• пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
  • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
» » Раз, два, три - Эмерсон, Лэйк, Палмер!

Раз, два, три - Эмерсон, Лэйк, Палмер!

Раз, два, три - Эмерсон, Лэйк, Палмер!

В целом неплохая статья о Emerson, Lake & Palmer. Думаю, от "разоблачений" группу спасли личные симпатии автора и факт исполнения коллективом классического произведения М. П. Мусоргского :)

29 августа 1970 года, Фестиваль рок-музыки на острове Уайт. Огромная поляна, 600000 зрителей, концерт ведущих исполнителей британского рока.

На этом фестивале впервые выступил новый ансамбль "Эмерсон, Лэйк и Палмер". Дебют был громким - две мортиры образца 1812 года засыпали публику конфетти, после чего из клубов дыма донеслось ошеломившее всех вступление к "Картинкам с выставки" Модеста Мусоргского.

Как показало время, дебют в "классическом" стиле не был случайным. Все последующие годы трио работало в направлении, которое в джазе называется "третьим течением", с активным использованием приемов аранжировки, звучания, формального построения и тем классической музыки.

Мы тоже будем считать ансамбль "Э, Л и П" (принято подобное сокращенное название) представителем "третьего течения", несмотря на то, что порой трио исполняло и рок-н-ролл (композиция "Готов ли ты, Фредди?"), и пьесы, выдержанные в стиле "хард-рок" ("Живой грех"), и лирические баллады - в основном пера Грега Лэйка ("Се ля ви", "Все сначала"), а также предпринимало смелые и большей частью убедительные эксперименты в электронной музыке.

Несколько отступив от темы, скажу, что сейчас, пожалуй, нет коллектива, который опирался бы только на один какой-то стиль и проповедовал его в "чистом" виде. Богатство стилистических приемов, слияние их в едином образе, мастерство аранжировки, технические навыки - вот что, в первую очередь, предопределяет долгую музыкальную жизнь коллектива, когда его почерк узнается сразу, с первых же музыкальных тактов. Именно такое узнавание сопровождало трио "Э, Л и П" на всем десятилетнем творческом пути.

Но, прежде чем музыканты нашли друг друга и стали играть втроем, каждый из них прошел путь, где было все - успехи и неудачи, творческие взлеты и часто следовавшие за ними разочарования. Это был поиск себя в крайне противоречивом мире современной рок-музыки.

Итак, Кейт Эмерсон (пианино, клавишные). В раннем детстве был отдан в частную музыкальную школу, которая готовила пианистов классического направления. Классика, видимо, не сильно интересовала Кейта, ибо уже в возрасте 15 лет он с головой окунулся в ритм-энд-блюз, делавший тогда на эстраде первые шаги. Постепенно безудержное увлечение рок-н-роллом стало соединяться в душе музыканта со "школой", и в августе 1967 года Кейт Эмерсон организует свой первый ансамбль "Найс". В его репертуаре причудливо сплелись песни Дилана, "Битлз" и собственное изложение Баха, Сибелиуса, Чайковского. В "Найс" Эмерсон был лидером. Это он организовал совместное выступление ансамбля с Лондонским оркестром Королевской оперы, с капеллой шотландских волынщиков. Это его неожиданные импровизации как в жизни, так и в музыке, ставили порой в тупик партнеров - Ли Джексона (бас) и Брайэна Дэвисона (барабаны); вследствие этого они не всегда понимали Эмерсона и были как бы тенью лидера. Группа "Найс" издала шесть альбомов.

Грег Лэйк (гитара, бас, вокал). Его любимый инструмент - электрогитара. Ансамбли, в которых он выступал в юности - "Шэйм" и "Year of releaseз",- особого успеха не имели. В начале 1969 года, во время пребывания в США, он получает приглашение от лидера ансамбля "Малиновый король" Роберта Фриппа принять участие в записи первого альбома группы "При дворе Малинового короля". На этом диске Лэйк поразил всех как вокалист. Голос, полный теплоты и силы, не был таким агрессивным, как у большинства рок-вокалистов, и не таким сладким, как у Джонса, Хампердинка и других представителей британской эстрады. Он не брал высоких нот, не прибегал к эффектам, но до сих пор я считаю Лэйка одним из лучших вокалистов рок-музыки. В 1970 году Грег Лэйк уходит к Эмерсону с условием в кратчайший срок овладеть бас-гитарой, и уже в следующем году журнал "Мелоди Мэйкер" ставит его на второе место после Джека Брюса.

Карл Палмер (барабаны). Участвовал в "Грозовых птицах" Криса Фарлоу, затем в группе Артура Брауна, год провел в известном составе "Атомный петух". Неистовость, с которой играл Карл Палмер, напоминает стиль джазового барабанщика Бадди Рича. Его игра была профессиональна, логична и наполнена "драйвом", а это слово в современной музыке - синоним высшего творческого накала.

Release contains трио "Э, Л и П" был идеальным. Грег Лэйк в одном из интервью высказал мысль: участников группы объединяло нечто большее, чем просто музыка.

