• пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
  • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
» » ''Черный кофе'' - пресса 80-х

''Черный кофе'' - пресса 80-х

''Черный кофе'' - пресса 80-х

Подборка публикаций о классиках советско-российского хард-н-хэви "золотого" периода (скорее всего неполная). Везде по возможности сохранена оригинальная орфография. Сканы исходников - по ссылке в конце.

I. Журнал "Смена" №10 за 1988 г. В статье не только рассказывается о группе, но и рассматривается актуальное на тот момент тотальное увлечение "металлом". Сопутствующая иллюстрация может выглядеть "кривовато" из-за традиционной для "Смены" верстки в стиле этакого "абстракт-абсурдизма" (или как назвать это удолбанское направление "искусства" - может, кто-нибудь знает?), но это, пожалуй, единственный недостаток данного материала.

КОФЕ БЕЗ МОЛОКА
''Черный кофе'' - пресса 80-х

...Наиболее жаркая полемика, и сегодня усердно поддерживаемая средствами массовой информации, давно уже бушует по поводу пресловутого «металла». И это не случайно: армия поклонников "тяжелой" музыки растет не по дням, а по часам: как грибы после дождя появляются все новые и новые «хэви-метл» группы. Шутка ли сказать: на московской «Рок-панораме-87» из полусотни выступивших групп более половины (!) играли (или пытались играть) "металл". Однако справедливости ради надо отметить, что восторг определенной части публики вызвали не Более трех-четырех коллективов. Но даже среди этих "хромированных" команд здорово выделялась группа "Черный кофе". А выделиться в потоке «горячего металла», когда группы похожи, как близнецы, композиции, как капли воды, "героические" позы музыкантов на сцене, как элементы в обязательной программе фигуристов, прямо скажем, очень непросто. И все-таки "Черный кофе" в этом деле преуспел.

Неординарные вокальные данные лидера группы Дмитрия Варшавского, столь несвойственный "металлу" мелодизм композиций, высокий профессионализм музыкантов — все это обусловило выход "Черного кофе" в авангард «металлистов». Примечательно, что наибольшим успехом у слушателей пользуются медленные композиции группы («Владимирская Русь», «Листья»), то есть композиции с яркой мелодической основой. Они легко запоминаются, их можно напевать в отличие от большинства "стальных» опусов других групп.

Как утром чашка черного кофе, взбадривают песни «Переступи порог», «Светлый металл». Публика на концертах, мягко говоря, не скучает: здесь и аплодисменты, и крики, и, конечно же, целые стада «коз» (своеобразная комбинация из пальцев — признак любви к «хэви-метл»). Энергия, которой заряжены все песни группы, возвращается от публики к музыкантам под тем же «напряжением». Это закон любого рок-концерта. Но именно «благодаря» контакту "сцена — зал" группа пережила немало неприятных моментов. В чем только ее не упрекали: и в развязности, и в музыкальной безграмотности, и в пропаганде чуждой нам культуры. Но коллектив выдержал, выстоял и сумел доказать свою жизнестойкость.

Успеху группы способствовал в большой степени выход долгоиграющей пластинки «Переступи порог», в которую вошли практически все боевики "Черного кофе". Это был первый диск с записями «металлической» музыки, выпущенный фирмой «Мелодия». Событие в своем роде революционное и потому породившее новую волну дебатов на тему "льзя" или "нельзя". Duration доказало, что "льзя"...

Популярность группы можно объяснить еще и тем, что «Черный кофе» с момента своего создания, с непрофессионального детства, так сказать, играл «тяжелую» музыку. Музыканты, не в пример многим своим именитым коллегам, не меняли стиль в угоду моде. А потому творческая мимикрия, столь распространившаяся в последнее время среди рок-групп, миновала этот коллектив.

Несколько раз менялся состав "Кофе"», но эти болезненные периоды практически не повлияли на "здоровье" группы. Тандем Дмитрия Варшавского и Игоря Куприянова (бас-гитара, вокал) надежно обеспечивает группе популярность. Очень здорово помог молодым музыкантам в трудный период становления на профессиональной сцене опытный режиссер и продюсер Ованес Мелик-Пашаев, в чьей программе группа работает и по сей день.

И все бы хорошо, но вот только вызывает определенные сомнения будущее «хэви-метл» в целом, а вместе с ним и судьба группы. Дело в том, что, несмотря на всю воинствующую популярность «металла», это направление не оправдало возлагавшихся на него надежд. Творческий всплеск, который лет десять назад породили «Машина времени», «Високосное лето», «Аквариум» и другие ансамбли, прошел, и практически ничего столь же яркого и самобытного за минувшие годы не появлялось. И вот пару лет назад на сцене зазвучал «металл»; была в нем какая-то шокирующая самоуверенность, был свежий ветер. Увы, сейчас уже всем ясно, что реанимировать наш рок-н-ролл зарядами «хэви» не удалось.

