Давно на сайте не было "идеологически правильных" статей :) Представляю именно такую, - всё в лучших традициях жанра - борьба за мир, "продажные" западные звёзды, "неофашисты" Кисс и Блэк Саббат, поддерживающие английских коммунистов (да, да вы не ослышались :)). Впрочем, обо всём по порядку.
Рок-музыка стала ареной напряженной, порой скрытой, борьбы за молодежь, ее умы и настроения. Никогда ранее не наблюдалось такого количества кампаний и движений политического содержания, фестивалей, инициаторами проведения которых и непосредственными участниками были бы сами рок-музыканты. Первая половина 80-х... Причудливое переплетение судеб и творческих принципов, коммерции и подлинных творческих поисков, стилей и направлений. Десятки имен, сотни пластинок. Могучие средства информации, позволяющие каждой новинке эстрады стать известной во всем мире в считанные дни. Трудно остаться в стороне, не втянутым в эту лавину музыки.
Рок-музыка по своей природе всегда была музыкой протеста. Но протест этот принимал самые различные, порой противоречивые формы. Так, например, в 50-е годы юный рок-н-ролл с его вызывающими костюмами и манерой поведения, вокалом резко противостоял приглаженной, бесконфликтной, эстраде. В определенном смысле даже ранний этап творчества Элвиса Пресли был явлением прогрессивным. Каждый последующий, новый стиль в роке бросал вызов уже устоявшемуся, удобоваримому, общепризнанному. Не отсюда ли такая частая смена стилей?
Но чаще протест проявлялся прежде всего в музыке - в том, как она звучала, в ее ритмической организации, во внешнем виде музыкантов, их манере исполнения, а также в темах песен, текстах.
В музыковедении встречается термин "андерграунд" - западная популярная музыка, не получившая до поры до времени официального признания. Музыка "андерграунд" на Западе существовала практически всегда. Это творчество групп "Айрон Баттерфляй", "Вельвет Андерграунд", "Кэннед Хит" в США второй половины 60-х, "Ярдбердз" и "Пинк Флойд" в Англии того же периода. Да и движение панк-рока, по существу, уходит корнями в музыку "андерграунд", которая звучит исключительно в клубах, ночных кафе, отвергая содержанием и звучанием требования официальной эстрады. Узкий круг слушателей, бескомпромиссность высказывания во многом способствовали сплочению музыкантов вокруг той или иной идеи. Правда, нельзя не отметить, что дельцы шоу-бизнеса, держа нос по ветру, быстро разнюхивают все новое, вытаскивают "детей подземелья" в сверкающие никелем студии и лепят из критиканов то, что им нужно. Именно продюссеры и раздули массовую истерию вокруг панков, заработав на них значительные суммы. Самими собой оставались лишь самые убежденные музыканты, которые не трактовали рок как музыку чисто развлекательную, как своеобразный наркотик, а доверяли ей сокровенные мысли и чувства.
С годами рок-музыка становилась мудрее. Она взрослела как вид музыкального искусства. Если в конце 50-х герой одного из рок-н-роллов восторгался голубыми замшевыми ботинками - пределом его мечтаний, то уже через десять лет Джон Леннон взывал ко всем на свете: "Дайте миру шанс!". Еще через несколько лет появилась группа "Клэш" и ее альбомы с недвусмысленными названиями: "Сражающийся рок", "Сандинист", а позже большой отзвук во всем мире получил сборный антивоенный альбом английских рок-исполнителей "Жизнь в Европейском театре". Начало 80-х ознаменовалось целой серией фестивалей, движений, концертов и пластинок, на которых рок-музыка выступала единым фронтом в борьбе за мир.
При виде такой волны всеобщего увлечения в роке наиболее актуальной темой современной жизни кое-кто уже восторженно восклицает: "Рок-фронт!". Но до настоящего единения в рок-музыке по-прежнему далековато. Ибо не все в ней так просто, как это кажется на первый взгляд.
На Западе рок по-прежнему товар. А товар должен быть продан, иначе производить его никто не возьмется. Сплошь и рядом музыканты идут на компромиссы, подчиняясь железным требованиям крупных фирм грамзаписи. Невозможность высказать то, что было задумано, приводит зачастую к самым неожиданным результатам. Характерно в этом отношении творчество ансамбля "Пинк Флойд". От обличения власти денег на альбоме "Обратная сторона Луны" к критике буржуазного общества на альбоме "Животные" и страстному антивоенному звучанию сюиты "Стена" последовательно шли музыканты, вызывая уважение всех прогрессивно настроенных слушателей.
И вдруг альбом "Последний отрезок", стремление угодить и "нашим", и "вашим", двойственность позиции, ничем не оправданные сравнения. Обидно, что про талантливых музыкантов бывшего "Пинк Флойд" теперь приходится упоминать с оговорками, но ведь от правды никуда не денешься, не спрячешься ни за какой стеной.
Тем более, что случившееся с этим ансамблем - в западной рок-музыке не исключение. Боб Дилан в 60-е годы был рупором молодых американцев, их глашатаем, говорящим от имени поколения о войне и мире, угнетении и социальном бесправии. Именно ему в основном и обязана популяризация такого направления, как "песни протеста". В конце же 70-х годов Боб Дилан "сломался", стал совершенно иным, говоря словами из его же песни - "только пешкой в чужой игре". Оставшись прекрасным музыкантом, своеобразным автором, бывший "протестант" обратился к богу, уповая на его силу и авторитет.
