Многие меломаны со стажем помнят легендарного эстонского рокера Гуннара Грапса и его группу "Магнетик-бэнд" - пионеров хард-рока в СССР. Предлагаю вашему вниманию интервью участников "Магнетика", сделанное в 1985-м году.
Рок-группа "Магнетик- бенд" - коллектив Эстонской государственной филармонии. Руководитель, Гунар Грапс, много лет работает в жанре поп-музыки. "Магнетик- бенд" - четвертая его попытка создать свой музыкальный коллектив.
Группа возникла при Таллинском политехническом институте. В первый же год своего существования, в 1978 году, группа заняла первое место на Всесоюзном рок-фестивале в Черноголовке. Коллектив стали приглашать на выступления. Еще более широкая популярность пришла после Тбилисского фестиваля. В репертуаре "Магнетик-бенд" - инструментальные песни и пьесы. Пишут их Гунар и Айвор Оя, гитарист ансамбля, автор текстов - Гунар и Уно Лахт-младший. Многие поэты и композиторы хотели бы сотрудничать с ансамблем, но песни, предлагаемые подвергаются жесткому отбору.
А теперь об участниках коллектива по отдельности, потому что очень уж они разные, чтобы можно было сделать групповой портрет. С Гунаром мы говорили в артистической уборной, после концерта.
••ГУНАР ГРАПС: Рок, особенно тяжелый, - музыка основательная, без блеска и сентиментальности. За внешними эффектами здесь не спрячешься. Пока не выложишься до конца. Ничего не получится - просто никто тебе не поверит и как автору, и как исполнителю.
Передо мной невысокий, хрупкий человек. Волосы до плеч. Огромные голубые глаза, а взгляд, я бы сказала холодный. Разговаривая, смотрит прямо в глаза. Походка легкая, стремительная. На сцене он может много: вокалист, ударник, автор большинства песен и композиций репертуара. Владеет клавишными, гитарой, губной гармошкой, флейтой. Кроме того он - актер; умело и красиво почти с акробатическим изяществом он пластически воплощает героев своих песен. Гунар - руководитель, лидер как сейчас говорят. У нег о непростой характер, но "Магнетик" состоит из хороших музыкантов. Почему "но", постараюсь объяснить. Непростой характер - непростая судьба. Непростые отношения с людьми. Такова логическая цепочка. Гунар - лидер по праву. Честолюбив, деловит, целеустремлен, хоть и не всегда последователен. И еще - он очень хочет играть, иначе ему не реализовать свою одержимость сценой. Из-за славы? Это первое, что приходит в голову.
- Знаешь, в последнее время со мной что-то творится, чувствую себя совершенно одиноким, почти все перестало меня интересовать. И главное - мне никто не нужен. Я немного растерялась. Возникла такая глубокая пауза.
- В жизни обязательно что-то должно нас греть, ты согласна?
- Гунар, как тебе нравится твоя группа?
- Они хорошие музыканты.
- Только музыканты?
- Друзей среди них у меня нет.
- С родителями какие у тебя отношения?
- С пятнадцати лет живу самостоятельно.
Лучше всего он чувствовал себя когда путешествовал. Тогда его зависимость от внешнего мира превратилась в тонкую ниточку, которую при желании можно и не замечать. Какое это счастье - быть совершенно одиноким по собственной воле! И только позже понимаешь, что это игра. Сегодня я буду один-одинешенек, завтра заведу кучу друзей, а послезавтра стану великим артистом. Подумаешь, если захочу, то... Но вдруг, это бывает совершенно неожиданно, дверца захлопывается - потайная дверца неисчислимых возможностей.
Артистом стал. Есть и "несомненные признаки успеха". Но осталось одиночество, уже без игры, настоящее, когда за любовь, чувство нежности готов платить любой ценой и уже не стесняешься самого себя. Он знает только одно место, где можно спрятаться: сцена. Только сцена может удовлетворить гиперболическую жажду внимания, тепла, сочувствия. И чем дальше, тем дальше от дверцы и глубже одиночество – и тем сильнее тянет сцену. Замкнется ли этот круг? А окружающие до сих не понимают, почему у него такой скверный характер, такая неукротимая жажда славы.
Тексты песен "Магнетика" заслуживают отдельного упоминания. Вот некоторые из них. "Цветок принесет нам счастье, или бабушки забыли сказки". Раньше бабушки рассказывали сказки, а теперь считают, что гораздо полезнее торговать цветами. В "Докторе Норманне" (так называется рубрика в молодежном журнале для тех, кто хочет познакомиться) "Магнетик" издевается над беззастенчивостью брачных объявлений. Песня "Знающий парень" глумится над молодым человеком, который не хочет встречаться с любящей его девушкой. Он лучше проведет время с той, чьё имя забудешь, едва расставшись, - никаких обязательств, привязанностей, волнений.
Песни "Магнетик-бенда" выдают творческое кредо коллектива - социальную иронию. Теперь немного об остальных участниках коллектива. Как они себя чувствуют вокруг этого характера с острыми краями? Что они хотят и могут дать, что хотят получить для себя?
••АЙВОР ОЯ, гитарист ансамбля и композитор, человек весьма импульсивный, а когда он "не при деле", становится нервозным и раздражительным. Айвора не смущает особое положение в группе.
- Не все музыканты группы меня устраивают.
Для него не существует проблемы взаимоотношений людей в коллективе. Какой бы ни был человек, но музыкант хороший - этого довольно. Мы же музыку создаем.
Айвор - человек с обостренным чувством достоинства.
