Очередная "идейная" статья от уже известных нам "обличителей капиталистических пороков".
Пятидесятые годы нашего века в Америке считались наиболее "тихими".
На эстраде тех лет исполнялись лирические и сентиментальные песни - в основном о любви: счастливой и несчастливой, разделенной и неразделенной. Томные, со слезной поволокой на глазах и в голосе исполнители умоляли не покидать, простить, вернуться, забыть...
И вдруг - рок. Жестокий, необузданный и немилосердный. Рок, провозгласивший принципы наплевательства. Рок, предлагавший, как пел "король" рок-н-ролла Элвис Пресли,- "немного поторчать на этом свете" и повеселиться, потому что на все проблемы этого буржуазного мира можно было наплевать.
Рок стал катастрофически быстро популярен и темы его стали разнообразнее. Насилие, анархия, секс и религия - что угодно и для кого угодно. Появились битники, хиппи и, наконец, панки - хулиганствующая подворотня, вылезшая на эстраду. Одни предлагали быстрее жить в этом "свинском мире" и торопили быстрее сходить в мир иной. Другие проповедовали свободу... Странную, страшную свободу -наркотики, порнографию и еще множество всяких "свобод", о которых и говорить-то неприлично. Третьи вообще все отвергали. Даже... жизнь. Но были и другие - те, кто справедливо полагал, что подобные "революционные" искания играют только на руку буржуазии. Избрав своим оружием песню, они обличали общество наживы и насилия.
В общем-то, к теме протеста в последние два десятка лет обращались многие ведущие певцы и музыкальные коллективы Запада. Конечно же, это далеко не поощрялось ни устроителями концертов, ни владельцами фирм грамзаписи. Но вот один из парадоксов мира бизнеса: коммерция вынуждена уживаться с песнями протеста. Прежде всего это объясняется жестокой конкуренцией: не выпусти фирма пластинку с популярной политической песней - ее тут же выпустят другие, и пострадает в первую очередь Ее Величество Прибыль, а уж подобных жертв в мире капитала допустить никак нельзя, хотя бы политические взгляды продюссеров и певцов и располагались на разных полюсах. Немаловажную роль играл и играет также и тот заслуженный авторитет, которым пользуются исполнители песен на политические темы. А ведь "хорошее" имя для фирмы грамзаписи" - это уже почти успех, и "приручить" это имя, безусловно, дело заманчивое. Поэтому-то, хочешь не хочешь, а записывать подобные песни фирмам до сих пор приходится.
Одним из наиболее ярких исполнителей песен протеста в недавнем прошлом был Боб Дилан (настоящее имя - Роберт Циммерман). "Однако! - удивится читатель. - Ведь Дилан до сих пор на эстраде и даже процветает". И все-таки, к сожалению, приходится констатировать, что последние песни Дилана полны пессимизма и даже мистики, прежний протест против "свинцовых мерзостей жизни" в мире капитала звучит в них очень редко. Но было время, когда песни Дилана гремели на весь мир.
Жизненный путь Боба Дилана был нелегким. Удача его не баловала, и только за счет настоящего таланта и огромной энергии ему удалось достичь тех высот, о которых может мечтать певец. Долгие годы Боб Дилан был кумиром прогрессивной молодежи капиталистических стран. А его песня "Времена меняются" звучала как революционный призыв:
"Идет борьба,
Она свирепствует снаружи.
И скоро задребезжат стекла
И задрожат стены,
Потому что времена -
они меняются".
Их много, прогрессивных певцов разных стран Запада. Это - Том Лерер, Джоан Баэз, Франц Дегенхардт, Том Пакстон, Дин Рид, Фил Окс, вокально-инструментальные ансамбли "Кингс", "Саймон и Гарфинкел" и, конечно же, вечно живой в наших сердцах Виктор Хара. И сторонников у прогрессивных певцов немало- тысячи и тысячи людей доброй воли на всех континентах, в единстве которых - немалая сила. Читатель, конечно, помнит, чем закончился арест известного американского певца, композитора, актера и поэта, борца за мир и демократию Дина Рида - под давлением общественности власти вынуждены были его освободить.
Для современных прогрессивных певцов есть немало достойных примеров подлинного гражданского мужества среди "звезд" эстрады прошлых лет, к которым, безусловно, относятся Поль Робсон, Эдит Пиаф, Мерл Трэвис. Кстати, последний является создателем популярнейшей на Западе песни "Шестнадцать тонн". Интересно, что песня была написана в 50-е годы, но до сих пор хорошо известна и пользуется успехом у нынешнего поколения молодежи. Впервые эту песню исполнил Эрни Форд, и она сразу завоевала сердца огромной аудитории трудовой Америки. Судите сами - первый миллион пластинок с этой песней (политической песней!) был продан за десять дней. А ведь это был не модный шлягер, разрекламированный стоусто и печатью и телевидением.
"Шестнадцать тонн" - это песня о тяжелой жизни шахтеров, своеобразный гимн пролетариев копей и рудников, и заключительные строки ее звучат кое для кого даже угрожающе:
"...Как увидишь, что я
иду, -
Лучше отойди в сторону.
Многие не захотели этого сделать -
Их уже нет в живых.
У меня один кулак из
камня,
А другой - из стали.
И если я не дотянусь
правым кулаком,
То уж левым не
промахнусь".
Современная поп-музыка тоже не безразлична к песням протеста. За участниками ансамбля "Битлз" числится немало "криминальных" песен и поступков. Например, Джорж Харрисон и Ринго Стар организовали концерт, весь сбор от которого пошел в фонд помощи народу Бангладеш. Джон Леннон написал множество песен активной социальной тематики, а Пол Маккартни отличился запрещенной впоследствии на Западе песней "Верните Ирландию ирландцам", о содержании которой легко догадаться по ее названию... Не так давно популярная группа "Лед Зеппелин" весь доход от своего многотысячного концерта в Хиросиме отдала в помощь семьям жертв атомного взрыва.
Конечно, многих исполнителей песен протеста нельзя причислить к грамотным и последовательным борцам за социальный и политический прогресс, но, тем не менее, они все же вносят свой активный вклад в дело борьбы за мир и демократию. И, как бы там ни было, число прогрессивных эстрадных певцов растет, и слово их с эстрады звучит все весомее и громче.
М. Гальперин, Ю. Куликов, 1978г.
Послесловие: хоть и заполнена статья идеологическим "мусором", нельзя забывать о времени её выхода. Несмотря на весь цензурный гнёт, авторам удалось всё-же сообщить читателю немного действительно полезной информации.. Осталось ещё только выяснить - кто же такие Том Лерер, Франц Дегенхардт, Том Пакстон и Фил Окс ? :)
6 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