И, видимо, прав Андрей Макаревич, который как-то сказал, что весь бум вокруг "металла" кончится в тот день, когда в «Детском мире» в свободной продаже появятся «напульсники» и «шиповки». Дело в том, что «металл» — это, пожалуй, единственный стиль, который целиком и полностью принадлежит молодежи. Не выдерживают взрослые этой музыки, не выдерживают.

Но стоит только раскрыть перед ней все двери, как «металлическая» аудитория если и не исчезнет совсем, то сократится до небольшой группы истинных знатоков и любителей, которым этот "плод" сладок в независимости от «запретов». Думается, останется три-четыре самых хороших коллектива, и есть надежда, что среди них будет и «Черный кофе».

И последнее. Любопытно, что молодые люди, которые считают себя поклонниками "хэви", своей музыки не знают и записывают в "металлисты" всех, кто вызывает их интерес: от «Алисы» до «Наутилуса». Это говорит о том, что мода на атрибутику подменяет моду на музыку, а стрелка вектора развития рок-н-ролла отклоняется все больше от «металла». Впрочем, это уже тема для отдельного разговора...

Евгений ФЕДОРОВ

II. Газета "Московский комсомолец" (1988 г., точных сведений о номере не сохранилось) опубликовала короткую заметку о выступлении группы в Испании в том же году. Независимо от представленной заметки нашлось видео этого выступления, к сожалению неполное.

Испанские каникулы «Черного кофе»
''Черный кофе'' - пресса 80-х

С 6 по 15 мая в Мадриде проходил фестиваль рок-музыки «Сан-Исидо», в котором по приглашению председателя испанского движения «Артисты за мир» Эмилио Ринкона выступила группа «Черный кофе». Это был уже второй коллектив из Советского Союза (первым был «Круиз»), выступивший в Испании весной нынешнего года.

В ПРИНЦИПЕ ничего удивительного в этой поездке не было. В конце прошлого года испанская фирма «Сафиро» по лицензии фирмы «Мелодия» выпустила диск «Рок в СССР», в который вошли по 3—4 композиции таких групп, как «Автограф», «Круиз», «Черный кофе» и «Август». Поэтому вполне понятно, учитывая большой спрос на диск, желание увидеть все эти ансамбли на концертах. По мнению организатора визита «Черного кофе» в Испанию Эмилио Ринкона, испанская молодежь очень мало читает и в основном не верит газетам. Особенно, что касается внутренней жизни нашей страны. Поэтому музыкальный обмен необходим и для того, чтобы молодые испанцы могли узнать информацию из первых рук...

Сам фестиваль был очень разноплановым. На открытых площадках выступали кантри-исполнители, в городском театре — джаз (здесь состоялись концерты Эл ди Меолы), а весь рок был представлен на так называемом «Рокодроме», аудитории «Де ла Каса де Кампа». На фестиваль съехались многие западные «звезды», например, Джо Кокер, Ван Моррисон.

13 мая на сцену «Рокодрома» вышла группа «Черный кофе» в составе: Дмитрий Варшавский (вокал); Сергей Черняков (ударные), Игорь Андреев (гитара), Игорь Куприянов (бас-гитара) и... вернувшийся в группу Сергей Кудишин (лидер-гитара). Всю звукорежиссуру доверили испанским операторам, и те быстро освоились со спецификой звучания, настроив аппаратуру всего за полтора часа.

Испанский зритель не спешит увидеть все, что попадается «под руку», тем более что билеты на рок-шоу стоят недешево (500 песет, или 5 долларов). Если звук, доносящийся из-за забора, им нравится, они заходят на стадион, а если нет, то... проходят мимо. В начале концерта на поле было не более 5 тысяч человек, зато к концу собралось уже не менее 20 тысяч зрителей. Несмотря на то, что куплет песни, давшей название ансамблю, Варшавский пытался петь со зрителями на английском, петь его все-таки пришлось на русском. Причем не один раз...

Испанские газеты достаточно высоко оценили концерт «Черного кофе», и в рецензиях они получили две звездочки, что означает «хорошо» (классификация ведется по четырехбалльной системе, но есть и оценка «ноль»). Поступили приглашения совершить коммерческую поездку по городам страны.

