной из нянек (или как сейчас говорят, бэйби-ситтеров) детей Фрэнка, группи и участница GTO's (Girls Together Outrageously) — рок-группы, которую всячески стимулировал к творчеству и продюсировал Заппа. Кристина была одно время подругой начинающего тогда рокера Винсента Фурье (ставшего Алисом Купером) и порекомендовала Заппе записать его группу. Мисс Кристина умерла в 1970-х от передозировки.
На внутреннем развороте: фотографии Заппы, Яна Андервуда, Капитана Бифхарта, текст единственного номера с вокалом ("Willie The Pimp") и надпись: "Это кино для ваших ушей спродюсировал и устроил Фрэнк Заппа". Остальные музыканты, несмотря на то, что это супермузыканты, указаны в списке отдельно и без фотографий, как всегда поступают с сессионными наёмными работниками.
Фанаты Заппы идентифицировали все фотографии на внутреннем развороте. Слева направо в верхнем ряду: 1) Заппа на сцене возможно в Амстердаме, 2-3) - в нью-йоркской Apostolic Studios, 4) на пароме в Гётеборг (Швеция). В среднем ряду: 1) Заппа с Яном Андервудом в Букингемском дворце (Лондон), 2) концертный снимок возможно из Амстердама. В нижнем ряду фотографии из квартиры Заппы на Чарльз-стрит, когда он жил в Нью-Йорке.
На одной из них снято объявление: "Позор вам. Вы не доверяете Mother's". В одном из интервью Фрэнк объяснил, откуда это взялось. Компания Mother's — крупный американский производитель продуктов, попала однажды в скандальную историю, когда несколько человек умерли от ботулизма, съев испорченные рыбные консервы. Компания учинила у себя тщательную проверку и после этого провела рекламную кампанию под слоганом "Позор вам. Вы не доверяете Mother's". Заппа конечно не мог пройти мимо такой рекламы для своей Mothers of Invention!
ВИНИЛОВЫЕ ВАРИАНТЫ
Английский первый пресс — февраль 1970 года:
1) На обложке в верхнем правом углу логотип Bizarre + логотип Reprise (в круге) комбинированный с символом Warner Arts и каталоговый номер под ними
2) На обратной стороне 3 строчки текста:
Warner Bros. Seven Arts Records Ltd
Distributed by CBS Records
Printed and made by MacNeill Press Ltd., London, S.E.1
3) Ярлыки трёхцветные, разбитые на четверти сверху.
4) Сразу под "кораблём" замазанный чёрным текст "distributed by Pye Records Ltd" (ко времени выпуска Hot Rats в Англии Warner/Reprise передала права на дистрибуцию своей продукции от Pye к CBS Records).
Второй английский пресс — сентябрь 1970 года:
1) На обложке в верхнем правом углу логотип Bizarre + логотип Reprise (в квадрате) без символа Warner Arts, под каталоговым номером надпись stereo
2) Ярлыки одного (горчичного) цвета, цельные, не разбитые на четверти, "корабль" поменьше, и расположение надписей другое.
Что касается номеров матрицы, то они одинаковые: обе штамповки сделаны из RSLP 6356 A1/RSLP 6356 B1.
Hot Rats включён в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь. Это несомненно одна из лучших работ в обширном каталоге Фрэнка Заппы.
КОНЕЦ ОРИГИНАЛЬНОЙ MOTHERS OF INVENTION
К 1969 году Фрэнку Заппе стало нелегко содержать за свой счёт группу Mothers of Invention, поскольку вся их деятельность была в финансовом плане нерентабельна. Albumы продавались слабо, заработок с концертов тоже был невелик, а Заппа платил девяти музыкантам зарплату круглый год, независимо от того, играли они или не играли. В конце концов, маэстро распустил группу под предлогом финансовых трудностей. Кроме того, он допустил тогда в интервью некоторые замечания в адрес музыкантов, будто они не прилагали особых усилий в работе.