Западная рок-музыка полна противоречий. Музыканты, как в артистической уборной, примеряют маски, не зная, на какой остановиться, обнаруживая тем самым либо свою идейную несостоятельность, метания, либо отсутствие способности здраво мыслить. Так, в свое время один из синглов "Айрон Мэйдн" вышел с карикатурой на Маргарет Тэтчер на обложке, хотя это никак не говорит, что мы имеем дело с убежденными последовательными критиками буржуазного общества. Или взять "Кисс". Возмущенные протесты многих зрителей по поводу внешнего вида музыкантов и манеры написания названия, казалось бы, возымели действие: спустя много лет члены группы "Кисс" сбросили с лиц кошмарные маски, изменили шрифт названия? "Мальчики" осознали? Отнюдь. Это просто очередной рекламный трюк. От неофашистских взглядов они не отказались.
Время от времени мы узнаем, что тот или иной ансамбль выступил с концертом, доход от которого передан в благотворительные фонды. Но время показало, что последовательных приверженцев прогрессивных взглядов, активных, борцов за мир в рядах западного рока не так уж и много. Джоан Баэз, в прошлом соратница Боба Дилана, не один месяц проведшая в тюрьмах за участие в антивоенных акциях, сейчас практически исчезла со сцены. В ее репертуаре теперь сентиментальные песенки. Порой решающую роль играют деньги. Барбара Стрэйзанд, Хулио Иглесиас, Лео Сейер - вот далеко не полный список "звезд" западной эстрады, для которых зеленые долларовые бумажки заслонили мир. Путаница в головах от невозможности видеть какие-либо перспективы в развитии буржуазного общества, неприятие с одной стороны и отчаяние с другой оставляют многих музыкантов на позиции двойственности. "Дюран Дюран" участвует практически во всех рок-фестивалях прогрессивного характера ("Рок за мир", "Рок против евроракет"), но при этом говорит: "Мы хотим быть ансамблем, под музыку которого танцевали бы даже тогда, когда падают бомбы". Пол Маккартни сочетает песни достаточно строгого политического содержания. ("Верните Ирландию ирландцам", "Черное и белое") с произведениями чисто коммерческого характера.
Вместе с тем, можно привести много иных фактов, подтверждающих, что в последние годы в западной рок-музыке наблюдается все более резкое размежевание. Достаточно вспомнить Джона Леннона, Джорджа Харрисона и его знаменитый концерт в фонд народа Бангладеш, Саймона и Гарфанкела, Фрэнка Заппу с его полной метаний и поисков правды музыкой, балетами, Кантри Джо, Стиви Уандера, ансамбли Манфреда Мэнна, "Токин Хэдз", "Ю Би-40". Группа "Блэк Саббат" не раз принимала участие в празднике газеты английских коммунистов "Морнинг Стар", с призывом поддержать английскую компартию выступил Дэвид Ковердэйл.
Искусство социализма к теме войны и мира всегда относилось однозначно. Отстоять мир во что бы то ни стало - эта идея издавна воодушевляла советских музыкантов, исполнителей из стран социализма. Нет нужды, думается, перечислять многочисленные и традиционные, в том числе песенные, фестивали, воспевающие идеи мирового прогресса. То, что рок-музыка стремится не быть в стороне от актуальных вопросов современности, говорит в ее пользу. Работы таких коллективов, как "Песняры", "Ариэль", "Автограф", "Земляне", "Диалог" "Интеграл", некоторые песни В. Кузьмина, Ю. Антонова так или иначе обращены к вопросам защиты мира. Конечно, список можно было бы и продолжить, но суть, думается, в том, что советские рок-музыканты говорят со слушателями на эти темы не в погоне за коммерческим успехом, а по велению сердца.
Интересный опыт накоплен и в братских странах социализма. Вот уже несколько лет в самом большом в ГДР концертном зале Дворца республики собираются лучшие самодеятельные и профессиональные исполнители и коллективы, которые участвуют в трехдневных концертах-марафонах под лозунгом "Рок за мир". Сборы от концертов поступают в Фонд мира, идут на лечение находящихся в ГДР раненных бойцов палестинского и ливанского сопротивления. Перед зрителями выступают самые популярные рок-группы "Карат", "Пудис", "Вир", "NO 55", "Сити", "Штерн Мейссен", "Берлюк" и многие другие, а также гости из многих стран мира. На предпоследнем таком фестивале группа "Штерн Мейссен", например, исполнила необычайно сильную по воздействию и глубокую рок-сюиту "Герника", показанную позже на гастролях в СССР, в том числе и в Минске. Необходимо вспомнить ежегодные фестивали политической песни в Берлине и Остраве (ЧССР). Тема войны и мира будет, несомненно, главной на концертах предстоящего фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Все больше музыкантов выступает сегодня широким фронтом борьбы за прогресс, за равноправие, мир во всем мире. "Дайте миру шанс!" - лозунг, завещанный западной рок-музыке Джоном Ленноном, призывает сегодня смотреть на творчество ансамблей и рок-солистов по-иному, оценивая не только музыку, но и ее идейную направленность, актуальность, наступательность в борьбе за человека.
С кем вы, кумиры? От ответа на этот злободневный вопрос, звучащий все чаще и чаще, зависит сегодня очень многое. В том числе - будущее самой рок-музыки, ее место в пассиве или активе музыкальной культуры XX столетия.
Подписи автора обнаружить не удалось, журнал "Рабочая смена", 1984 г.
Послесловие: статья, безусловно, в духе своего времени, так что "обличениям" удивляться не приходится. Вот только прочитав о "коммунисте" Дэвиде Ковердейле, я всё-же не смог удержаться от улыбки. После "Розовой бомбы", появился очередной кандидат на звание "лучшая шутка десятилетия" :)
Автор Jerzy Bondov
5 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