Когда-то я вспоминал об этой статье на нашем форуме, недавно мне удалось её разыскать полностью. Несмотря на некоторую (мягко говоря) спорность, ценность её заключается в том, что написана она была в 81-м году, во время, когда о воссоединении "Дип Пёрпл" ещё никто не помышлял..
На обложке одного из старых альбомов "Дип Папл" изображено темное звездное небо и летящий по нему метеор с ярким огненным хвостом. Из метеора проглядывают лица всех пяти участников группы. Карьера ансамбля представляется в некотором роде таким вот метеором, который оставил на музыкальном небосводе долго не исчезающий след.
В конце 1975 года "ДП" выпустил свой последний альбом под названием "Приходите, оцените нашу группу". Новый соло-гитарист ансамбля, двадцатипятилетний Томми Болин, участвовавший в записи этого альбома, в декабре этого же года скончался от чрезмерной дозы наркотиков - факт, довольно обычный для западных музыкантов. Слава Болина как превосходного гитариста ненадолго пережила его: сейчас уже вряд ли кто помнит, что, помимо работы в "ДП", он записал еще и два сольных диска. Смерть Болина была для всей группы чем-то вроде агонии - "Дип Папл" спасти уже было нельзя. "Метеор" раскололся.
Нельзя сказать, что после распада "ДП" пути участников группы существенно разошлись: все они до сих пор верны рок-музыке. Нельзя утверждать и того, что разошлись их музыкальные вкусы: они по-прежнему остаются приверженцами Хард-рока, хотя в последнее время для обозначения этой музыки все чаще употребляется термин "хэви метал" - "тяжелый металл". Но, думается, ни один из самых завзятых меломанов не сможет четко разграничить эти два стиля: и тот, и другой предлагают наиболее громкий вариант рока с резким звучанием гитар на первом плане и взвинченным, напряженным, как струна, вокалом. Впрочем, некоторые различия уловить можно. Хард-рок более прост по организации, аранжировкам, техническим средствам, что, конечно же, характерно для рок-музыки первой половины 70-х годов. Ближе к 80-м годам, вследствие быстрого paзвития музыкальной техники и привлечения в рок-музыку элементов самых различных музыкальных стилей и культур, рок по существу стал "многостилевым". Но хэви-рок, в отличие от остальных стилей, которые при желании все-таки можно выделить из всего многообразия (арт-рок, рэгги, музыка "новой волны"), вырос на хард-роке и является просто современным его вариантом. Известнейший музыкальный критик Йоахим Эрнст Берендт, предполагая пути развития музыки в 80-е годы, писал: "будет меньше эстетизма, так как возрастут интенсивность и гнев. А ярость и эстетизм в ногу не ходят. В обществах, которые не гарантируют должного места своим радикалам, эти радикалы еще больше окрепнут в своих взглядах, поддаваясь, к тому же влияниям наиболее впечатлительных и творческих молодых людей, которые в господствующих общественных процессах не могут найти отвечающего им занятия и даже больше - места в жизни. Все это будет отражаться и на джазе".
А мы, в свою очередь, уточним: все это УЖЕ отражается на рок-музыке. Да простят нас горячие почитатели, но слушать "тяжелый рок" подчас действительно тяжело. Поклоняясь в первую очередь звучанию, музыканты хэви-рока упускают из поля зрения мелодию. Их музыка основана на повторяющихся риффах бас-гитары и в общем-то схожих проигрышах соло-гитары. В целом же "хэви- метал" сегодняшнего дня - разбазаривание по мелочам и повторение открытий "ДП" и других родоначальников хард-рока...
Как же сложились судьбы участников "Дип Папл"?
Роджер Гловер некоторое время был продюсером шотландской группы "Назарет", а в 1975 году вокалист этого ансамбля Дэн Макаферти записал с его помощью сольный альбом с известными композициями Боба Дилана, Нила Янга, "Роллинг Стоунз" и др. Впоследствии Гловер присоединился к ансамблю своего бывшего коллеги Ричи Блэкмора "Радуга" ("Рэйнбоу"), где по-прежнему играет на бас-гитаре и пишет с Блэкмором музыку.
"Радуга" засияла в 1975 году, после выхода Блэкмора из "ДП". Style группы не отличается существенным образом от манеры исполнения "ДП". Правда, то, что было для "отцов" подлинными музыкальными находками, стало для юной "Радуги" всего лишь хорошо заученными схемами, повторением пройденного. Нельзя сказать, что "Радуга" выглядит менее убедительно, нет. Но первооткрывателем ее уже не назовешь. Блэкмор все так же "ввинчивает" в композиции головокружительные пассажи на гитаре, все так же сочиняет основную часть репертуара, а на концертах нет-нет, да и вставит что-нибудь из "ДП", чтобы затронуть у слушателя меланхолическую струнку воспоминаний о былых временах. Музыку "Радуги" как нельзя больше характеризует название одного из альбомов - "Да здравствует рок-н-ролл!". Release contains группы периодически менялся. Достаточно сказать, что на сегодня, из первого состава "Радуги" остался лишь сам Блэкмор. В конце 1981 года вышел сборник группы "Лучшие песни", который включает ряд наиболее удачных композиций за 1975 - 1981 годы.