Музыканты были конечно недовольны таким поворотом событий. Одни обвиняли Заппу в "авторитарном правлении", приводя в пример, что Фрэнк никогда не останавливался в одном отеле с участниками группы. Другие говорили, что он пожертвовал человеческими отношениями в угоду своему стремлению к совершенству. Некоторые же из участников первоначального состава Mothers без обид продолжили сотрудничество с Фрэнком на многие годы. Едва распустив группу, Заппа записал свой второй сольный альбом.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ
Hot Rats своей преимущественно инструментальной музыкой с сильным влиянием джаза существенно отличается от всех ранних альбомов Заппы, состоявших преимущественно из сатирических вокальных представлений с широким использованием звуков быта и интенсивным редактированием. Хотя Фрэнка Заппу обычно позиционируют в стороне от прогрессивного рока, он немало сделал для развития в том числе этого жанра. И Hot Rats можно отнести к числу лучших ранних альбомов прогрока.
В одном интервью 1973 года Заппа рассказал про работу над альбомом: "Некоторые думают, что альбом "Горячие крысы" был записан целиком по заранее написанным нотам. Это не так. Вот как делался альбом "Горячие крысы". Сначала ритм-секция из четырёх человек записала базовую ритм-основу, на которую записывались наложением остальные партии, и большая часть их родилась прямо в студии.
На запись всей ритм-основы ушло приблизительно десять часов, а потом только на одну "Peaches En Regalia" ушло более 100 часов работы. Работа заняла много времени по той причине, что на записи каждой вещи всегда играло одновременно не более четырёх человек, было сделано немало наложений."
Главный инструмент Заппы здесь, как и во многих альбомах — соло-гитара. "Willie the Pimp", "Son of Mr. Green Genes" и "The Gumbo Variations" — лучшие образцы его мощной и своеобразной игры на гитаре. Но гитарных композиций и альбомов у Заппы достаточно много. Hot Rats предоставляет массу дополнительных прелестей.
Другим главным действующим лицом в альбоме является Ян Андервуд, заменивший по сути целый оркестр, благодаря многодорожечной технологии записи, которая лада возможность многочисленных наложений. Андервуд играет партии как минимум восьми - десяти музыкантов: сложные фрагменты на классическом фортепиано, органе, клавесине, различных видах флейт, саксофонов и кларнетов.
Особую роль в альбоме играет скрипач Дон Харрис по прозвищу Сахарный Тростник. "Сахарным Тростником" его прозвал ещё в шестидесятых известный джазмен Джонни Отис, когда Харрис играл в его оркестре, и прозвище закрепилось за музыкантом на всю жизнь. Дон Харрис был одним из пионеров электроскрипки. Свой первый звукосниматель он поставил на скрипку, взяв его с проигрывателя пластинок. Дон Харрис записался в нескольких альбомах Джона Мэйолла, Харви Мандела и ещё в трёх альбомах Заппы.
Фрэнк Заппа был фанатом Дона Харриса со школьной скамьи. "Для меня он был легендой," — вспоминал Заппа в 1996. — "У меня были его пластинки, когда я ещё учился в школе. В самой любимой из них "Soul Motion" было обалденное блюзовое соло на скрипке. Делая Hot Rats я подумал: "Было бы круто разыскать этого парня, чтобы он сыграл в этом альбоме." Поскольку Джонни Отис знал всех, я позвонил ему. Он нашёл Харриса в тюрьме, его арестовали за наркотики, и мы вытащили его оттуда под залог. Джонни Отис убедил полицию, что это очень важный музыкант, необходимый для записи."
Французский джазовый композитор Жан-Люк Понти ещё до знакомства с Заппой прославился как скрипач-виртуоз, выпустивший десятки сольных альбомов. Роль Понти в Hot Rats достаточно скромная, зато он блистает ещё в семи альбомах Заппы (включая посмертные).
