Очередная статья из серии "жертвы мира капитала", на этот раз под пристальный идеологический взгляд попали сами Deep Purple. Из материала мы узнаем, как всё хорошо у них начиналось и как плохо закончилось, безо всякой надежды на будущее.
Среди множества звезд на небосводе рок-музыки английская группа "Дип папл" была яркой кометой, Каждый из музыкантов, в различные годы работавших в ней, - Лорд, Блэкмор, Гиллан, Гловер, Пэйс и другие - отличался яркой оригинальностью, а вся группа за 10 лет совместной работы выпустила почти два десятка музыкальных альбомов.
Ансамбль возник в период, когда на музыкальном горизонте прочно утвердились "киты" - "Битлз", "Роллинг Стоунз". На первых альбомах группы сказывалось их влияние, но трактовки песен, однако, отличались оригинальностью.
Музыканты группы уже на первом этапе своего творчества обратились к классическому наследию, что было нехарактерным для рок-музыки того времени. Так была написана композиция на тему увертюры-фантазии П. И. Чайковского "Ромео и Джульетта", повествующая о вечной схватке добра и зла и торжестве любви. Привлекали внимание динамизм, "напор" музыки, сочное звучание электрооргана.
Свой стиль группа нашла в сочетании симфонического звучания и жесткого ритма, использовании классических и электроинструментов. В альбоме "Дип папл", вышедшем в 1969 году, группа блеснула композицией "Апрель" за счет применения традиционных английских народных инструментов -рожков и сделанной с большим вкусом аранжировкой. Композиция стала одним из лучших произведений группы за все годы их творчества. Но наиболее сильным произведением в этом жанре явился концерт для рокгруппы с оркестром, с которым она выступила в знаменитом концертном зале "Ройал Альберт-холл" с Лондонским королевским симфоническим оркестром под управлением дирижера Малькольма Арнольда. Выступление вызвало настоящую сенсацию в музыкальном мире и принесло группе заслуженную популярность.
В дальнейшем музыканты отошли от симфонического направления в сторону жесткого рока. Выпуск очередной пластинки ансамбля "Дип Палл" в роке" совпал по времени c подъемом популярности рок-музыки среди молодежи на Западе, который был вызван стремлением уйти в мир призрачных иллюзий, в том числе и музыкальных. Сумев передать эти настроения молодого потерянного поколения в резких, экспрессивных ритмах альбома, группа еще больше увеличила число своих поклонников. Несмотря на незамысловатость многих мелодий альбома, на них все же сказался профессионализм музыкантов, а композиция "Чайлд ин тайм" вошла в их золотую серию.
Группа много гастролирует, записывая концертные альбомы и создавая во время выступлений "взрывоопасную" атмосферу. Во время выступлений "Дип Папл" (дословно "глубоко пурпурные") под стать названию ансамбля сцену заливает густое красно-фиолетовое мерцание и пять теней, как огненные демоны, движутся по сцене, заполненной немыслимым количеством звукоизлучающей аппаратуры.
Шумный успех и коммерческая сторона дела определили пути дальнейшей работы. Десять альбомов ансамбля, как братья-близнецы, похожие друг на друга, были выпущены на музыкальный рынок. О разбитых мечтах и утраченных надеждах поется в альбоме "Горим". Всепроникающее око дьявола, таинственные монстры преследуют слушателя в альбоме "Огненный шар", неистовый смерч ("Стормбрингер") сметает с лица земли город... Безысходность и фатализм, катаклизмы, разрушения и катастрофы - эти темы стали преобладающими в альбомах "пурпурных". Интересно, что во многих песнях группы повторяется тема огня. И нелепая игра случая, когда во время записи альбома "Сердце машины" пожар действительно охватывает студию звукозаписи, как бы подтверждая мрачные пророчества музыкантов.
Записанные альбомы, благодаря популярности ансамбля, имели коммерческий успех, но настоящей музыки в них становилось все меньше и меньше.
Органист группы Джон Лорд очень четко выразил суть творчества группы в последние годы: "Мне не нравится то, что мы записываем, -сказал он,- но эту музыку от нас ждут. Мы - кумиры, а кумиры не должны уходить от поклонников. Ту музыку, которую я люблю, я записываю для себя, не навязывая свои вкусы другим".
Постепенно внутри группы возникли разногласия, и она стала "трещать по швам". Солиста группы Яана Гиллана пригласили исполнить роль Христа в нашумевшей рок-опере "Иисус Христос Суперзвезда". Дебют Гиллана в роли "оперного" певца прошел успешно, последовал ряд заманчивых коммерческих предложений, и Гиллан основал собственную группу под названием "Яан Гиллан Бэнд", с которой записал два альбома. Не отстал от него и Ритчи Блэкмор со своей группой "Радуга Блэкмора", выпустив "радужные" альбомы "Радуга", "Восход радуги" и альбом "Да здравствует рок-н-ролл".
Остальные музыканты продолжают работать в одиночку. Только "неутомимый" Джон Лорд успевает записываться и с другими музыкантами ("Пэйс, Астон и Лорд"), и отдельно. Лорд остался приверженцем стиля поп-классики и выпустил хорошие альбомы "Джемини сюита", "Окна" и "Сарабанда".
Путь, пройденный группой, характерен для многих музыкантов Запада, когда, зайдя в тупик противоречий между творчеством и коммерцией, прекращают свое существование даже незаурядные ансамбли.
А вдохновенные лица музыкантов, объединенные сияющим ореолом несущейся кометы, на обложке пластинки "Огненный шар" как бы символизируют стремительный взлет и закат "пурпурных".
М. Гальперин, Ю. Куликов, 1979г.
Послесловие: хоть и не обошлось без манипуляции фактами, в целом, для 79-года неплохая статья. Хотя бы за то, что не превратили группу в "Фиолетовую бомбу", авторы заслуживают благодарности :)
Автор Jerzy Bondov
Comments