- Не люблю людей, которые ни от кого не отличаются.
- С каким коллективом ты хотел бы работать?
- Группа должна состоять из творческих людей. Мой идеал - оркестр-аранжировщик. Он может быть эстрадным или симфоническим - неважно. Даешь тему, и каждый музыкант импровизирует, внося что-то свое.
Сразу же по приходе в группу Айвор занялся чисткой репертуара от джаз-рока. И раз мы заговорили об этом, то следует упомянуть и о результатах. Стиль "Магнетик-бенда" выкристаллизовывался в период, когда рок-музыка уже достаточно усложнилась. Как и многие предшествующие ей стили, она становилась искусством для знатоков. В образовавшийся вакуум хлынули многочисленные рождающиеся, как грибы, ВИА из категории, которую на Западе определили как "баббл-гам- рок" - нечто вроде музыкальной жевательной резинки, музыки для детских мозгов, без каких-либо намеков на новые ритмические разработки, без социальной нагрузки, музыки, рассчитанной на возраст, более всего подверженный массовому психозу. Стилевые поиски группы - заслуга Айвора.
- Я считаю, что основная наша работа - репетиции. Мы слишком много выступаем, это нам мешает. Самое интересное - играть каждый раз новую программу, ведь при серьезной работе новая программа всегда шаг вперед...
••СУЛЕВ КУУЗИК. Ритм-гитара. Играет, поет, автор некоторых композиций, вошедших в репертуар. В "Магнетике" с самого образования, еще с политехнического. Но чем дальше, тем больше расходятся их пути с Гунаром.
- На меня слава не действует, а на него чем дальше - тем больше. Два-три сольных концерта в течение недельных гастролей! Гунар может давать помногу сольных, ему все равно, лишь бы быть на сцене. Мы даже расходились из-за этого на месяц.
••САША СЫРЦОВ. Есть люди, которых можно встретить везде. В театре "Ванемуйне" Саша был контрабасистом. На свадьбах и похоронах он тоже играл. В "Магнетик" пришел из группы "Тройной прыжок". Такие "перекантовки", как правило, бесследно не проходят, и для сохранения своего внутреннего содержания вырабатывается поверхностная коммуникабельность.
- Саша, что это за особая атмосфера, что отличает "Магнетик" от других вокально- инструментальных ансамблей?
- О, как я люблю эти "ВИ-Я"!!! - с издевкой вос-кликнул Саша, вмиг растеряв все свое благодушие. - Меня лучше не заводить на эту тему! Шаг направо - шаг налево - ногу приставить - улыбнуться; одежда у всех одинаковая, да кто это, люди или заводные куклы? И песенки под стать: тексты примитивные, специально для кукольных головок, о музыке и говорить нечего - какая-то кабацкая гармония. Они настолько забили публику своими штампами, что люди и не представляют даже, что можно себя вести на сцене по- другому или исполнять на эстрадной сцене что-то отличное от их ширпотребских песенок.
Саша кипел от негодования. Сулев с Мати стали серьезными.
- Я не говорю, что мы гениальные музыканты и все должны нас носить на руках. Нам не это нужно. Эти ВИА вбили в сознание публики стереотип ансамбля.
••ВТОРОЙ. Его так и зовут.
- Второй, иди давать интервью!
••МАТИ АМОС - второй барабанщик. Он высокий, мощный, атлетически сложенный.
- Мати, кем ты был раньше, до работы в "Магнетике"?
- Раньше я был инвалидом.
…Да, действительно, "волшебный ансамбль". Я уже ничему не удивляюсь. Я внимательно вгляделась в инвалида. Таким кулаком, как я себе представляю, запросто можно убить быка.
- Я был гонщиком. - Голос звучит напряженно, чуть вызывающе.
Мати живет в маленьком городке под Таллином. Он любит петухов, собак и мечтает иметь свой дом, без соседей. Там бы он устроил себе студию. В свободное время рисует для себя.
- Я очень люблю рок. Это такая музыка, где я чувствую себя совершенно свободным.
Здесь, в гостинице, мы можем бегать по коридорам босиком, как дети. Так же я чувствую себя на сцене.
- Мати, а если бы в другой группе тебе предложили стать первым?
- Мне нравится "Магнетик- бенд", но я хочу много играть.
А теперь - о самом концерте. На сцене расстановка сил такая: авансцена - Гунар; ритм-гитара Сулев Куузик, бас-гитара Саша Сырцов, соло-гитара Айвор Оя, саксофон Мати Амос, второй барабанщик. Но даже когда Гунар уходит на место Амоса на ударные, все равно он - впереди. Так неравно делится "Магнетик-бенд": один тождествен четырем.
В концерте проявилось все разнообразие интересов "Магнетика": от ностальгических блюзовых композиций ("Грезы минувших дней") до сатирически едких песен ("Доктор Норманн", "Знающий парень").
Жанровые барьеры, воздвигнутые Айвором, вместили музыку, которая проникнута искренней мечтой и столь же искренней издевкой над штампом. Специфика выразительности "Магнетик-бенда" остается в рамках художественного поиска, а не коммерческих приемов. Отсюда экспериментаторство в области формы, инструментализма.
Н. Панкова, 1985г.
Альбомы Гуннара Грапса и "Магнетик бэнд", опубликованные на batzbatz:
Magnetic band, 1978
Roosid papale (Розы для папы), 1982
Põlemine (Горение), 1988
Gunnar Graps (Eesti Kullafond) (3CD), 2002
Rajalt maas, 2003
Автор Jerzy Bondov
4 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