Группа Аракс никогда не была избалована вниманием советской прессы, поэтому представляемая статья тем более ценна. Материал был опубликован в 1980 году.
Их ждали. А они все равно появились как-то неожиданно, сразу же наполнив помещение съемочного павильона телестудии веселыми репликами и смехом. Так же стремительно перешли к делу. И вот уже на специальном постаменте заискрилась пирамида всевозможных барабанов, по которым дробным шелестом прошлись осторожные палочки барабанщика, а рядом, прямо на фортепиано, за каких-то десяток минут была, выстроена настоящая "фабрика звука", и аккуратная стопка синтезаторов обозначилась двумя рядами черно-белых клавишей. Очень заметной была легкость, непринужденность, с которой музыканты "вписывались" в интерьер студии, новее же за всей этой, казалось, вполне натуральной суетой и хлопотами просматривалось и волнение членов ансамбля. Еще бы! Ведь "Аракс" только начинает привыкать к своей популярности, хотя ансамбль никак нельзя назвать новичком на эстраде.
В 1972 году знакомым далеко не всем словом "Аракс" (река в Армении) назвали свой ансамбль студенты-армяне, обучавшиеся в МГУ. Самодеятельная группа играла тогда на вечерах, студенческих праздниках, причем, над репертуаром особенно голову не ломали - "снимали", в основном, песни двух групп - "Дип папл" и "Сантана". Одним словом, начало было вполне обычным. И когда два года спустя на ансамбль обратил внимание главный режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, от первого состава "Аракса" осталось разве что одно название. Итак, молодежная музыкальная группа в театре. Казалось бы, что может быть общего? А Захаров не только узрел возможности этого союза, более того- как показало время, именно работа в театре помогла "Араксу" стать широким по творческому диапазону, по стилистике, и это сильно отличало ансамбль от обычного, концертного варианта - ВИА.
Во-первых, "Аракс"-театральный" получил достаточно времени для совершенствования мастерства, ведь 10-15 спектаклей в месяц - не 2-3 ежедневных концерта, как это сплошь и рядом встречается в практике гастролирующего ансамбля. Во-вторых, за годы работы в театре "Аракс" принял участие в постановке трех спектаклей, естественно, как ансамбль-аккомпаниатор: "Автоград" (1973 год), "Тиль" (1974 год), "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (1976 год). Работа над постановкой любого спектакля продолжается около года и, естественно, в случае успеха спектакль идет потом не месяцы, а годы. А раз так - будь добр постоянно освежать музыкальный материал с учетом новых тенденций в современной музыке. Но все новые веяния лучше всего апробировать на малых, песенных формах. Вот так и получилось, что "Араке" параллельно с работой в театре занимался еще и песенным материалом. Результат? Сегодня с прилавков магазинов грампластинок одинаково быстро исчезают достаточно серьезный альбом "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и маленькие пластинки со "шлягерным" репертуаром "Аракса". Кстати, за последние два года доля песенного материала в репертуаре ансамбля заметно увеличилась, в основном, за счет активного сотрудничества с композитором А. Зацепиным (музыка к кинофильмам "31 июня" и "Узнай меня"), а также с Юрием Антоновым (3 "миньона"). Чем отличается "Аракс" от других ансамблей? Прежде всего - это самые современные приемы аранжировки и отличная звукорежиссура. В данном случае в понятие "современность" вкладывается не только техническая сторона дела - сейчас никого не удивишь ни синтезатором, ни каким-то мудреным студийным эффектом. Куда реже встретишь на пластинках тесный союз мысли, выдумки звукорежиссера и исполнительского вкуса. У "Аракса" этот союз скреплен опытом работы с А. Зацепиным, давшим ансамблю очень много в области звучания и звукорежиссуры, работает с ансамблем и Сергей Теплов - постоянный звукорежиссер коллектива. Но, конечно же, главный камень в фундамент успеха закладывается все же руками самих музыкантов.
А в "Араксе" их шестеро - молодых, но уже достаточно опытных, ведь, за исключением руководителя коллектива Сергея Рудницкого, пришедшего в "Аракс" из самодеятельности в конце 1974 года, все участники ансамбля ранее уже играли в других составах. Вадим Галутвин (гитара, банджо) и Анатолий Алешин (вокал) пришли из "Веселых ребят", Анатолий Абрамов сменил не одну пару барабанных палочек в "Високосном лете", Тимур Мардалейшвили (гитара) прошел школу "Виктории". Наконец, последнее пополнение "Аракса" - пришедший из "Машины времени" Евгений Маргулис (бас-гитара). Как видите, последние ветви в родословной "Аракса" в некотором смысле продолжение биографии других ансамблей. И вот что удивительно: собранный из музыкантов, прошедших различные по уровню и ориентации школы, ансамбль является сейчас на редкость сплоченным коллективом, с ясной репертуарной и стилистической политикой, со своим, сразу узнаваемым "араксовским" звучанием. И в этом единстве, общности стремлений видится одна из главных причин успеха "Аракса".
Ю. Решетников, 1980г.
Автор Jerzy Bondov
Comments