Давненько не было у нас "обличительных" материалов, раскрывающих "истинный" смысл "тлетворного влияния", оказывемого западной музыкой на советскую молодёжь. В этой, построенной по принципу "читатель спрашивает", статье авторы основательно прошлись по "порокам" западной музыки. Особенно досталось панкам, а с лёгкой руки одного из бобруйских ПТУ-шников, все рок-музыканты были зачислены в "наркоманы". Впрочем, обо всём по порядку.
Подборку ответов на вопросы читателей рубрики "Дискотека" хотелось бы начать с письма Василия Дороха:
"Та эстрада, которая была современна в 30-е годы, по-моему, не современна сейчас, а потом, наверное, придет расцвет другого направления. Что это - мода?" Об этом же спрашивает и Александр Гурин: "...говорят, современная эстрада - просто мода, которую завтра забудут. Я думаю - нет. Вот взять хотя бы группу "Битлз": она уже давно не существует, а песни этого ансамбля молодежь слушает с удовольствием и по сей день".
Когда современная поп-музыка только зарождалась, ей пророчили скорое забвение - уж очень резко она ворвалась в современную эстраду, уж очень непривычным было ее звучание. Но, начав с примитивных рок-н-роллов, она пришла к большому разнообразию форм и оттенков. И с модой она, как всякое новое, связана самыми тесными узами, ведь на то она и современная, на то и популярная. Но здесь следует оговориться, о какой моде идет речь.
"Дорогая редакция! Я - поклонник известной поп-музыки. Я понимаю, что рок-исполнители - наркоманы, что они играют, зарабатывая огромную прибыль. Но все же, слушая многие их вещи, просто поражаешься удивительному мастерству и виртуозности исполнителей"... Эти строки - из письма Саши Алексеева, учащегося одного из бобруйских училищ. Саша, правда, чересчур категоричен в своем суждении по поводу "поголовной" наркомании, но во многом он прав: наркотики действительно нашли благодатную почву в сфере поп-искусства и проникли туда не случайно. Это обусловлено рядом причин, немаловажной из которых является попытка "творческого" поиска на грани наркотического возбуждения. Но делается это "не от хорошей жизни": нельзя забывать о том, что индустрия поп-музыки капиталистического Запада не терпит малопродуктивных ансамблей, как не терпит она ансамблей, которые в чем-то отстали, разонравились и не в силах привлечь внимание публики во что бы то ни стало. А нужно устоять, выжить. Сделать это, если учесть, что музыкальных групп - пруд пруди, очень трудно. Жесткие контракты и договоры обязывают, требуют, приказывают. Куда уж тут до творчества по вдохновению: некогда его ждать. И "спасает" наркотик: вдохновение - пожалуйста. Отдохнуть, забыться - пожалуйста. А что дальше? Дальше пусть говорят факты...
В шестидесятые годы на небосводе одного из многочисленных фестивалей поп-музыки одновременно появились две новых "поп-звезды" - Джимми Хендрикс и Дженис Джоплин,- талантливые и молодые. Дальнейшая их судьба достойна сожаления и поражает, несмотря на непохожесть характеров, своей банальной схожестью... Труп замечательного негритянского композитора и исполнителя поп-музыки 25-летнего Джимми Хендрикса был найден осенью 1970 года в одном из лондонских отелей. К этому времени Джимми Хендрикс успел стать кумиром западной молодежи, выпустить ряд популярнейших пластинок, а газеты писали, что только несомненный талант помог ему преодолеть расовый барьер.
Прошло две недели, и музыкальный мир поразила новая трагедия - на этот раз смерть "королевы рока" Дженис Джоплин, следующей жертвы наркотиков.
Дальше - больше: Джим Морриссон - солист ансамбля "Двери", затем Брайон Джонс - гитарист известного ансамбля "Роллинг Стоунз" - смерть наступила при купании в бассейне от изрядной дозы наркотиков.
В 1977 году окончил жизненный путь (по мнению экспертизы-не без помощи наркотиков) "король" рок-н-ролла Элвис Пресли.
Интересно отметить, что в той же среде "звезд" и "королей" распространено не только употребление, но и сбыт и, в какой-то степени, реклама наркотиков. Так, например, члены английского ансамбля "Роллинг Стоунз" были неоднократно уличены в распространении и продаже наркотических средств, а от прославления наркотиков в песне "Облако в небе с бриллиантами" не удержались даже легендарные "Битлзы".
И опять письмо. На этот раз от Вячеслава Ломако из Мозыря. Он спрашивает: "В какой степени сказывается прославление насилия, звучащее в репертуаре многих западноевропейских и американских вокально-инструментальных ансамблей, на образе жизни молодежи, кто такие панки и все ли поп-звезды - самоучки?"
Вопросов много и ответить на каждый из них однозначно просто невозможно, тем более, что некоторые из них тесно переплетаются друг с другом.
