Даже не верится, что эта статья была опубликована в 1978 году, когда само слово "рок", казалось, было под запретом! Отличный материал, правдиво и с явной авторской симпатией, описывающий историю возникновения и дальнейшего творчества великой британской группы.
Своей экзотичной, не похожей ни на какую другую, гитарой он пользуется до сих пор. Два года вместе с отцом он конструировал инструмент, пока не добился того, чего искал. Сегодня звук его гитары легко узнает каждый. Никаких сомнений - это Бриан Мэй, это - ансамбль "Квин", что значит по-английски "Королева".
Бриан Мэй - ведущий гитарист ансамбля. Родился в 1947 году, выпускник факультета астрономии одного из лондонских колледжей. Всю жизнь мечтал работать в уединенной обсерватории, а стал одной из самых ярких звезд британского рока.
История "Квин" началась в конце 1968 года. Лондон, пестрая студенческая жизнь... Бриан Мэй, будущий астроном, начинающий тогда гитарист, носился с идеей создания своей музыкальной группы. Играть умели многие, но Мэй был абсолютистом: он мечтал о таких музыкантах, которые могли бы играть "в два раза лучше самых лучших". Однако поиски "самых лучших" затянулись... Однажды к Мэю обратился ударник Роджер Тэйлор. В течение часа он настраивал барабаны, чем сильно удивил Мэя. Будущий фаворит "Королевы" даже не предполагал, что у каждого барабана должен быть свой звук. Кандидатуру Тэйлора он утвердил без оговорок.
Роджер Тэйлор - ударные, барабаны. Родился в 1949 году. Закончил биологический факультет университета. Хобби - спортивные автомобили. С ударной установкой познакомился в возрасте 12 лет. Тэйлор - основной "мотор" группы, легко устанавливает контакт с любой публикой. Его учитель и друг - Митч Митчелл, бывший музыкант группы Джими Хендрикса.
Вскоре к дуэту присоединился студент Тим Стафелл, и в его лице трио получило вокалиста, правда, ненадолго. Все трое, изрядно загруженные учебой, весьма требовательно относились к музыке и много репетировали. Где-то в это же время впервые "прорезался" голос гитары Бриана Мэя, который в основном завершил работу над инструментом.
Судьба не часто улыбалась студенческому трио "Смайл"- такое название взяли себе друзья. И хотя они не без успеха выступали на вечерах, в кафе, на студенческих праздниках, но Бриан Мэй был недоволен, продолжал искать то, что было известно лишь ему одному. И неизвестно, что стало бы с трио, если бы к нему не присоединился еще один студент - Фредди Меркури.
Фредди Меркури - ныне ведущий вокалист и пианист ансамбля. Родился в 1946 году, по образованию график-оформитель. Он-главный автор композиций ансамбля, вокальных аранжировок, костюмов и светового оформления концертов.
Еще до того, как Меркури вошел в состав ансамбля, его члены выпустили в Соединенных Штатах свой первый альбом, оказавшийся "неразорвавшейся бомбой". Следует отметить, что вся история ранних "Квин" - это балансирование на грани неудач. Но первый провалившийся выход на мировую эстраду заставил группу куда серьезнее приняться за совершенствование своей музыки. Поистине неисчерпаемый Меркури день за днем предлагал товарищам все новые и новые песни, однако для музыкантов главной проблемой оставалась бас-гитара.
Вновь последовали объявления. За несколько недель было прослушано более двухсот кандидатов. И - ничего. Ансамблю по-прежнему нужен был бас-гитарист, "в два раза лучший самых лучших". Когда казалось, что поиски уже ничего не дадут, в дверях кафе, где проходило прослушивание, показался молодой человек. Он стеснительно сказал: "Извините за опоздание. Можно, я попробую?" Когда зазвучала его бас-гитара, все вскочили со своих мест и слушали стоя... Это был Джон Дикон.
Джон Дикон - бас-гитарист. 1951 года рождения. Выпускник факультета электроники, инженер-акустик. С гитарой знаком с 12 лет, в 14 перешел на бас. Сегодня его гитара-прочный фундамент всего ансамбля.
