Можно выделить два основных рынка грампластинок: первичный и вторичный
В начале XXI века на первичном рынке основными покупателями являются диджеи и аудиофилы, предпочитающие музыку на аналоговых носителях. Именно темпы развития данного сегмента наиболее интересуют звукозаписывающие компании, его статистика представлена выше.
Дорогие коллекционные пластинки производятся на так называемом «тяжёлом» виниле, такая пластинка действительно тяжёлая и весит 180 граммов, такие пластинки обеспечивают больший динамический диапазон. Quality штамповки и самого материала таких пластинок выше, чем на обычном виниле. Хотя большая часть пользователей приобретают музыку на современных носителях (чьи удобство, мобильность, износостойкость и качество звучания на порядок выше), однако многие меломаны и аудиофилы по-прежнему покупают виниловые пластинки.
Вторичный рынок представляет собой торговлю бывшим в употреблении винилом. В этом сегменте происходит торговля коллекционными экземплярами и частными коллекциями винила. В настоящее время стоимость особо раритетных пластинок может превышать несколько тысяч долларов.
Особым вниманием коллекционеров традиционно пользуются первые выпуски (так называемый first press) пластинок (за их считающееся лучшим звучание), а также пластинки, выпущенные ограниченным тиражом, различные коллекционные издания.
Основными местами торговли являются интернет-аукционы, а также локальные магазины подержанного музыкального товара.
Так как сейчас значительная часть торговли ведется через Интернет, и покупатель не может непосредственно оценить качество предлагаемого товара (от чего крайне существенно зависит как качество звучания, так и его цена), то продавцами и покупателями используются несколько различных систем оценки виниловых пластинок.
Виниловые пластинки это стильный и качественный аудионоситель. История винила заслуживает отдельного внимания, поскольку пластинки произвели огромный рывок в эволюции музыкальной индустрии и, по сути, стояли у ее основания.
Несмотря на то, что данный способ звукозаписи появился в конце девятнадцатого века, настоящим дебютом для массового слушателя стоит считать тридцатые годы прошлого века, именно в ту прекрасную эпоху джаза виниловые пластинки стали записываться при помощи микрофона, что позволило значительно расширить звуковой диапазон.
По причине малой вместительности пластинок того времени концерт одного исполнителя помещался на комплекте пластинок и поступал в продажу в относительно толстых кейсах. Именно эта особенность принесла миру терминологию «музыкальный альбом» из-за визуального сходства кейса с фотоальбомом.
Но это скорее предыстория, поскольку то, что мы сейчас понимаем под термином виниловая пластинка, появилось только в конце сороковых годов. Конкуренция со стороны магнитных лент дала толчок к эволюции пластинок, что привело к появлению так называемой Long Play. LP вмещала на себя целый час аудиозаписи. В придачу прогресс не обошел стороной проигрыватели и систему звукозаписи, что позволило снизить уровень шумов и расширить музыкальный диапазон.
Сегодня виниловая пластинка по праву носит титул самого удобного и качественного аналогового носителя аудиоинформации. Несмотря на то, что в конце семидесятых пластинки были вытеснены с рынка появлением дешевого аналога в виде аудиокассеты, а позже и компакт дисков (CD), виниловые пластинки и по сей день чувствуют себя замечательно и занимают устойчивую позицию на рынке аудионосителей.
Многие из вас зададутся вопросом, кому может понадобиться в эпоху цифрового звука аналоговый носитель из середины прошлого века? Это распространенное заблуждение, которое основано на мифе, что все новое лучше старого. Данное утверждение не является верным, поскольку виниловые пластинки используют радикально другой тип звукозаписи, нежели те же музыкальные cd диски.
Винил имеет большую ширину воспроизводимых частот, чем компакт диск, в котором при оцифровке звука теряется больше половины потенциального диапазона, который способна воспроизвести пластинка. В дополнение к этому, виниловая пластинка не страдает от воздействий различных электрических полей и является единственным используемым на данный момент аудионосителем, который возможно использовать при полном отсутствии электричества. При правильном хранении и использовании виниловая пластинка может использоваться практически вечно, поскольку она меньше зависит от внешних факторов.
