• пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
  • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ

Бунтующие гитары

Бунтующие гитары

Очередная "идейная" статья от уже известных нам "обличителей капиталистических пороков".

Пятидесятые годы нашего века в Америке считались наиболее "тихими".

На эстраде тех лет исполнялись лирические и сентиментальные песни - в основном о любви: счастливой и несчастливой, разделенной и неразделенной. Томные, со слезной поволокой на глазах и в голосе исполнители умоляли не покидать, простить, вернуться, забыть...

И вдруг - рок. Жестокий, необузданный и немилосердный. Рок, провозгласивший принципы наплевательства. Рок, предлагавший, как пел "король" рок-н-ролла Элвис Пресли,- "немного поторчать на этом свете" и повеселиться, потому что на все проблемы этого буржуазного мира можно было наплевать.

Рок стал катастрофически быстро популярен и темы его стали разнообразнее. Насилие, анархия, секс и религия - что угодно и для кого угодно. Появились битники, хиппи и, наконец, панки - хулиганствующая подворотня, вылезшая на эстраду. Одни предлагали быстрее жить в этом "свинском мире" и торопили быстрее сходить в мир иной. Другие проповедовали свободу... Странную, страшную свободу -наркотики, порнографию и еще множество всяких "свобод", о которых и говорить-то неприлично. Третьи вообще все отвергали. Даже... жизнь. Но были и другие - те, кто справедливо полагал, что подобные "революционные" искания играют только на руку буржуазии. Избрав своим оружием песню, они обличали общество наживы и насилия.

В общем-то, к теме протеста в последние два десятка лет обращались многие ведущие певцы и музыкальные коллективы Запада. Конечно же, это далеко не поощрялось ни устроителями концертов, ни владельцами фирм грамзаписи. Но вот один из парадоксов мира бизнеса: коммерция вынуждена уживаться с песнями протеста. Прежде всего это объясняется жестокой конкуренцией: не выпусти фирма пластинку с популярной политической песней - ее тут же выпустят другие, и пострадает в первую очередь Ее Величество Прибыль, а уж подобных жертв в мире капитала допустить никак нельзя, хотя бы политические взгляды продюссеров и певцов и располагались на разных полюсах. Немаловажную роль играл и играет также и тот заслуженный авторитет, которым пользуются исполнители песен на политические темы. А ведь "хорошее" имя для фирмы грамзаписи" - это уже почти успех, и "приручить" это имя, безусловно, дело заманчивое. Поэтому-то, хочешь не хочешь, а записывать подобные песни фирмам до сих пор приходится.

Одним из наиболее ярких исполнителей песен протеста в недавнем прошлом был Боб Дилан (настоящее имя - Роберт Циммерман). "Однако! - удивится читатель. - Ведь Дилан до сих пор на эстраде и даже процветает". И все-таки, к сожалению, приходится констатировать, что последние песни Дилана полны пессимизма и даже мистики, прежний протест против "свинцовых мерзостей жизни" в мире капитала звучит в них очень редко. Но было время, когда песни Дилана гремели на весь мир.

Жизненный путь Боба Дилана был нелегким. Удача его не баловала, и только за счет настоящего таланта и огромной энергии ему удалось достичь тех высот, о которых может мечтать певец. Долгие годы Боб Дилан был кумиром прогрессивной молодежи капиталистических стран. А его песня "Времена меняются" звучала как революционный призыв:

"Идет борьба,
Она свирепствует снаружи.
И скоро задребезжат стекла
И задрожат стены,
Потому что времена -
они меняются
".

Их много, прогрессивных певцов разных стран Запада. Это - Том Лерер, Джоан Баэз, Франц Дегенхардт, Том Пакстон, Дин Рид, Фил Окс, вокально-инструментальные ансамбли "Кингс", "Саймон и Гарфинкел" и, конечно же, вечно живой в наших сердцах Виктор Хара. И сторонников у прогрессивных певцов немало- тысячи и тысячи людей доброй воли на всех континентах, в единстве которых - немалая сила. Читатель, конечно, помнит, чем закончился арест известного американского певца, композитора, актера и поэта, борца за мир и демократию Дина Рида - под давлением общественности власти вынуждены были его освободить.

Для современных прогрессивных певцов есть немало достойных примеров подлинного гражданского мужества среди "звезд" эстрады прошлых лет, к которым, безусловно, относятся Поль Робсон, Эдит Пиаф, Мерл Трэвис. Кстати, последний является создателем популярнейшей на Западе песни "Шестнадцать тонн". Интересно, что песня была написана в 50-е годы, но до сих пор хорошо известна и пользуется успехом у нынешнего поколения молодежи. Впервые эту песню исполнил Эрни Форд, и она сразу завоевала сердца огромной аудитории трудовой Америки. Судите сами - первый миллион пластинок с этой песней (политической песней!) был продан за десять дней. А ведь это был не модный шлягер, разрекламированный стоусто и печатью и телевидением.