СЕЙЧАС группа продолжила турне по Советскому Союзу и с успехом выступает в Уфе. А в будущем — новые зарубежные поездки по линии Советского комитета защиты мира в Норвегию и США. Пожелаем же им успеха.

Дмитрий ДМИТРИЕВ.

III. Советское издание журнала "Метал Хаммер" за 1989 г. (то самое, что приказало долго жить после первого же номера из-за неприемлемой музформатной политики). В заметке, задуманной как анонс альбома «Вольному Воля», присутствуют любопытные сведения об Игоре Куприянове и мини-интервью с ним.

Черный кофе
Вольному воля!
''Черный кофе'' - пресса 80-х

Так называется новый альбом московских хард-рокеров под руководством Дмитрия Варшавского. «Черный кофе» продолжает свой путь в направлении мелодического хард-рока. Это особенно заметно после полуторагодичной паузы.

Группа стабилизировала свой состав с помощью гитариста Олега Авакова, клавишника Бориса Долгих и ударника Андрея Перцева.

Однако название пластинки можно отнести и к другим событиям, которые происходят внутри группы. За пять лет существования коллектива мы привыкли, что именно Дмитрий Варшавский является фронтмэном «Черного кофе» и часто забываем об одном человеке чей вклад в популярность группы достаточно весом. Речь идет о басисте Игоре Куприянове, который уже больше пяти лет несет на себе ответственность за динамику сценического шоу «Черного кофе».

Мало кто знает, что до появления в этом коллективе Игорь уже имел солидный опыт работы в рок-группах. Его первый состав — «Афалины» — был создан в 1975 году. Затем он оказался в одной группе с басистом Алексанром Грановским и гитаристом Сергеем Потемкиным, которые впоследствии прошли через «Альфу» и сейчас работают соответственно в «Мастере» и «Форт-Росс». Но в 1976 году это трио называлось «Млечный путь».

Следующей остановкой на пути «Черного кофе» стала группа «Арсис». Этот проект оказался недолговечным, и после службы в армии Куприянов еще раз попробовал себя в группе «Рок-аппетит», прежде чем присоединиться к «Черному кофе».

На первой пластинке «Кофе» Игорь спел песню «Я ищу» и был соавтором еще двух номеров — «Дом на круге» и «Жизни рассвет».

И совсем недавно стало известно, что он готовит к реапизации свой новый сольный проект, продюсером которого будет Дмитрий Варшавский.
''Черный кофе'' - пресса 80-х

— Материал для альбома был готов уже давно, скопилось много своих песен, которые не подходили под Димин вокал. Вопрос назрел, и надо было как-то его решать. Сольная пластинка — прекрасный выход из положения...

— Что войдет в альбом?

— Прежде всего «Старый парк». Мы записали ее «Черным кофе» для нашей новой пластинки еще в августе, но запись была сделана на частной студии, и мы не успели ее пересвести. В итоге на «Мелодии» песня не прошла через ОТК, и я решил включить ее в сольный альбом. Кроме того есть еще восемь песен, которые надо отрепетировать и можно идти в студию.

— Кто из музыкантов будет тебе помогать?

— Все гитарные партии играет Дима. И естественно, остальные музыканты «Черного кофе» не останутся без работы. Что касается музыкантов других групп, то я уже говорил с некоторыми из них, но называть имена еще рано.

— Отразится ли этот проект на деятельности «Черного кофе»?

— Думаю, нет. Чем больше материала мы представляем нашим поклонникам, сольно или все вместе, тем больше шансов, что успех будет сопутствовать нам и дальше.

Ясно. Но этим проектом «внутренняя» активность «Черного кофе» не исчерпывается. Дмитрий Варшавский готовит свой сольный альбом с не совсем привычным для «Кофе» материалом. Лирика всегда была отличительной особенностью этого музыканта. И поэтому я не особенно удивился, когда узнал, что Варшавский собрался выпустить целый альбом своих баллад...

Что можно еще добавить?

«Черный кофе» продолжает активно работать, уже обозначились потенциальные хиты нового альбома — такие как «Ночь» или «Вольному воля», и нам остается только одно — ждать.

Алексей Сидоров

IV. Буклет, посвященный изданию на CD магнитоальбома «Светлый Металл». Представлена довольно занимательная история творческого пути Дмитрия Варшавского и возникновения и становления группы. Много фоток, но здесь из-за объективных ограничений представлены только две уменьшенные. Остальные и эти в полном размере - в оригинальных сканах.
''Черный кофе'' - пресса 80-х

Черный Кофе по праву считается одним из апологетов рок-музыки в нашей стране. Впервые появившись на сцене в начале восьмидесятых годов, коллектив с честью преодолел все преграды, воздвигнутые существовавшей идеологической системой на пути только зарождавшейся «тяжелой» культуры и вошел в золотую летопись отечественного рока.

