Статья о группе "Европа", изданная в начале 1990 года во втором (и последнем) номере советской версии журнала "Metal Hammer". В тот переломный для группы момент, музыканты решали, куда им двигаться дальше и уже носились с замыслом нового альбома...
Итак, вы получили шанс взять интервью у шведских звёзд, которые в 1986 году ураганным натиском покорили мир - вам хочется поехидничать над ними, но вдруг возникает вопрос, а в чем, собственно говоря, вы можете их обвинить? Будете критиковать их музыку, начиная с "The Final Countdown" и кончая последним альбомом "Европы"? Но ведь альбом "Out Of This World" получился значительно более роковым? Или станете переживать, что на последних концертах группы пропали визжащие девочки?
Я не был агрессивным, не спрашивал (в десятый раз), как группа подружилась с Бенни (это который из "АББЫ") - просто спокойно поговорил с Джо Темпестом и Ки Марчелло.
ФАКТЫ
"Надеемся, что альбом "Out Of This World" обращен к аудитории, ориентированной на рок. Таким фэнам важна музыка, а не то, как мы выглядим. Это радует". Так сказал Джо Темпест, когда я заметил, что новый диск в коммерческом отношении уступает предыдущему, "The Final Countdown" - цифры его реализации в три раза меньше, чем число проданных дисков "Отсчета".
Факты - вещь упрямая, существуют лишь различные способы их интерпретации.
- Количество проданнных пластинок "Out Of This World" уже приблизилось к миллиону. И мы довольны этим. Недавно мы выпустили в США новый сингл, "Let The Goood Times Rock", это уже третий сингл с альбома. После "Последнего отсчета" началась самая настоящая истерия. Сейчас положение выправляется. Большинство зрителей, которые приходят на наши концерты сегодня - это подлинные рок-фанаты.
- "Out Of This World" получился по-настоящему "хэви", похожим в этом отношении на второй альбом группы, "Wings Of Tomorrow", вышедший в 1984 году.
- Я бы не сказал, что "Крылья" тяжелее "Отсчета". Если вы внимательно слушали "The Final Countdown" то должны были бы заметить, что это настоящий хардовый альбом
- Да, но обилие клавишных размывает хардовый саунд.
- Совершенно верно, альбом сделан с акцентом на клавишные. Мы использовали все возможные варианты жесткого звука. Но на "Out Of This World" мы обратились к блюзу! А следующий альбом будет еще "тяжелее", мы вновь попытаемся уловить суть природы звука.
Продолжает Кен: "Мы хотим попробовать записать следующий диск, так сказать, "живьем", но сделаем это прямо в студии".
- Вы собирались сделать это и с "Out Of This World", по крайней мере, обещали.
- Да, но с первого раза не получилось. Сейчас мы хотим добиться по-настоящему концертного звучания. Великие группы 70-х поступали именно так: вначале записывались гитары, потом накладывался вокал, бас, клавишные и только потом начиналось микширование.
Да, возврат к блюзу. "Назад к корням" - так это называется сегодня. Но погодите - те из вас, кто полагают, что Вилли Диксон это автомобильный магнат, а Би Би Кинг был чемпионом по боксу в 60-е, должны прислушаться к следующим соображениям: ладно, двенадцать песен на "Out Of This World" вряд ли попадают в категорию компьютерной попсы, но утверждать, что это блюз на основании только того, что группа сменила сатиновые штаны на джинсы, а клавишник теперь щеголяет в рубахе до колен а ля Рори Галлахер, было бы некоторым преувеличением.
- В песне "Superstitious" я пою: "Мммм есть причина", - и пока Джо мычит, Ки категорично резюмирует: "Наш подход к музыкальному материалу всего альбома имел ориентацию на блюз, это, так сказать, словесное описание содержания". И Джо продолжает своим хрипловатым голосом: "Это Ки и его гитара создают блюзовое ощущение".
Лично я сомневаюсь, что "Европа" удивит кого-нибудь альбомом, наполненным блюз-роком, но большинство композиций диска (точнее дисков, альбом-то двойной) отличается от предыдущих записей, потому что "...мы начали писать новый материал во время гастролей. До этого большинство композиций готовилось дома. Вот почему песни получались не очень выразительными - ты сидишь в спокойной обстановке и полностью отдаешься музыке, а это плохо, нельзя уделять ей слишком много внимания. Сейчас мы больше пишем вместе, каждый принимает участие в создании композиций. Надеемся, это принесет хорошие результаты", - объясняет Джо, до этого сочинявший в одиночестве.
ЗАПИСЬ КАК ДЖЕМ-СЕЙШН
- Это означает, что теперь вы создаете музыку как группа?
- Главным образом я и Ки. Мик генерирует идеи. Когда подходит очередь аранжировки, мы собираемся все вместе. Под рукой всегда достаточно аппаратуры, ударные, гитары, клавишные, короче - есть все, что необходимо.
Продолжает Ки: "Усилитель для гитары, усилитель для бас-гитары - практически сдублирована вся сценическая аппаратура. Раньше, когда мы только начинали играть вместе, репетиции проходили только так. В те дни мы все играли в разных группах, но сегодня, когда мы пишем наши песни, мы пытаемся создать такую же атмосферу, это как возвращение к нашим истокам, "назад к корням, "Европа"!"