Основная масса людей сегодня предпочитает идти по легкому пути – и этот путь уже даже не компакт-дисковый (на них же тоже надо тратиться, даже на CD-R!), а абсолютно и полностью цифровой. Человек предпочитает скачивать треки из интернета, с разных торрент-трекеров и терабайтных архивов. Быстро и вообще в основном бесплатно. Quality звука? С двадцатибаксовыми колонками? А кто о нем задумывается?.. Риторический вопрос, однако.
Прежде всего, по большому счету, дело даже уже не в качестве звука (об этом мы тоже поговорим чуть позже), а в самой виниловой культуре. Винил – для ценителей, а не тех, кому достаточно, «чтобы фоном балакало и не хрипело». Поэтому неудивительно, что пластинки постепенно отошли в меньшинство – причем как настоящих ценителей аналогового звука, так и позеров, которых презрительно называют «любителями теплого лампового звука». И если качественный CD-транспорт стоит пару-тройку тысяч долларов, то виниловый легко может стоить и все двадцать, и это будет совершенно нормально.
Когда появились первые граммофонные пластинки, никто особенно не задумывался по поводу разрядности и дискретизаций. Когда потом все переходили на бобинные магнитофоны и компакт-кассеты, чье качество звука было на порядки хуже такового у винила, никто не задумывался о качестве – потому что кассеты были маленькими, удобными и дешевыми. Последнее – ключевое слово, поскольку в войне форматов обычно побеждает не то, что лучше, а то, что дешевле и лишь немногим хуже. Вспомним хотя бы войну Betamax vs VHS в начале 1980-х – Betamax превосходил VHS по многим показателям, но он был дороже и по большей части из-за этого и проиграл, оставшись уделом немногих профессионалов.
Конечно, кассеты не вытесняли винил совсем: они были ему лишь дешевой «карманной» альтернативой, особенно с появлением «вокманов» от Sony, которые произвели безусловную революцию в мире воспроизведения аудио.
Но вот компакт-диски сделали свое черное дело: вытеснили винил с полок магазинов. Потому что предлагали ничуть не худшее на первый взгляд качество по меньшей цене, с большей плотностью записи (проще говоря, на один CD помещалось в 2-3 раза больше музыки, чем на одну пластинку), ну и сами диски были куда меньших размеров. Не в последнюю очередь роль играли простота носителя, надежность и скорость тиражирования, причем последнее – практически без потерь в качестве: и это был последний гвоздь в крышку гроба винила.
Принято считать, что человек слышит звук в диапазоне до 20 кГц включительно (и то – максимум), и с возрастом слух ухудшается, снижая верхнюю планку часто и до 16 кГц. Увы, но это научно доказанный факт. Как и то, что отдельные индивидуумы, могут слышать до 22 кГц, а еще выше разницу можно только почувствовать, и то это доказано далеко не всеми. Может быть, и правда чувствуют; некоторые производители аппаратуры класса hi-end тоже работают в поте лица на эти цифры, и иному покупателю стыдно признаваться, что он потратил пару тысяч фунтов на то, в чем не слышит никаких отличий. А может быть, разница более высоких частот и правда остается только на уровне личных ощущений каждого человека, которые сравнивать бессмысленно.
Формально сторонники винила (будем говорить о стереофонической пластинке, чтобы честнее было) убеждены, что динамический диапазон пластинки больше, чем при записи компакт-дисков. Фактически это утверждение близко к правде на бумаге, но в реальности он одинаков и вместо заявленных -89 дБ составляет около 55 дБ, причем как у винила, так и у CD (данные результаты получены различными тестами в разных лабораториях и викифицированы). Но в минус компакт-дискам говорит и передискретизация, которая ухудшает качество звука: и в этом винил выигрывает, так как звук на дорожки пишется в исходном аналоговом виде. Плюс при записи виниловой пластинки также и в том, что при их записи отсутствует компрессия самого динамического диапазона.