Далекие семидесятые...

Именно тогда будущий основатель и идейный вдохновитель группы Дмитрий Варшавский (род. 21 января 1964 г.) впервые взял в руки гитару. Это было шестиструнное изделие ленинградской фабрики, с помощью которого начинающий музыкант делал первые робкие попытки сочинить собственные песни. Поначалу Дмитрий исполнял только чужие произведения, наивно полагая, что стихи и музыку дозволено писать исключительно профессиональным поэтам и композиторам. За неимением личного магнитофона услышать новые записи удавалось редко, и поэтому Варшавский, недолго думая, принялся сочинять собственные песни.

В 1979 году увлечение музыкой привело молодого человека в училище им. Гнесиных. Здесь он вскоре знакомится с одним из своих сокурсников — Федором Васильевым, который точно также, как и Варшавский, любил круглые сутки терзать струны и писать собственные песни. Это обстоятельство и стало определяющим моментом в знакомстве музыкантов — Варшавский и Васильев принимают историческое решение играть вместе. «Я писал свои песни, а Федор — свои, — вспоминает Варшавский. — Музыкальная стилистика наших произведений была одинаковой, а вот смысловое значение — совершенно разное. Поэтому я всегда рассматривал наше совместное творчество, как сочетание двух половинок — светлой и темной».

Названия у группы по вполне понятной причине тогда еще не было — любая несанкционированная концертная деятельность, так или иначе связанная с рок-музыкой, была категорически запрещена, а беспощадная цензура строго следила за тем, чтобы на сцене не исполнялись песни выскочек, не имевших чести состоять в профессиональных союзах композиторов и литераторов. Собственный коллектив с названием, не завизированным худсоветом, расценивался как идеологическая диверсия со всеми вытекающими отсюда последствиями. Творческий тандем Варшавского и Васильева по всем параметрам попадал под категорию неугодных государству музыкальных коллективов и потому несколько лет оставался безымянным.

Первый концерт группы прошел весной 1984 года в клубе «Искра», где Дмитрий Варшавский руководил вокально-инструментальным ансамблем. Однажды в клубе решили организовать рок-концерт и попросили Дмитрия выступить на нём. Варшавский согласился, пригласив сыграть вместе с ним басиста Федора Васильева и барабанщика Андрея Шатуновского. Концерт прошел на «ура». На этом концерте Дмитрий играл на самодельной гитаре, которую он смастерил из материалов, купленных в магазине для чертежников. Это была уникальная гитара — таких в мире всего три, а её проект разработал отец Константина Никольского, сокурсника Варшавского.

После успешного выступления Дмитрий наконец решается записать свои песни, которых к тому времени у него накопилось предостаточно. Вместе с бас-гитаристом Юрием Мощеновым и барабанщиком Андреем Шатуновским он записывает подготовленный материал, который вошел в первый магнитоальбом группы «Приди и Все Возьми». Album разошелся по киоскам звукозаписи под названием Черный Кофе — именно так с некоторых пор стал называть свое детище Дмитрий Варшавский.

В 1984 году Варшавский благополучно оканчивает музыкальное училище. Диплом профессионального музыканта давал вполне легальную возможность заниматься концертной деятельностью. Попутно Варшавский умудрился за это время несколько раз выступить в СК «Олимпийский», правда, в составе оркестра заслуженного джазмена Леонида Утесова. Впрочем, это нисколько не мешало Дмитрию заниматься своим любимым делом, и осенью того же года музыкант, устроившись на работу в казахстанскую филармонию, вместе с Черным Кофе едет на свои первые гастроли. Казахстанские степи, испытанный полигон для карьеры многих известных музыкантов, радушно приняли столичный коллектив. В течение полутора месяцев Черный Кофе дали огромное количество концертов, преимущественно в воинских частях, где служили ребята из самых разных уголков Советского Союза. Этот факт во многом предопределил дальнейший успех и широкую известность команды по всей стране. Поездка была примечательна не только до отказа набитыми залами и клубами, но и тем, что именно тогда на концертах впервые прозвучали такие знаменитые боевики, как «Черный Кофе», «Звуки Космоса» и «Листья», позже вошедшие в дебютный виниловый миньон Черного Кофе.

