Хм, вот еще одна статья про тлетворное влияние западной массовой культуры на молодежь, а рок-музыка выступает в роли приманки, с помощью которой воротилы шоу-бизнеса получают свои сверхприбыли. Еще хочется напомнить читателям сайта, если после прочтения подобных статей у вас возникает: изжога, отрыжка или невроз, - помните прежде всего о том, в какие годы это все было написано и напечатано, минимум эмоций.
Многотысячная толпа американских подростков штурмовала приступы к концертному залу в городе Цинциннати. Каждый хотел пробраться поближе к сцене, чтобы вблизи увидеть своих кумиров - английскую группу "Ху" ("Кто"). Когда раздались первые оглушительные аккорды, оставшаяся на улице толпа вдруг внезапно словно обезумела. Взбеcившиеся от дешевой выпивки и одурманенные наркотиками подростки с дикими воплями бросились в узкие двери зала, сминая друг друга, перелезая через тела тех, кто оказался внизу. Неистовство продолжалось тридцать минут. Полиция была бессильна, что-либо сделать с шеститысячной толпой бушующих юнцов. Итог кровавой драмы: погибло одиннадцать подростков, двадцать восемь получили ранения.
Трагичный случай в Цинциннати, увы, не единичен. Как заявил Мэр Провиденса, в его городе рок-концерты также сопровождались беспорядками, грабежами и насилием. Английская группа "Ху" совершает очередной гастрольный тур по Америке. На этот раз цель шумных концертов, завершающихся порой вакханалиями, состоит в том, чтобы создать рекламу фильму "Квадрофения" который появился в Англии в августе этого года. Рок-группа "Ху" финансировшая этот фильм, во многом обязана своей популярности среди части подростков сумасшедшему ритму и мощному оглушающему звучанию. В этом она может потягаться с "Конкордом". В основе "Квадрофении" положены события, происходившие в Британии в середине 60-х годов. Главные "герои" - враждующие между собой "моды" и "рокеры". "Моды" считаются явлением чисто английским. На первом месте у них стоит преклонение перед мотороллером с огромным количеством зеркал и фонарей - чем больше, тем лучше. Потом следует одежда (армейская куртка защитного цвета) и музыка в стиле группы "Ху". Основное занятие "модов" - поездки на вылизанных до блеска мотороллерах в какое-нибудь местечко на побережье большими группами. "Рокеры" выглядят грубее в неизменно черных куртках, в которых они раскатывают на ревущих мотоциклах. Стычки между ними начинаются при любой случайной встрече в темном переулке, и заканчивающиеся обычно кровавыми разборками. В промежутках между жестокими баталиями - бесконечная езда на мотороллерах и мотоциклах, наркотики, грабежи, дикие вечеринки (не важно с кем, не важно где). И все это под бешеные ритмы "Ху".
Нехитрый набор крепких словечек составляет основу фильма. Самая крупная сцена сделана почти с документальной точностью. Две враждующие стаи "модов" и "рокеров" одновременно съезжаются в курортный город Брайтон. Трагическая развязка наступила незамедлительно. Трудно сказать, сколько продолжалось кровавая бойня на песчаных пляжах и улицах города, пока усиленные наряды полиции не обуздали озверевших подростков. В фильме нет идей, почти не затрагиваются социальные проблемы. Где-то подспудно просматривается стихийный протест "мы не хотим быть похожими ни на кого". Да мелькнет тема необустроенности молодежи, и отсутствие веры в завтрашний день.
В конце 60-х "моды" почти исчезли с английских улиц - одни к "хиппи", другие к "бритоголовым". Но вот вдруг снова стали собираться в курортных местечках, гоняя на мотороллерах, среди них попадаются даже "панки". Современные "моды" мало чем отличаются от своих предшественников, разве, что стрижки стали короче и одежда ярче. Помимо "Ху" кумирами их стала лондонская группа "Корды", которая играет громко и быстро. Неизвестно как на все это повлиял фильм "Квадрофения", но известно одно, что он некоторое время удерживал первое место по кассовым сборам в Англии.
Так почему же произошла трагедия в Цинциннати? Причин несколько: чувство безысходности, порожденное коренными противоречиями современного капитализма, внутренняя опустошенность как результат постоянного воздействия массовой культуры приводит к стихийному, слепому протесту, отрицающему традиционные западные ценности. Именно это и показано в фильме "Квадрофения". Рок-концерты как раз и дают возможность заявить о себе обществу, которое их обманывает. Группа "Ху", считают ее члены, играет отнюдь не для развлечения подростков. Она претендует на то, чтобы их музыку считали гимном сегодняшней молодежи. В течении всего концерта тысячи подростков под музыку "Ху" произносят эту "дикую декларацию независимости", бешено потрясают поднятыми вверх кулаками, салютуя своим кумирам. Рассчитанные на то, чтобы "встряхнуть аудиторию", громкие ритмы "Ху" экзальтируют слушателей, доводя до экстаза. Кстати такую же картину можно наблюдать на концертах других рок-групп например "Роллинг Стоунз" или "Лед Зеппелин", билеты на их концерты всегда раскупаются задолго до их гастролей - реклама достигает цели. Дельцы от искусства не брезгуют никакими средствами, чтобы ради миллионных прибылей, навязать молодежи ложных кумиров и идолов, отвлечь силу и энергию молодого поколения Запада, от решения действительно остро-социальных проблем. Правящие классы предпочитают, чтобы молодежь бунтовала на рок-концертах, а не в рядах борцов за свои права на баррикадах.
1979 г.
Comments