Что же касается частотного диапазона, то у винила он теоретически может достигать и 100 кГц. В отличие от классического CDDA (про SACD и прочие HD-форматы поговорим чуть позже), у которого он ограничивается 22 кГц (число пропорционально увеличивается при увеличении разрядности, но все равно не достигает заветной «сотни»). И компакт-кассет Type 1 с их 11 кГц, естественно. Но это, подчеркнем еще раз, всего лишь цифры, которые к реальным людям и их ушам имеют отношение постольку поскольку. Все упирается, во-первых, в «слуховые» возможности самого человека (вспомним про приснопамятные 20-22 кГц), а во-вторых, в аппаратуру, на которой все это воспроизводится.
Правда, тут еще и различные компьютерные цифровые «аудиофильские» форматы звука вроде FLAC нужно привести в пример. Которые сжимают звук наподобие архивирования данных - то есть без потери информации (чего нельзя сказать, например, о MP3). Кстати, а на чем это все можно услышать?
Чтобы услышать детали, почувствовать «на себе» этот высокий частотный диапазон, проникнуться от осознания того, что ты слышишь то, чего не слышат другие, нужна соответствующая аппаратура, и это в данном случае – камень преткновения. Слушателю нужны усилители, акустика, да и даже сам транспорт должен быть качественный – у которого в техпаспорте написано, что он может воспроизводить всё в должных диапазонах. Причем «всё» относится как к CD, так и к винилу. И если вы не готовы выкладывать по несколько тысяч долларов за каждый из компонентов, то забудьте о заоблачных килогерцах.
Все это, разумеется, относится и к понятию «детализация звука»: плохая записывающая аппаратура не способна записать, а плохая воспроизводящая – должным образом воспроизвести даже качественно записанный материал.
При наличии качественного транспорта для винила (CD, SACD, DVD-Audio, BD-Audio), при наличии профессиональной звукозаписывающей станции для воспроизведения аудиозаписей в форматах FLAC или WAV, разницу слушатели действительно отмечают. При этом CD, FLAC и WAV на одной чаше весов, а винил, SACD и DVD-Audio – на другой.
Разумеется, если транспорт дешевый, то все валится в одну кучу, автор победно говорит, что «всё одно» а в комментариях начинаются кровавые войны за то, что «цифра лучше всех» или же «винил на все времена».
Из всего вышенаписанного можно сделать следующие выводы относительно разумности прослушивания музыки на виниловых пластинках сегодня.
Во-первых, действительно, разница в качестве аналогового «теплого и лампового» винила по сравнению с простыми компакт-дисками есть.
Во-вторых, для того, чтобы почувствовать эту разницу, нужно быть обладателем весьма дорогой аппаратуры, стоимость которой в общем запросто может перемахнуть за полмиллиона рублей. Большинство предпочтут купить новую машину.
В-третьих, высококачественные конкурентные форматы SACD, DVDA, BDA – конечно, они конкуренты винила и даже равные, и это мы еще не говорили про их технические характеристики. И люди, не любящие пластинки по разным причинам, могут выбрать их и попытаться найти записи любимых исполнителей на таких носителях. И быть готовыми выложить кругленькую сумму.
Правда, все эти разумные доводы перечеркиваются одним: люди, покупающие сегодня пластинки за 30 или за 30000 рублей, ценят ощущение пластинки в руках, сам шаманский процесс вынимания пластинки из конверта и установки его на проигрыватель, запуск и милое сердцу потрескивание и шуршание – все это из разряда необъяснимой любви и ностальгии, которая на килогерцы даже и внимания не обратит. А качество – конечно, винил качественнее, скажут такие люди, и не будут слушать наши занудные доводы. Это и есть аудиофилы от винила: в отличие от меломанов, которые стремятся больше к качественному звуку вне зависимости от носителя.
Comments