- Однако композиции от такого подхода страдали, аранжировки получались весьма предсказуемыми. Они всегда игрались для одной и той же вокальной структуры и в результате мы создавали стандартное многоголосие при котором главный вокал всегда "уходил" на задний план, становясь еще одной гармонической краской...
- Совершенно верно! Мы это понимали, поэтому и пришли к выводу, что при записи необходима импровизация, эффект концертного выступления. В следующий раз никто не сможет обвинить нас в предсказуемости аранжировок!
Мы планируем выпустить концертный мини-альбом - в первую очередь он будет адресован рок-фэнам. Мы уже обсуждали этот вопрос с нашей фирмой грамзаписи и можно рассчитывать, что мини-альбом (в него войдут 6 композиций) готовится к осени 1990 года. Это будет как бы наше "спасибо!" фэнам. Может быть, мы включим в альбом акустическую композицию, записанную в нашем гастрольном автобусе, в общем, посмотрим. Это будет наш первый концертный диск.
- Это будет настоящий концертный альбом, без каких-либо перезаписей, - добавляет Ки.
- Да, мы хотим донести до слушателей ощущение концерта, - обещает Джо, - и точно так же, как концертные диски являются составной частью рок-н-ролла, хард-рок почему-то связывают с несколькими критериями - многие видят в этом стиле бунт, агрессивность. Кто-нибудь из вас присутствовал на концерте Джимми Хендрикса в Швеции, когда он вдребезги разнес комнату в отеле? Нет? И я там не был. А почему я должен верить в бунт и агрессивность? Мы начинали, когда все эти предубеждения считались неотъемлимой частью рока, они вошли в нашу жизнь, я говорю о том, что средства массовой информации так часто искажали наши слова и поступки, что иногда мы в отчаянии опускали руки, знаете, эта распространенная формула "милые пареньки из соседнего дома". Это ложь. Продолжает Ки: "Мы поняли, что многое делается за нашей спиной и мы ничего об этом не знаем. Пресса писала, что хотела, а мы не могли на нее влиять. Только позже мы осознали, сколько же глупостей сказано о "Европе"! Мы были еще очень неопытными, не знали, как вести себя, когда приходит успех - тогда он еще только появился на нашем горизонте". (Ки присоединился к группе после того, как продажа "The Final Countdown" достигла рекордных отметок).
Джо с теплотой вспоминает то время: "По-моему заглавная песня стала одним из величайших хитов рока - в 27 странах она была № 1, невероятно!"
- Такой взлет на вершины хит-парадов оказался одной из причин, по которой истинные ценители хард-рока отвернулись от "Европы".
- Я знаю, но сейчас все изменилось, у нас вновь появились поклонники, и это настоящие рок-фэны, а не примодненные девицы".
УСПЕХ
- Отрадно слышать, что рок-фэны приобрели для "Европы" такое значение. Но, может быть, Джо испытывает и какие-то другие чувства, которые он хотел бы выразить в песнях?
- Безусловно! Для этого и существуют баллады - обычно я рассказываю в них о своих переживаниях, о неудачах и успехах. Никто не знает, как я чувствую себя на самом деле вне студии или сцены, никто не знает, счастлив ли я. И, честно говоря, не думаю, что это кого-то касается, на сцене мы стараемся "завести" зал, доставить людям несколько приятных часов.
- Джо, ты говорил, что очень большое влияние на тебя оказали выступления таких групп, как "Thin Lizzy", "UFO" - может быть дело не в музыке этих групп, а в том, что это преуспевающие группы и сознание этого делало их музыку столь впечатляющей?
- Вот уж нет! Это были великие группы, а деньги, которые они зарабатывали, меня абсолютно не интересовали. На первом месте всегда была их музыка. Я начал писать песни в 7 лет, тогда я не получал за это никаких денег - кстати, я до недавних пор практически не имел приличного заработка. Просто мне всегда нравилось - и нравится - играть.
Успех пришел к "Европе" еще до того, как группу покинул Джон Норум и его место занял Ки Марчелло. Темпест говорит, что с Норумом его связывает давняя дружба (они играли вместе с 1980 года), но Джон всегда хотел работать сольно, его привлекала работа таких гитаристов, как Гэри Мур и Майкл Шенкер. В группе ему было сложно воплощать свои идеи.
"Европа" продолжает оставаться группой, музыкантов не интересует сольная работа. Пока не интересует. Однако я не могу представить, чтобы кто-то из поклонников группы стал переживать, покинь "Европу", например, барабанщик. "Ключевая фигура в группе - комментирует мои размышления Джо, - это гитарист, ну, еще вокалист". Верно, поэтому вряд ли кто-либо обращает внимание на бас-гитариста - это относится также и к "Джудас Прист" и к "Хеллоуин" и ко многим группам, работающим в "мелодичной тяжести".
Но, как бы то ни было, "Европа" не хочет разделяться и в этом ключ ее успеха.
Маттиас Пенцель, 1990г., журнал "OK Metal Hammer"
Послесловие: несмотря на некоторую путаницу в музыкальной терминологии, статья интересна тем, что показывает процесс эволюции "Европы", отход от глэмовых клише к более сложным формам блюза и классического хард-рока, в итоге материализовавшимся в очередном, наиболее зрелом альбоме классического периода деятельности коллектива - Prisoners in Paradise. Жаль только, что концертный мини-альбом, о котором вспоминали Джо и Ки, так и не вышел.
Автор Jerzy Bondov
Comments