Многим грандам хард-рока уже досталось здесь от журналистов-"разоблачителей". Настал черёд "получить на орехи" ансамблю "Урия Гип".
Более 20 лет прошло с тех пор, как рождение рок-н-ролла ознаменовало собой выход на мировую арену нового музыкального стиля - рок-музыки. Этот стиль отличался необычной популярностью в массах, он, в свою очередь, вызвал особый стиль одежд, причесок, поведения, рок-музыка создала свой музыкальный мир и - сейчас это уже можно утверждать - свою поэзию. В то же время рок-музыка отличается слабостью теоретических разработок и чрезвычайно запутанной терминологией.
Где четкая грань между терминами "рок" и "поп"? Вместе с тем, никто не отнесет "Пинк Флойд" к стилю "поп", а ансамбль "АББА" к исполнителям рока. Но и сама рок-музыка имеет несколько отличных стилей, и вот здесь-то уж сплошной ералаш. Раньше было проще: танго - понятно, фокстрот - никаких сомнений.
А к какому же стилю отнести музыку, которую вот уже 10 лет исполняет английский ансамбль "Юрай Хип" (в переводах Диккенса приводится написание Уриа Хип)? Давайте обратимся к истории.
Ансамбль собрался в феврале 1970 года, когда главным стилем в музыке стал "хард-рок" (англ. "hard" - твердый). Зачатки этого стиля можно найти на альбоме "Битлз" "Сержант Пеппер" (1967 г.), а его "отцом" стал ансамбль "Лед Зеппелин". Для "хард-рока" в первую очередь характерны основанные на четком, простом ритме композиции, исполненные классическим составом: гитары, ударные, электроорган. "Юрай Хип" за основу взял ту же музыку, но ритмическое построение их пьес было сложнее, тут более активно применялись электронные эффекты, звучали струнные и т. д.
Музыку "Юрай Хип" и подобных ему ансамблей ("Грэнд Фанк", "Блудрок") назвали "хэви-рок" (англ. "heavy" - тяжелый). В своем развитии "Лед Зеппелин" далеко ушел от простого "хард-рока", но "Юрай Хип" до сих пор упорно цепляется за "хэви"...
В истории рок-музыки были и такие случаи, когда после первых удачных записей ансамбль не шел вперед, замы" кался в себе и своих принципах, в конце концов, распадался, будучи не в силах сказать что-то новое. Так, например, произошло с ансамблем "Малиновый король" ("King Crimson").
"Юрай Хип" должны были разойтись где-то в году 74- 75-м. Тогда бы о них осталась слава как о лидерах "хэви", сказавших свое слово в истории этого стиля. Но когда одно и то же слово, пусть самое красивое, повторяют тебе без конца...
"Мне было семнадцать, когда я встретил цыганскую королеву, и она принялась гадать мне",- так начинается первый альбом группы, вышедший с небольшими отличиями по обе стороны Атлантики под названиями "Юрай Хип" и "Очень тяжело, очень скромно". Высокий, с приятным тембром голос Дэвида Байрона как бы выражал надежду на счастливое будущее, ожидавшее ансамбль, который нельзя было никогда отнести к составам типа "все звезды", хотя музыканты, игравшие в нем, в мире рока пользовались большим авторитетом.
Основатели "Юрай Хип" - гитарист Мик Бокс и вокалист Дэвид Байрон, оба рождения 1947 года, встретились в конце 60-х в лондонском ансамбле "Сталкерс". Бокс играл на гитаре с 14 лет, Байрон запел, когда ему было восемь. Они организовали группу "Spice With Daue", а затем, после знакомства с Полем Ньютоном (бас-г.), Кеном Хэнсли (клавишные) и Кейтом Бэйкером (барабаны), приняли имя героя романа Чарльза Диккенса "Дэвид Копперфилд".
Я не могу объяснить, почему они решили взять это имя. Пожалуй, всякому, кто попытается это сделать, будет нелегко. Процитирую лишь описание героя: "Это был рыжий подросток лет пятнадцати... Он был костляв, со вздернутыми плечами и я обратил внимание на его длинную, дряблую, костлявую, как у скелета, руку... Ох, какая это была липкая рука. Рука призрака - на ощупь, как и на взгляд... Все его тело от подбородка до башмаков извивалось, как змея, и я почувствовал, что питаю к нему величайшее отвращение".
