Небольшое интервью, взятое у Элиса в студии, во время записи альбома "Hey, Stupid".
В бурно меняющемся мире рок-н-ролла есть, приятно сознавать, некто, постоянно остающийся константой. Это Элис Купер. 21 пластинка за 21 год работы - солидно и стабильно. Элис принес в рок свое персональное направление: психо-рок - шаткое равновесие между декадентским великолепием и безумием. Мы живем в сумасшедшем мире, так стоит ли упрекать, что он выворачивает наизнанку, развлекая нас, те стороны жизни, существование которых считается «не приличным» признавать. Он всегда честен перед своей аудиторией, а это главное. Все это относится и к его последнему альбому «Hey, Stupid!» («Эй, упрямец!»).
Во время работы над «Упрямцем» в студию к Элису зашел корреспондент журнала «RIP» - «Покойся в мире» - Дел Джеймс. Итак, куперовская «кухня» изнутри:
- Что вы из себя представляете на сегодня как музыкант?
- После всех выпушенных 20 пластинок, это - первый альбом, который я сделал именно таким, каким он задумывался до прихода в студню. На самузапись ушло гораздо меньше времени, чем на написание исходного материала. В наше время, когда есть множество классных студий, классных продюсеров, группы должны делать основной упор именно на создание таких же песен, а не на сопутствующий антураж. Для «Упрямца» было написано 40 песен, a в альбом вошло только 14 из них. Я стараюсь писаться с музыкантами, близкими мне по духу, иначе Настоящего Элиса просто нe вышло бы. Возможно, это выглядит высокомерно или глупо?...
- Но Элис Купер - по крайней мере, его сценический имидж - выглядит одной из самых высокомерных в мире рок-н-ролльных звезд...
- Ну, это что-то вроде самозащиты. Сегодня же я чувствую себя в большей безопасности, чем раньше: на пластинке не записался ни один из посторонних или случайных людей. Все свои в доску. И я говорил, например: «Слэш, я написал вещь в твоей манере, здорово было бы, если бы ты в ней сыграл!». Они все играли, как всегда, я специально так вещи и писал. Поэтому я могу не создавать постоянной команды, а приглашать на запись конкретных людей, отличных парней, потому что они стали со мной работать не только из-за того, что я их попросил.
- Оззи Осборн поет с тобой на заглавной песне. Кого еще можно назвать из «отличных парней»?
- Кое-кто участвовал и не лично, скорее - своим влиянием, что-ли… Я, например, всегда был большим поклонником «Зодиак "Майндворп» и «Лав Риэкшн». Когда последние распались, они прислали мне четыре «болванки», которые сами так и не записали, - пригодятся, может быть, мне? «Утоли моего Франкенштейна» - одна из них. Если бы я еще немного переделал слова, вышла бы просто потрясающая вещь, но... Самая старая на альбоме по времени вещь, это и есть «Франкенштейн». Там сделали соло, один после другого, Стив Вэй н Джо Сатриани. Музыку для «Сегодня опасен» написал Десмонд Чайлд, а я - текст, Такая вампирская песня получилась, но аранжировку я позже слегка поменял. На песне «Классно бы было на Марсе» мы с Десмондом работали, как один человек, каждый сделав по половине. А «Игрушка, унесенная ветром» - это реминисценция старой песни «Стивен». Жуткий голос малыша, попавшего в ситуацию, полную болезненного бреда…
- На басах «Франкенштейна» чувствуется почерк Никки Сикса…
- Конечно. Тем более, что я сразу ему сказал: «Сделаем запись «с наскоку» пусть идет, как идет». А так как это был Никки, а не какой-нибудь там Нил Даймонд, все и вышло великолепно. Правда, вскоре после начала записи я смылся в Ванкувер, где с Ником Марсом н Джеком Уолэнсом записал мощную балладу «Умирая от тебя». Это классическая Элисовская вещь. Я очень внимателен к таким песням, хотя стараюсь держаться от баллад подальше...
- Вспомним: «Только женщины истекают кровью»...
- Xa! Она звучит, словно с радио, но достаточно закручена, чтобы после неё в душе оставалось какое-то гадкое ощущение.
- Элис, откуда исходят «чернушные» стороны твоего творчества?
- Ну, они не все время присутствуют. Каждый раз приходится настраиваться заново. Я смотрю почти все фильмы ужасов, которые выходят, и удовлетворяюсь только тогда, когда цепенею. Приходя в магазин и видя новый такой «видик», я говорю себе: «Ага-а-а!». Во всех разъездах со мной пара чемоданов с видео-кассетами, на каждой из которых по два три «ужастика». Люблю в них и сниматься. В последней серии «Кошмаров на улице Вязов» я играю отчима Фредди Крюгера. Отвратительная роль - именно отчим и сделал из в Фредди такого, каким тот стал.
- Твой голос стал более «кусачим». Почему бы это?
- Я рычу в манере, возвращающей меня обратно к искусству. Чем грубее, тем ближе к моему сценическому имиджу. Тем более что мне легко добиться такого звучания в студии. А кто его таким сделал именно в этот раз? Скажу: Эксл Роуз! Я просто потащился от него, когда мы на пару с «Ганз-н-Роузиз» работали в «Медисон Сквер гардн». Эксл заявил мне тогда: «Что-то у тебя голос стал чересчур приятным...». Так что я как бы на время «взял» его голос, как бы поменялись... Я думаю, что эти ребята еще долго будут ставить всех на уши. В этом году, вообще, выйдет много новых «тяжелых» альбомов - хотя бы у «Скид Роу», «Металлики», «Зодиак Майндворп», - так что радиостанциям придется отдавать им все больше места в программах. Долгожительство пластинки - простой секрет успеха любой команды в роке. Сегодня люди говорят: «Нам нужен настоящий рок-н-ролл». Ну что же - мы им его дадим!
2 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