Ритм-секция в Hot Rats на высшем уровне. На басу играет Макс Беннетт, чья музыкальная жизнь началась ещё в конце 1940-х. Он играл и записывался с Эллой Фитцджеральд, Джони Митчелл, Джоан Баэз, играл бас на многих альбомах The Monkees. "Это был довольно спокойный парень, чётко знающий что ему нужно," — вспоминал про Заппу Беннетт в 2007 году. "Мы записали за три вечера кучу разнообразного материала, из которого и вышел этот альбом." Беннетт звучит и в нескольких последующих альбомах Заппы, например в великолепном Chunga's Revenge (октябрь 1970).
Только в первом номере альбома "Peaches en Regalia" на басу играет не Беннетт, а знаменитый американский мультиинструменталист Шагги Отис, сын известного руководителя джаз-бэнда Джонни Отиса. "Мы записали для этого альбома три вещи," — вспоминал Шагги Отис в 2009 году. "Я уже не помню какие, я знаю что он использовал только "Peaches En Regalia". Он позвонил моему отцу и попросил какую-нибудь ритм-секцию R&B — он спрашивал каких-нибудь парней, но я думаю, на самом деле, он конечно хотел сказать, нельзя ли попросить сыграть Шагги. Ну я и сыграл. Он привёл ещё какого-то барабанщика по имени Рон Селико. Мы сделали эти три трека, но из них выбрали только один."
К записи ударных в альбоме Заппа привлёк троих барабанщиков, да ещё как известно сам приложил руку к "перкуссии с удвоенной скоростью". В трёх вещах ("Willie the Pimp", "Little Umbrellas", "It Must Be a Camel") сыграл Джон Гэрин, стучавший на барабанах у Фрэнка Синатры, Телониуса Монка, Эллы Фитцджеральд, Джорджа Харрисона, с группами The Animals, Them, The Byrds и многими другими. Гэрин записался, кроме Hot Rats, ещё в четырёх альбомах Фрэнка Заппы.
Другой ударник — Пол Хамфри имеет не менее громкий послужной список, в который входит сотрудничество с Уэсом Монтгомери, Джимми Смитом, Чарльзом Мингусом, Элом Купером, Джерри Гарсия и другими. И только в "Peaches en Regalia" партнёром по ритм-секции Шагги Отиса выступил некий Рон Селико.
АЛЬБОМ
PEACHES EN REGALIA
"Персики в регалиях". По поводу этого названия на фанатских сайтах можно читать бесконечные домыслы, и каждый по-своему прав. Это могли быть и "персики в подарок", и блюдо из меню в каком-нибудь ресторане, под персиками могли пониматься и женские груди в окружении соответствующих украшений и т.д. и т.п. Главное, что эта инструментальная композиция стала с тех пор стандартом современного джаз-фьюжна и одним из самых известных музыкальных произведений Фрэнка Заппы. Её не раз делали заставкой в телепередачах Би-Би-Си.
Фрэнк играет здесь короткое соло на инструменте, который указан в титрах как "октавный бас". На самом деле, это была обычная бас-гитара, записанная на скорости в 2 раза медленнее стандартной, поэтому при нормальном воспроизведении она звучит на октаву выше. "Peaches En Regalia" — это конечно бенефис Яна Андервуда, который "зажигает" здесь на флейте, нескольких саксофонах, кларнете и клавишных. Перкуссия, местами напоминающая современные электронные "плюхи", записана новаторским изощрением Заппы.
"Peaches En Regalia" звучит в разных интерпретациях (записанная на разных концертах) ещё в шести других альбомах Заппы (и Mothers), поскольку это был постоянный номер его концертной программы на протяжении 20 лет. Фрэнк посвятил альбом Hot Rats своему недавно родившемуся сыну, которому он дал имя Двизил. В 2009 году Двизил исполнил свою версию "Peaches En Regalia" с группой Zappa Plays Zappa , которая получила за это премию Грэмми.
WILLY THE PIMP
"Сутенёр Уилли" — единственный номер с вокалом в альбоме. Как смеялся Заппа в одном из интервью 1989 года: "Как вам идея! Единственный вокальный трек в инструментальном альбоме и тот исполняет Капитан Бифхарт!... Как мог такой засранец отнимать драгоценное внимание у всей Америки?!"