Юрай Хип у Диккенса - олицетворение всего подлого, лицемерного, что скрывается за словами "мы слишком ничтожные и смиренные". Хип много лет пресмыкался, чтобы в один прекрасный день, сбросив маску, предстать в облике ослепительного негодяя. Кое-что все-таки объединяет ансамбль с классикой английской литературы. Ансамбль как бы приглашает слушателя в мир своей сказки, где главные герои - типы резко отрицательные (см. названия альбомов). При этом, правда, "Юрай Хип" не опускается до смакования насилия и изуверства, как это делает хотя бы американец Элис Купер. Это объясняется тем, что у "Юрай Хип" основной зритель - подростки, которые тысячами стекаются на концерты. Благодаря концертам, этим путешествиям по миру призраков и волшебников, ансамбль и получил подобную популярность. Что нужно подростку? До серьезных вопросов он еще не дорос, насилием удивить трудно, а вот в сказки он верит охотно, особенно если в них прославляются сильные личности.
Как я уже говорил, начало у "Юрай Хип" было многообещающим. В их музыке, наполненной фантазией, чувствовалась широта, она охватывала слушателей мелодикой, причудливыми, мягкими, гармоническими переходами, вознося на гребне и без того высокий голос Байрона. К тому же музыканты одними из первых стали применять устройства, изменяющие тембр и высоту голоса. Выдумка музыкантов ощущалась во всем. Например, их альбом "Посмотри на себя" был упакован в обложку из блестящей фольги, в которой, словно в зеркале, отражались лица покупателей. Вообще, художники работали на "Юрай Хип" очень старательно. Все образы, которые можно встретить лишь в самых причудливых снах, смотрели с обложек их дисков.
Но с самого начала "Юрай Хип" окружала атмосфера какой-то неуверенности. Это отражалось прежде всего на составе. Об ансамбле никогда нельзя было сказать "коллектив". Разносторонние интересы музыкантов не могли слиться, образовать нечто цельное и постоянное. Многие из членов группы записывали сольные диски, из которых наиболее интересными считаются работы Кена Хэнсли. Частые изменения в составе не помогали. Пожалуй, лишь в 1972-73 годах "Юрай Хип" по составу был ближе всего к идеалу музыкального коллектива. Тогда в ансамбле выступали Бокс, Байрон, Хэнсли, Ли Кёрслэйк (барабаны) и Гэри Трэйн (бас). Но вскоре из ансамбля уходит Байрон, пробует силы как солист. Новый вокалист, Джон Лавтон, следуя манере Байрона, не смог все-таки заполнить брешь. В конце 75-го года "Юрай Хип" собираются в очередное турне. Противоречивые слухи доносят до нас историю о том, как на репетиции Трэйна ударило током, и ансамбль все-таки уезжает, захватив при этом басиста Тревора Балдера, и выступает с успехом, в то время как Трэйн умирает в больнице.
Со второй половины 70-х годов к творчеству группы практически потерян интерес. Альбомы, методично выпускаемые каждый год, отличались разве что названиями. Музыка ужесточилась, музыканты вращались в кругу уже поднятых тем. Невыразительные композиции уже не напоминали "Юрай Хип" начала 70-х. Что осталось от ансамбля? Композиции "Июльское утро", "Посмотри на себя", "Легкая жизнь"... Но ни одна из них не вышла в ранг "вечнозеленых" тем, к которым охотно возвращаются через много лет. Конечно, "Юрай Хип" может выступать еще долго, но трудно поверить в чудо... Хотя герой Диккенса и утверждает, что "время не имеет власти, над нашей фирмой, разве только помогает возвыситься ничтожности",- он ошибается. Время властно и над музыкой.
Д. Подберезский, 1980г.
Послесловие: наперекор мрачным прогнозам "Падшие ангелы" всё никак не упадут и продолжают радовать нас новыми альбомами и концертами - надеюсь, ещё очень долго!
Автор Jerzy Bondov
14 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