Бывший вокалист "ДП" Ян Гиллан записывался после выхода из ансамбля со своей новой группой "Ян Гиллан бэнд". Его первый альбом назывался "Дитя во времени" по названию популярной песни "ДП". Сейчас Гиллан выступает в группе, которую он, не мудрствуя лукаво, "просто и скромно" назвал в свою честь - "Гиллан". Хотелось бы чем-то выделить ее из десятков других ансамблей, работающих в стиле "хэви-метал". Увы, это не так просто. Правда, один из музыкальных журналов с восторгом сообщил, что гитарист группы Берни Торм может извлекать из своей гитары звук... зубами, а также с помощью микрофонной стойки, о которую он трет инструмент. Но этот факт вряд ли можно занести в музыкальный актив группы "Гиллан". Это, во всяком случае, больше свидетельствует о продолжающемся уходе музыкантов-"металлистов" от собственно музыки в сторону внешне эффектных, но, большей частью, бессодержательных приемов.
Ну, а Дэвид Ковердэйл, который когда-то заменил Гиллана в "ДП", выступает теперь в ансамбле "Белая змея" ("Уайтснейк"). Это еще одна группа стиля "хэви-метал", может быть, более удачливая, чем другие, но примечательная в первую очередь тем, что в ней вы ступают еще два бывших музыканта "ДП" - барабанщик Ян Пэйс и органист Джон Лорд.
В отчете о традиционном фестивале музыки "хэви-метал" в Рединге (Англия) в 1979 году обозреватель журнала "Рекорд мирор" Ронни Гарр посвятил "Белой змее" всего три строчки, назвав музыку группы "редко вызывающей интерес". С критиком можно согласиться. Во всяком случае, обложки альбомов "Белой змеи" хотя и жутковатые, но куда более интересные, чем сама музыка.
Ни одному из ансамблей, организованных бывшими участниками "ДП", не удалось достичь прежней славы. Судите сами: в итоговых списках английского музыкального журнала "Мелоди мэйкер", который ежегодно публикует список 50 лучших альбомов, в 1976 году не оказалось ни одного, альбома "детей" "Дип Папл", в 1977-м - также ни одного. А ведь к этому времени в активе Блэкмора было уже 3 альбома, Лорда - 4, Ковердэйла и Гиллана- по одному. Лишь в 1979 году альбом "Радуги" "Вниз, к земле" сумел протиснуться в почетную пятидесятку, да и то на 31-е место. Справедливости ради все же следует сказать, что альбомы и синглы "Радуги" регулярно, во всяком случае чаще других, гостят на списках популярности, хотя и не занимают особо высоких мест.
Правда, и сами эти списки после разоблачительного выступления "Литературной газеты" (см. номер за 21 апреля с. г.) не вызывают серьезного доверия, но, так или иначе, ансамбли -"дети" "ДП" пока еще не сказали ничего свежего и нового. Децибелы поставлены во главу угла, искусство отошло в тень, спрятавшись за горами мощных колонок. Путями, проторенными ветеранами хард-рока, идут ныне десятки новых групп, менее популярных, но куда более шумных и напористых - "Сэксон","Моторхэд", "Эй Си/Ди Си", "Ван Хален", "Скорпионз" и другие.
Возвращаясь к словам Й. Э. Берендта, нужно признать, что в их музыке ярость давно взяла верх над эстетикой. В такой ситуации наверх неизбежно начинают выползать различные темные силы. Ох как любят, к примеру, члены группы "Моторхэд" покрасоваться в мундирах со свастикой! О музыке они, разумеется, думают меньше всего...
А фирмы грамзаписи тем временем эксплуатируют славу былых кумиров, издавая и переиздавая старые запись "Дип Папл". В чем-то они уже кажутся нам наивными. Тем более интересно будет взглянуть на музыку "Радуги", "Гиллана" и "Белой змеи" лет через десять.
Делать прогнозы в музыке - занятие весьма неблагодарное и опасное. Но все же попробуем. Очевидно, что и "новая волна", и "хэви-метал" - это на сегодняшний день крайние полюса рок-музыки. И если это так, то в ближайшее время следует ожидать появления коллективов, которые смогут сблизить эти крайности, вернуть року мелодичность и большую сдержанность в выражении чувств.
Может быть, бывшие музыканты "ДП" сыграют в этом процессе не последнюю роль. Ведь на их стороне - опыт. Но это уже из области совсем маловероятных прогнозов, поэтому давайте пока попрощаемся с хард-роком. До лучших времен!
И. Матвеев, Д. Подбезезский, 1981г.
Необходимое послесловие: с высоты сегодняшнего дня, если отбросить очевидное искажение фактов (редко какая "доперестроечная" музыкальная статья эти не грешила) очевидно, что авторы оказались неправы. Каждый из "осколков метеора" стал вполне себе яркой самостоятельной звездой - два альбома "Гиллан" вплотную подбирались к вершине английских чартов, у "Рэйнбоу" вышло три подряд "золотых" альбома в США, а успех "Уайтснейк" даже затмил популярность родительской группы - только лишь альбом 87-го года был продан в штатах большим тиражом, чем все альбомы Deep Purple вместе взятые. А вот много, много лет назад, когда я впервые прочитал эту статью, она вызвала чувство глубокой безысходности - как всё-таки хорошо, что время расставило всё по своим местам - альбомы "Дип Пёрпл", а также их "осколков" и сегодня вызывают неподдельный интерес!
Автор Jerzy Bondov
Comments