С первым успехом к группе пришли и первые неприятности. Министерство культуры сочло творчество Черного Кофе не соответствующим социалистической идеологии и включило ее в печально известный «черный» список, объединивший многих политически ненадежных деятелей рок-андеграунда. Правда, по большему счету, этот официальный запрет не особо сказался на дальнейшей деятельности коллектива. «Черные» списки передавались директорам клубов и категорически запрещали проведение концертов в их стенах, — говорит Варшавский. — Но в наших песнях никогда не было политики. Все наши песни — о любви и доброте. Добро я считаю смыслом существования нашей музыки и нашей группы соответственно. Но одно лишь звучание, тяжелое и непривычное для закостеневшего советского уха, служило главным камнем преткновения. Ничего удивительного: просто до этого никто такой музыки никогда не слышал».

За 1985 год Черный Кофе удалось записать всего лишь несколько песен, изредка выступая по клубам. На одном из таких выступлений оказался администратор из Казахстана, который предложил группе вновь посетить сопредельную братскую республику с серией концертов. Это было очень долгое и изнурительное турне, в котором коллектив пробыл более полугода. Черный Кофе дали более 360 аншлаговых концертов и возвратились из этой незабываемой поездки настоящими рок-идолами и непререкаемыми лидерами отечественной тяжелой сцены.

1986 год стал переломным в истории русской рок-музыки. Отношение к подобным коллективам со стороны властей стало более лояльным. Предвестником наступающей рок-революции стало растущее количество «металлических» концертов, фестивалей и открытие в Москве знаменитой Рок-Лаборатории, в объятия которой группа попала сразу после своего возвращения из казахстанского тура. Варшавский и его Черный Кофе были везде желанными гостями и неизменно собирали полные залы. Высокий, ни на кого не похожий вокал Варшавского вкупе с будоражащими душу песнями и великолепной, профессионально сыгранной музыкой выгодно отличали группу от остального тяжелого андеграунда.

Первое «официальное» московское выступление Черного Кофе состоялось в мае 1986 года в Рублево. В это же время были сделаны записи многих песен, которые вошли в альбом «Светлый Металл» и которые позволили Черному Кофе занять свое место в когорте самых известных и авторитетных русских групп. В 1987 году Черный Кофе рискнули представить на суд строгого, но тогда уже далеко не всесильного худсовета свою концертную программу. На этот раз все обошлось благополучно, и с высочайшего разрешения главного музыкально-идеологического органа страны группе было вручено гастрольное удостоверение, и с этого момента последние преграды были окончательно сломлены. Концерты и гастроли, телевизионные эфиры и журнальные интервью, армия преданных поклонников и многомиллионные тиражи альбомов — все атрибуты «звездной» жизни, о которой прежде можно было лишь мечтать, на несколько лет прочно вошли в жизнь Черного Кофе. Фирма «Мелодия» сделала группе просто фантастическое предложение, предоставив свою профессиональную студию, где музыканты вновь записали ставшие уже хитами «Владимирскую Русь», «Черный Кофе» из альбома «Светлый Металл» и подготовили совсем новые песни. Все это вошло в альбом «Переступи Порог», ставший классикой русского рока и первой «тяжелой» пластинкой в нашей стране, проданной за рекордно короткий срок рекордным тиражом около двух миллионов экземпляров. В 1989 году после нашумевшего «Переступи Порог» группа выпускает альбом «Вольному Воля», еще больше упрочивший и без того бешеную популярность группы. Спрос на музыку Черного Кофе неуклонно продолжал расти в геометрической прогрессии.
''Черный кофе'' - пресса 80-х

Группу Чёрный Кофе по праву можно было бы назвать динозаврами русского тяжёлого рока, но только в отличие от доисторических ящеров, этот коллектив вовсе не собирается становиться экспонатом в музее музыкальной палеонтологии. Группа продолжает делать свою музыку и делать её качественно. Одним из самых ярких событий 2000 года в области хард-рока стало возобновление Чёрным Кофе активной концертной деятельности. Album «Светлый Металл», который вы сейчас держите в руках, возвращает нас в славное прошлое Черного Кофе и напоминает о золотых днях русского рока, когда эта музыка была прочно связана с понятиями свободы и бунтарства. На нем собраны оригинальные записи «Это - Рок», «Дьявол Во Плоти», «Светлый Металл», «Знамя Мира» и «Владимирская Русь», а также ранее не издававшиеся песни, одна из которых «Country» была написана еще в 1979 году. «Светлый Металл» дает возможность еще раз окунуться в сумасшедшие восьмидесятые и вновь привлечь внимание к этой легендарной группе.

Анастасия БАХМЕТЬЕВА

Сканы оригинальных публикаций:


Яндекс.Диск

Password/Password: 0trezn0c

Comments

Information

Users of Гости are not allowed to comment this publication.