Приход Дикона весьма усилил группу, однако недолгое воодушевление скоро вновь сменилось разочарованием. Ансамбль продолжал выступать во многих колледжах, но каких-то конкретных успехов не было. И тогда они решили распустить группу. Они остались друзьями, продолжали встречаться, но вскоре поняли, что без музыки им просто трудно... Само собой последовало решение собраться новь с иными идеями, под иным названием. Они долго думали над ним, пока все тот же Фредди не предложил: "Королева" - что может быть лучше?"
Для многих англичан, особенно людей сегодняшнего поколения, имя королевы до сих пор озарено ореолом популярности. Во всяком случае, нужно было осмелиться бросить вызов публике - выйти на сцену с таким именем. "Квин", уже без Тима Стафелла, стартовал в 1972 году. И вот здесь-то им решительно повезло: группу пригласили в новый центр звукозаписи в Уэмбли для пробы акустики студий. Несколько дней "Квин" провел в центре. Прекрасная аппаратура уникальных студий позволила им сделать первоклассные записи. Музыканты окончательно поверили в себя, и тут последовал контракт с вездесущей фирмой грамзаписи EMI.
В июле 1973 года наконец выходит первый большой альбом, скромно названный "Квин". Несколько позже выходит пластинка с песней "Держись за жизнь", которая надолго стала своеобразным лозунгом ансамбля. Большого коммерческого успеха диски не имели, и тогда группа идет на хитрость: музыканты сами организуют бесплатные концерты, раздают на них плакаты с собственным изображением, там же продают и пластинки.
И несмотря на то, что из-за тяжелой болезни Бриана Мэя "Квин" прервал первое свое турне по США, их слава быстро выросла, о них стали говорить как о самом лучшем после легендарных "Ху" ансамбле, выступающем с успехом как на дисках, так и на концертах...
Итак, в ансамбле нет ни одного человека, имеющего музыкальное образование. И все-таки трудно назвать это недостатком. Послушайте "Квин" - эти удивительные по построению вокальные партии - с высокой чистотой звучания, разнообразием музыкальных течений, в которых они чувствуют себя уверенно,-все это подтверждает самый высокий профессионализм.
Каждый диск "Квин" интересен по-своему, ибо группа - в постоянных плодотворных поисках. Выходит новый диск, и раздаются удивительные голоса: "Вы только подумайте! Совершенно иной стиль. Что это, где "Квин"?" И в самом деле, эту группу трудно отнести к какому-то определенному течению в рок-музыке, ведь в ее композициях присутствуют и приемы классической музыки и музыки барокко, английские народные мотивы, пение "а капелла" и даже элементы свинга. "Квин" не скрывает своей любви к традициям "Битлз". Вот почему от них нельзя ждать повторений, вот почему их музыку можно назвать "комплексным роком". От несколько неорганизованного, полного нераскрытых замыслов первого своего альбома, группа спустя пять лет пришла к музыке куда более серьезной, стройной и... беспокойной, ищущей, напоминая этим своих земляков - ансамбль "Генезис". Поэтому, возможно, этот альбом, названный неожиданно "Джаз", как никакой другой, вызывает массу споров. Что же, каждый видит в "Королеве" свой идеал.
Для меня же наиболее интересен самый популярный их альбом "Ночь в опере", разошедшийся только в Англии тиражом более 1 500 000 штук ("платиновый диск"). Больше всего, пожалуй, им удаются композиции, где "Квин" как бы раскрывает свою душу. Это, прежде всего, "Ты вдохнула в меня жизнь" и "Тео Ториатт". Для достаточно полного знакомства с творчеством ансамбля рекомендую сравнить "Квин-1", "Ночь в опере" и их последний альбом "Джаз", а также познакомиться с композицией "Королева убийц" из альбома "Острый сердечный приступ".
Трудно сказать, какой будет следующая премьера "Квин". Несомненно одно - сегодня это самая ищущая группа в западной рок-музыке и поэтому, несмотря на возможные возражения,- самая интересная.
Д. Подберезский, 1978 г.
Послесловие: пожалуй самая хвалебная, посвящённая Queen статья в советской прессе. Даже в 80-90-е, вплоть до смерти Фредди мне не встречалось ничего подобного - скорее наоборот, как правило советские журналисты упрекали "Королеву" в заимствованиях и "вторичности".. Остаётся только горячо поблагодарить Дмитрия Подберезского за то, что в далеко не самый благоприятный для рок-музыки в СССР год, он подготовил этот материал.
Comments