не толстый, довольно красивый и в меру воспитанный...
В "Крематории" меня привлекают профессионализм, черный юмор и любовь к людям. А в лидере группы Армене Григоряне (тот, что на снимке в шляпе) нравится то, что я определила бы как интеллигентный хиппизм или хипповую интеллигентность. Не случайно, наверное, что любимый композитор у него - Рихард Вагнер, а из рок-музыкантов Григорян очень любит Джима Моррисона. Я неоднократно беседовала с Арменом. Это интервью, нигде еще не публиковавшееся, началось еще в апреле 1990 года.
Армен, название группы относится к понятию катарсиса, введенному древнегреческими философами, что означает очищение души огнем и музыкой.
- Все гораздо сложнее. Группа образовалась в 1983 году. Title было дано в пику разного рода "веселым гитарам" и "голубым -ребятам", господствовавшим тогда на эстраде. Позже, вырабатывая собственную эстетику, мы изучали древнегреческих философов. Тема жизни и смерти для нас постоянна. Можно проспать всю жизнь и только "смерть разрубит цепи сна", но человек об этом уже не узнает.
- В твоих ранних песнях-балладах часто встречается образ Тани, подруги музыкантов, которая уперла в 28 лет. Если такого человека и не существовало на самом деле, то его стоило выдумать. Мне кажется, ранний "Крематорий" без Тани представить так же трудно, как богему из одноименной оперы Пуччини без Мими.
- Таня занималась воспитанием друзей, музыкальным прежде всего: приносила записи западных групп. Помнишь, в песне: она любила "Роллинг стоунз", "Ти Рекс" и "Дорз", т. е. тех, кто оказал влияние на творчество многих рок-музыкантов, в том числе и наше. "Жаль, что она умерла".
- Эту строчку ты исполняешь очень весело.
- Исполнение минорных слов в мажорном темпе ироничным голосом дает хороший эффект.
- Через черный юмор ты утверждаешь идеи добра, поэтому песни "Крематория" оптимистичны. И еще они обладают какой-то особой человечностью. Когда я слушаю "Женщины города роз", у меня возникают ассоциации с произведениями Ремарка и "Ямой" Куприна...
- Это пародия на шлягеры "Улица роз" и "Ночное рандеву". В финале звучит "Аве Мария", сопровождаемая звоном мелких монет и плачем новорожденного младенца. Но есть и другой смысл. Люди не знают классической музыки. Для многих творчество композитора сводится к одному бесконечно звучащему произведению, которое в конце концов превращается в "шлягер". В таких условиях "Аве Мария" уподобляется падшей женщине. Только в нашей стране можно смеяться над Шубертом!
- Можно ли считать вашу музыку роком?
- Неважно, как она называется. Это - синтез русского, армянского, американского и шотландского фольклора на почве традиционного рок-н-ролла.
- Судя по песне "Собачий вальс", ты очень самокритичен.
- Я представляю себе грань между самокритикой и самолюбованием. В нашем поколении есть и пассивные гении, и активные бездарности. Я нахожусь где-то посередине.
- По какому принципу ты выбираешь людей, с которыми работаешь?
- Первое - человеческие качества. Должна быть совесть и преданность музыке. Второе - профессионализм. И третье - отношение к творчеству. Музыка не должна быть подработкой.
- Фирма "Мелодия" выпускает два альбома "Крематория" - "Клубника со льдом" и "Живые и мертвые". Как ты относишься к проявлению официального признания?
- Положительно. Повешу конверты на стенку и буду ими любоваться.
- Когда я брала интервью у Петра Мамонова, он сказал, что сейчас не время для песен, нужно это честно признать и заняться чем-нибудь другим. А у меня такое ощущение, что "Крематорий" будет выступать еще очень долго.
- Мамонов всегда был больше артистом, чем музыкантом. Его сценический имидж соответствовал прерывистой музыке -"Звуков Му". Это была хорошая группа. Что касается "Крематория", то я не вижу кризиса. Мы развиваемся по своим законам, движущей силой является эксперимент. Одна и та же песня может иметь до 30 аранжировок. Творят все. У нас анархия в хорошем смысле слова. Много идей, но не всегда есть возможность их воплотить.
- Вы отказались от больших аудиторий и выступаете в камерных залах. Почему?
- У нас своя публика: студенты, хиппи, интеллигенция. Возраст? От 16 до 40. Когда мы выступали в больших аудиториях, настоящие поклонники перестали ходить на концерты. Верхом кретинизма я считаю, когда панкующие подростки танцуют под акустику и хлопают в ладоши. Они даже не понимают, о чем мы поем.
- Над чем работаете сейчас?
- Готовим новую программу с элементами театра. Только это не шоу. Записываем студийный альбом "Зомби".
Наш разговор мы продолжили уже в декабре 1990 года, когда "Крематорий" вернулся из длительной поездки. Выступали в Иркутске и Новосибирске. В Казань их не пустили из-за напряженной обстановки. До Владивостока не доехали, хотя это и планировалось первоначально. В целом поездкой довольны, их знают. Мы разговаривали по телефону. Армен сказал, что сидит в полной темноте, т. к. во всем доме отключили свет и у него такое впечатление, что наступил комендантский час. "И все оттого, что...", грустно процитировал он строчку из "Павлика Морозова".
Несколько дней спустя, поздно вечером, я включила телевизор. Показывали телемост Москва - Белград. В одном из музыкальных номеров выступал "Крематорий". Именно "Крематорий", а не какой-то там "Крем..." (с тремя точками). Это сокращение возникло, когда в 1988 году группу впервые показали по телевидению. Потом они отказались выступать на европейской орбите под сокращенным названием... Но времена меняются. По каналу Евровидения показывают группу "Крематорий"! Ура!
Армен выступал, как обычно, в темных очках и траурной шляпе. Но в незабвенной "Безобразной Эльзе" на этот раз я не уловила иронии. "Мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть", - прозвучало так серьезно и печально, что в это запросто можно было поверить, если вспомнить о пустых прилавках и талонах на продукты. В голове возник законченный образ журналистки, для которой "Крематорий" стал последней любовью.
И. Якушева, газета "Тихоокеанский комсомолец" 10 августа 1991г.
Статья для публикации сохранена и предоставлена пользователем hrypov, за что ему огромное спасибо!
Comments