Бифхарт несёт тут (как всегда!) всякий вздор, но совсем немножко, после чего Заппа на семь с лишним минут сносит голову своим завораживающим соло на гитаре. Это можно слушать бесконечно... Неудивительно, что "Willie the Pimp" попала в список "100 лучших гитарных песен всех времён" журнала Rolling Stone под номером 75 (они всегда протаскивают на первые места каких-то никому не ведомых местечковых виртуозов :(()
SON OF MR. GREEN GENES
"Сын мистера Грина Джинза" — инструментальная "переработанная для соло" интерпретация песни "Mr. Green Genes" из альбома Mothers of Invention - Uncle Meat (март 1968). Мелодия узнаётся сразу, если вы слышали оригинал. Блестящая работа как гитариста Заппы, так и Яна Андервуда в роли духовика и клавишника. Обратите внимание на забавные барабашки, записанные Заппой техникой "ускоренной перкуссии".
Мудрённые названия инструментальных композиций Заппы часто подавали повод людям трактовать их самым нелепым образом. "Из-за того, что я записал песню под названием "Сын мистера Грина Джинза" в альбоме Hot Rats в 1969, люди много лет думали, что персонаж с таким же именем из телесериала "Капитан Кенгуру" был моим "настоящим" папой. Нет, это не так," — пишет Заппа в "Книге настоящего Фрэнка Заппы".
LITTLE UMBRELLAS
"Маленькие зонтики" — ещё одна пьеса в стиле джаз-фьюжн, где во всей красе звучит Ян Андервуд, сменяя инструмент буквально на каждой фразе, и перед нами звучит то "органус максимус" (как указано в титрах), то классический рояль, то клавесин, то флейта, то саксофон, то кларнет... Заппа в этой вещи, похоже, ни к чему не прикасался...
THE GUMBO VARIATIONS
"Вариации Гумбо" — возможно лучший номер в альбоме. Тринадцать минут дают простор для свободной импровизации поочерёдно Андервуду на рыкающем тенор-саксофоне, "Сахарному Тростнику" на злой электроскрипке, Заппе на ядовитой соло-гитаре и даже голой ритм-секции.
IT MUST BE A CAMEL
"Должно быть это верблюд" названа так возможно из-за мелодических скачков, которые, будучи записаны в нотах, действительно напоминают верблюжие горбы. Эта медитативная пьеса представляет собой многослойную работу Андервуда на разных саксофонах и клавишных, блестящие наложения перкуссии Заппы, его выдержанное в умеренных тонах соло на гитаре и такое же спокойное соло Андервуда на кларнете. По сравнению с ними роль скрипача Жана-Люка Понти здесь совсем скромная, он всплывает под самый конец.
ТЕХНОЛОГИИ ЗАПИСИ
Album Hot Rats записан на 16-дорожечном магнитофоне. Это был последний писк тогдашней технологии, Hot Rats стал одним из первых альбомов, записанных на 16 дорожках. Забавно вспомнить, что в это же время группа №1 в мире The Beatles воевала с руководством фирмы EMI за право воспользоваться 8-дорожечным Штудером, только поступившим на студию и стоявшим как гроб без дела.
16-дорожечный аппарат, на котором писался Hot Rats, был собран в конце 1968 года вручную звукоинженерами студии TTG в Голливуде. Дополнительные дорожки позволили Заппе сделать многочисленные наложения духовых и клавишных инструментов, на которых сыграл талантливый мультиинструменталист Ян Андервуд. Заппе понадобилось совсем небольшое количество музыкантов, которые воспроизвели удивительно богатую музыкальную палитру, как если б играла большая группа. Работа с наложениями — это было как раз то, что было нужно Фрэнку, который ненавидел играть с группой в студии.
Заппа был одним из первых, кто стал разбрасывать ударные инструменты по разным дорожкам. Это позволило добиться стереозвучания ударных. До этого вся ударная установка писалась, как правило, на одну дорожку, даже при наличии 8-дорожечной записи. На Hot Tracks под ударные было отведено четыре дорожки, одна из которых была выделена исключительно под рабочий барабан, другая — под "бочку". На две другие были раскиданы остальные барабаны и тарелки, и эти дорожки были разведены друг от друга влево и вправо. Таким образом звукоинженер получил беспрецедентный по тем временам контроль за каждым компонентом ударной установки в процессе микширования записи. В наше время запись ударных по-другому и не мыслится, но этот процесс вошёл в норму только в начале 1970-х после массового подражания технике записи Заппы.