Насилие как тема звучала (да звучит и сейчас, даже более интенсивно, чем когда-либо) в репертуаре многих поп-групп. Достаточно прослушать записи песен ансамблей "Ху", "Роллинг Стоунз" и группы Элиса Купера.
Рок-н-ролл, прославляя жестокость, "щекотал" нервы. В основном, это касалось тех, кто волею судьбы, наблюдая вокруг насилие во всех возможных его вариантах, сам ожесточился. Подобная музыка своим жестоким ритмом, текстами песен и шоу в том же духе (театрализованными представлениями) давала возможность разрядки агрессивных эмоций, отсюда - и побитый, поломанный интерьер концертного зала, и нездоровый экстаз с последующими жертвами среди публики.
И все это, как считают дельцы от музыки,- реклама: вот, мол, какая популярность ансамбля, какой успех! И пусть поломаны в зале стулья - отлично! Побольше в зал стульев - пусть ломают! Пускай они на стульях сгоняют свою злость, пускай перебесятся, пускай выдохнутся - после хулиганства им будет не до Маркса. И вот из разношерстной среды той же публики, тех же, мягко говоря, "незанятых" молодых людей нашлись такие, которые смогли вполне резонно заметить: "Кто, если не мы, имеет право на подобные песенки? Нам ли их выслушивать! Для них жестокость - это бизнес, для нас - повседневщина. Нам некуда идти, улица - наш дом. Да, мы - хулиганье, мы - подонки, общество не любит нас, а мы его. Мы - панки, а это все, что вам не нравится, это те, из-за которых вы вечером боитесь выходить на улицу, а днем гоните от себя подальше. Мы - панки, и музыка у нас - панк, и, конечно, рок..."
Итак, панк-рок - новое современное течение в поп-музыке. Правда, оно мало чем отличается от прошлых роков, разве только гораздо бездарнее. Одним из первых представителей этого направления стали панк-группы "Секс пистолз", "Стренглерз" и "Клэш". Прислушайтесь к названиям: "Сексуальные пистолеты", "Душегубы" и, наконец, "Клэш" - гул, лязг, шум. Последняя расшифровка особенно верно отражает произведения панков.
Опять ломаются кресла, летят на сцену бутылки и раздаются исступленные крики вошедших в экстаз поклонников.
Но, видимо, не всегда приходится сладко ансамблю от своих агрессивных зрителей. Джо Страммес, солист "Клэш": "Я пою для этой кучи идиотов, которые каждый вечер швыряют бутылки. Я хочу спросить вас, разве это публика?"
Остается только развести руками... А теперь немножко о "самом главном" панке Джоне Роттене (настоящее имя - Джон Лайдон). Когда Джонни на сцене - это картинка, заслуживающая внимания: всклокоченные ярко-рыжие волосы, порванная майка скреплена огромной булавкой (заметьте: специально порвано и специально скреплено - этакое кокетство по-хулигански). На майке довольно отчетливо проступает фашистская свастика и надпись - "Разрушение". Это же слово наиболее часто употребляется им под музыкальный аккомпанемент группы "Секс пистолз". Пожалуй, законченную характеристику этого ансамбля дополнят строки из письма Александра Гурина из Гродно: ..."Секс пистолз" - это хуже хулиганов". И вот парадокс: панки, те самые панки, которые демонстративно выступают на сцене в лохмотьях, которые презирают комфорт и общество со всеми его условностями, вовсе не отказываются от благ, которые им это же общество в состоянии предоставить. Вне "работы" панки одеваются довольно прилично, разъезжают на гастроли по странам Европы на собственных "ягуарах", останавливаются в фешенебельных отелях и раздают направо и налево интервью корреспондентам проклинаемых ими буржуазных газет.
Ну, вот все и стало на свои места. Уже нечего их бояться. Призывы ломать, крушить уже никого не пугают. Пускай они трижды против общества, сейчас они служат ему. И вот уже панк - это мода: и прически, и одежда, и безделушки, и много разной всячины. Машина бизнеса пополнилась еще одним винтиком.
А теперь по поводу музыкального образования среди поп-звезд. Одним из немногих среди "звезд" западной поп-музыки, который может читать и писать по нотам, является Элтон Джон (настоящее имя Редж Дуайт).
Музыкальное образование Элтон Джон получил в Королевской академии музыки в Лондоне, где проучился 5 лет. В 1975 году ему удалось то, что ни разу не удавалось ни одному другому певцу: в течение одного года две его пластинки вошли в список двадцати лучших первым номером. Он стал одним из самых известных поп-исполнителей.
Подавляющее же большинство исполнителей музыки в стиле "рок" не имеет никакого музыкального образования и это не может не сказаться на их творчестве.
М. Гальперин, Ю. Куликов,
журнал "Рабочая смена", 1979 г.
журнал "Рабочая смена", 1979 г.
Автор Jerzy Bondov
4 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