"Шестнадцать тонн" - это песня о тяжелой жизни шахтеров, своеобразный гимн пролетариев копей и рудников, и заключительные строки ее звучат кое для кого даже угрожающе:

"...Как увидишь, что я
иду, -
Лучше отойди в сторону.
Многие не захотели этого сделать -
Их уже нет в живых.
У меня один кулак из
камня,
А другой - из стали.
И если я не дотянусь
правым кулаком,
То уж левым не
промахнусь
".

Современная поп-музыка тоже не безразлична к песням протеста. За участниками ансамбля "Битлз" числится немало "криминальных" песен и поступков. Например, Джорж Харрисон и Ринго Стар организовали концерт, весь сбор от которого пошел в фонд помощи народу Бангладеш. Джон Леннон написал множество песен активной социальной тематики, а Пол Маккартни отличился запрещенной впоследствии на Западе песней "Верните Ирландию ирландцам", о содержании которой легко догадаться по ее названию... Не так давно популярная группа "Лед Зеппелин" весь доход от своего многотысячного концерта в Хиросиме отдала в помощь семьям жертв атомного взрыва.

Конечно, многих исполнителей песен протеста нельзя причислить к грамотным и последовательным борцам за социальный и политический прогресс, но, тем не менее, они все же вносят свой активный вклад в дело борьбы за мир и демократию. И, как бы там ни было, число прогрессивных эстрадных певцов растет, и слово их с эстрады звучит все весомее и громче.

М. Гальперин, Ю. Куликов, 1978г.


Послесловие: хоть и заполнена статья идеологическим "мусором", нельзя забывать о времени её выхода. Несмотря на весь цензурный гнёт, авторам удалось всё-же сообщить читателю немного действительно полезной информации.. Осталось ещё только выяснить - кто же такие Том Лерер, Франц Дегенхардт, Том Пакстон и Фил Окс ? :)

6 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

AGB1964 8 октября 2013 10:35
"примеров подлинного гражданского мужества среди "звезд" эстрады прошлых лет, к которым, безусловно, относятся ... Эдит Пиаф" - ТАК ОНА КАК ГРАЖДАНИН СОТРУДНИЧАЛА С ОКУПАНТАМИ, А НЕ ЗА БАБКИ ?
frame1324 8 июля 2013 23:06
Инструментальную версию "16 тонн" в исполнении Билли Вона (и его оркестра) часто играли по Голосу Америки в паузах между программами
Billy Vaughn - 16 Tons
bondov 8 июля 2013 22:22
Klero17, спасибо, что раскопали информацию. Боб Дилан, Джоан Баэз и Дин Рид всегда были на слуху конечно, а вот эти "прогрессивные товарищи" как-то не получили широкой известности в массах..
Avgo Dima 8 июля 2013 21:00
Цитата: Klero17
так,что все эти люди реальные персонажи!

Вот я всегда подозревал , что за Klero17 скрываются журналисты
Ю. Куликов
М. Гальперин
О , какая догадка wink
Остаётся выяснить , что это за 17 ?... А , в 1978 году , ему было - 17 yahoo
--------------------
https://disk.yandex.ru/a/wuOLXmpeYzkf7A
максимов роман 8 июля 2013 19:49
Спасибо за напоминание!Ух, повеяло холодком пропаганды-агитозы..Не дремал тогда Старший Брат, до всего ему было дело, даже до рок-н-ролла! Некоторых "прогрессивных" исполнителей авторы статьи не иначе, как под микроскопом искали!Отрадно, что есть на сайте человек, который о них помнит!
Klero17 8 июля 2013 19:02
Даа, такие статьи раньше встречались не редко,как и те,где просто без"идеологических примесей"рассказывалось о творчестве той или иной группы и речь шла о музыке,а не политических взглядах музыкантов.Что касаемо этих пресловутых песен протеста,то это тоже тема весьма спорная,особенно если брать 60-70-е,когда даже западное,буржуазное общество"кипело"как котел,и молодежь резко отрицало навязываемые им ценности старших.Я как-то смотрел фильм про то как зарождался рок-н-ролл,при чем американский.в котором на полном серьезе говорилось о нем как об угозе с Востока(конечно из СССР).показывали отрывки из ток-шоу,где ведущие с достаточной долей издевки и сарказма обсуждали этический смысл песен,которые теперь принято считать классикой рок-н-ролла,и хочу заметить,что его первым исполнителям было ничуть не легче было получить признание,чем нашим артистам в те же70-80-е.Ну,а про песни протеста можно дисскутировать бесконечно,но они давно уже не актуальны,как раньше

Филип Дэвид Оукс(1940-1976)-американский музыкант,известен как исполнитель песен протеста,покончил с собой из-за пристрастия к алкоголю и биополярного расстройства.Том Лерер-американский композитор,певей,сатирик и математик(!),в начале70-х бросил сцену и стал передовать математику в университете.Том Пакстон-американский автор-исполнитель(бард по-нашему)один из ведущих в то время предстовителей фолк-сцены,был активистом левого движения,автор многих песен протеста.Франц Дегенхард-немецкий писатель,автор и исполнитель песен солидарности,политических и сатирических баллад,а также автор нескольких романов о тогдашней жизни ФРГ,так,что все эти люди реальные персонажи!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.