Кроме того, Заппа стал пионером в технике манипуляции со скоростью ленты в попытке добиться новых, необычных тембров и тональных окрасок. Так в композициях "Peaches en Regalia", "Son of Mr. Green Genes" и "It Must Be a Camel" Фрэнк записал "перкуссию с удвоенной скоростью". Делалось это так. Сначала на повышенной скорости записывались основные дорожки (ударные, бас, гитара, пианино и т.д.). Затем Заппа, воспроизводя эту запись в два раза медленнее, накладывал на неё дополнительные ударные инструменты. В окончательном варианте, воспроизводимом с нормальной скоростью, эти последние наложения звучали в два раза быстрее и выше по тональности, что придавало им довольно странный, комичный звук, напоминающий игрушечные барабаны.
Подобные же эксперименты проводились со звучанием и других инструментов, включая клавиши, саксофоны и бас. Заппа указан в титрах играющим на некоем "октавном басу". Так маэстро прозвал свой бас, ускоренный в два раза, так что он стал звучать почти как гитара, но по уверениям Заппы, с гораздо большей мощью и энергией. Использовались и простые ухищрения, не требующие дорогостоящей техники. Например, выразительная перкуссия в заключительном номере "It Must Be a Camel" сделана с помощью простой расчёски из жёсткой пластмассы, а в "Willie The Pimp" Заппа играет на обычном гаечном ключе с трещоткой. Все эти трюки позволяли добиться эффектов, которые стали доступными в полной мере лишь 10 лет спустя, с внедрением в звукозапись цифровых технологий.
ОБЛОЖКА И НАЗВАНИЕ
Title альбома "Горячие крысы" Заппа взял из импровизированных выкриков Капитана Бифхарта в песне "Willie The Pimp" ("Сутенёр Уилли"). Он изображает из себя грязного сутенёра, продающего женщин на улице.
Я стою на крыльце отеля Lido,
и шлюхам в фойе нравится как я продаю:
ГОРЯЧЕЕ МЯСО
ГОРЯЧИХ КРЫС
ГОРЯЧИХ ЗИТЦ
ГОРЯЧИЕ ЛОДЫЖКИ
ГОРЯЧИЙ РИТЦ
ГОРЯЧИЕ КОРНИ
ГОРЯЧУЮ САЖУ
В английском оригинале всё это идёт в рифму. Скорее всего Бифхарта, как "Остапа несло", и он наорал этот набор слов в кликушеской импровизации, а Заппе особенно понравилось выражение Hot Rats, поскольку оно похоже на Hot Dogs - символ американской цивилизации, сосиски "хот догз", то есть "горячие собаки". А где "горячие собаки" почему бы не быть и "горячим крысам".
Бифхарт, с его несносным характером, долго ворчал потом в разных интервью, что мол Заппа "увёл" у него эту фразу и сделал названием.
Обложка Hot Rats колоритно передаёт эпоху психоделии, хотя сам Заппа с презрением относился к психоделическому движению, как и вообще ко всяким движениям и тусовкам. Фотограф Энди Натансон использовал здесь инфракрасную технику фотосъёмки, для которой используется специальная плёнка, чувствительная к инфракрасному излучению. Это удовлетворяло заппино увлечение яркой образностью, смешанной с абсурдным юмором. Фотография запечатлела голову "мисс Кристины", торчащую из пустого бассейна в одном из особняков Беверли Хиллз.
Кристина Фрка была одной из нянек (или как сейчас говорят, бэйби-ситтеров) детей Фрэнка, группи и участница GTO's (Girls Together Outrageously) — рок-группы, которую всячески стимулировал к творчеству и продюсировал Заппа. Кристина была одно время подругой начинающего тогда рокера Винсента Фурье (ставшего Алисом Купером) и порекомендовала Заппе записать его группу. Мисс Кристина умерла в 1970-х от передозировки.
На внутреннем развороте: фотографии Заппы, Яна Андервуда, Капитана Бифхарта, текст единственного номера с вокалом ("Willie The Pimp") и надпись: "Это кино для ваших ушей спродюсировал и устроил Фрэнк Заппа". Остальные музыканты, несмотря на то, что это супермузыканты, указаны в списке отдельно и без фотографий, как всегда поступают с сессионными наёмными работниками.
Фанаты Заппы идентифицировали все фотографии на внутреннем развороте. Слева направо в верхнем ряду: 1) Заппа на сцене возможно в Амстердаме, 2-3) - в нью-йоркской Apostolic Studios, 4) на пароме в Гётеборг (Швеция). В среднем ряду: 1) Заппа с Яном Андервудом в Букингемском дворце (Лондон), 2) концертный снимок возможно из Амстердама. В нижнем ряду фотографии из квартиры Заппы на Чарльз-стрит, когда он жил в Нью-Йорке.
На одной из них снято объявление: "Позор вам. Вы не доверяете Mother's". В одном из интервью Фрэнк объяснил, откуда это взялось. Компания Mother's — крупный американский производитель продуктов, попала однажды в скандальную историю, когда несколько человек умерли от ботулизма, съев испорченные рыбные консервы. Компания учинила у себя тщательную проверку и после этого провела рекламную кампанию под слоганом "Позор вам. Вы не доверяете Mother's". Заппа конечно не мог пройти мимо такой рекламы для своей Mothers of Invention!
ВИНИЛОВЫЕ ВАРИАНТЫ
Английский первый пресс — февраль 1970 года:
1) На обложке в верхнем правом углу логотип Bizarre + логотип Reprise (в круге) комбинированный с символом Warner Arts и каталоговый номер под ними
2) На обратной стороне 3 строчки текста:
Warner Bros. Seven Arts Records Ltd
Distributed by CBS Records
Printed and made by MacNeill Press Ltd., London, S.E.1
3) Ярлыки трёхцветные, разбитые на четверти сверху.
4) Сразу под "кораблём" замазанный чёрным текст "distributed by Pye Records Ltd" (ко времени выпуска Hot Rats в Англии Warner/Reprise передала права на дистрибуцию своей продукции от Pye к CBS Records).
Второй английский пресс — сентябрь 1970 года:
1) На обложке в верхнем правом углу логотип Bizarre + логотип Reprise (в квадрате) без символа Warner Arts, под каталоговым номером надпись stereo
2) Ярлыки одного (горчичного) цвета, цельные, не разбитые на четверти, "корабль" поменьше, и расположение надписей другое.
Что касается номеров матрицы, то они одинаковые: обе штамповки сделаны из RSLP 6356 A1/RSLP 6356 B1.
Hot Rats включён в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь. Это несомненно одна из лучших работ в обширном каталоге Фрэнка Заппы.
Tracklist:
01. Peaches En Regalia
02. Willie The Pimp
03. Son Of Mr. Green
04. Little Umbrellas
05. The Gumbo Variations
06. It Must Be A Camel
СОСТАВ:
Frank Zappa – guitar, octave bass, percussion
Ian Underwood – piano, organus maximus, flute, all clarinets, all saxes
Captain Beefheart – vocals on "Willie the Pimp"
Don "Sugarcane" Harris – violin on "Willie the Pimp" and "The Gumbo Variations"
Jean-Luc Ponty – violin on "It Must Be a Camel"
John Guerin – drums on "Willie the Pimp", "Little Umbrellas" and "It Must Be a Camel"
Paul Humphrey – drums on "Son of Mr. Green Genes" and "The Gumbo Variations"
Ron Selico – drums on "Peaches en Regalia"
Max Bennett – bass on all tracks except "Peaches en Regalia"
Shuggie Otis – bass on "Peaches en Regalia"
Download | Download:
LOSSLESS
Comments