Кейт Эмерсон, найдя в лице Лэйка и Палмера единомышленников, продолжил линию "Найс". Уже на первом альбоме трио предложило слушателям адаптацию "Барбариан" венгерского композитора Белы Бартока. В целом альбом как бы исходил из принципов, которые впервые были провозглашены Эмерсоном и "Найс" в "Сюите пяти мостов". В последующем "Э, Л и П" записывает композиции: гимн "Единственный путь" Баха, "Токката" из первого концерта для фортепиано и оркестра бразильца Гинастеры, пьесы Копленда и других "серьезных" композиторов. Все записи стали "золотыми". Это - свидетельство успеха у публики. Но в большие залы музыкантов не пускали. Кейту Эмерсону не могли простить концерт "Найс" в Альберт-холле в 1969 году, когда он сжег на сцене американский флаг в знак протеста против убийства Роберта Кеннеди.


В начале 70-х годов музыканты трио "Э, Л и П" заняли высшие места в списках по обе стороны Атлантики. Их музыка волновала, заставляла думать, спорить. Наибольшим успехом пользовался третий альбом ансамбля "Картинки с выставки". Это не просто изложение Мусоргского языком современной музыки с использованием достижений электроники. Это свой взгляд на классику, новое ее "прочтение". "Э, Л и П" кое-что опустили в цикле Мусоргского, добавив свои композиции, одна из которых - "Проклятие Бабы-Яги" - стала как бы демонстрацией возможностей электронной аппаратуры. (На концертном диске "Картинки с выставки" на Эмерсона работала едва ли не дюжина электронных клавишных). Сравните классическую фортепианную версию "Картинок" с работой трио. "Э, Л и П" сохранили настроение сочинения Мусоргского, ориентируясь, тем не менее, больше на слушателей концерта рок-музыки, нежели на почитателей филармонии.

Чем дальше, тем сложнее становилась музыка ансамбля. На пятом альбоме мы встречаемся уже с крупной симфонической формой, где не все, к сожалению, ровно, где электронные трюкачества порой заслоняют прекрасные соло Эмерсона на фортепиано. Двойной альбом "Сочинения, том 1" интересен, кроме всего, своим построением: первую его сторону музыканты записали втроем, на остальных - сольная музыка членов ансамбля, причем, наибольшее впечатление производит выступление Лэйка.

В заключение надо отметить, что трио "Э, Л и П" является наиболее ярким представителем стиля "барокк-рок", доказавшим жизненность собственных взглядов на музыку.

..."Э, Л и П" больше не существует. Музыканты расстались не потому, что уже не могли сказать ничего нового. Здесь причины более глубокие. И одной из них я назвал бы следующую: музыка трио стала настолько сложной, что слушатель далеко не всегда понимал идеи, которые она несла, и часто приходилось делать кое-что в угоду публике, чтобы ликвидировать пропасть между сценой и залом. А это было нарушением собственных принципов.

Пока я ничего не могу сказать о том, чем занимаются бывшие члены "Э, Л и П". Известно лишь, что Палмер основал ансамбль "Пи Эм" и вы" пустил первый альбом.

Д. Подберезский, 1980 г.


Послесловие: в разных ипостасях группа возрождалась несколько раз в 80-х и 90-х, но успех "классических" альбомов первой половины 70-х, к сожалению, так и не смогла повторить.

P.S.: Фестиваль рок-музыки на острове Уайт - не тот ли, случайно, который проходил "на отдаленном острове, куда безбилетному "зайцу" никак не попасть" ? smile

Автор Jerzy Bondov

Comments

Barsuk1 1 August 2013 10:48
Мне понравилась и сама статья, порадовали и комменты, которые ниже. Безусловно, по ELP здесь собравшиеся все в теме, мое уважение. yes
максимов роман 14 July 2013 17:22
Спасибо, хорошая для того времени, довольно добрая и толковая статья.В самом начале маленькая неточность - композиция "Готов ли ты, Фредди?" реально Эдди (посвящение замечательному звукорежиссёру Эдди Оффорду, который с кем только не работал, помимо Э.Л.П.Да все это и так знают наверняка laughing Жаль, что период Э.Л.П. с 70 по 73 ушёл и не вернётся.Всего-то 4 альбома, зато какие!
maha 13 July 2013 22:34
Конечно - Салатно мозговая хирургия - лучший альбом , у меня и вкладка с винила сохранилась , наверное многие и не знают о существовании такой - разворот на шесть пластинок , двусторонний
CentralScrutinizer 13 July 2013 21:38
Весьма недурственно для тех лет - обошлось без "вкраплений" не по делу... Правда, лучшее из наследия ELP (Tarkus, Trilogy, Brain Salad Surgery) осталось без должного внимания. Но, акценты в статье расставлены верно.
DimaV 13 July 2013 19:19
Умная, грамотная статья, с чувством глубокого уважения автора к музыкантам-профессионалам с больших букв Е.Л.П.
brandx 13 July 2013 17:38
Статья интересная, не могу не согласиться с выводами Д. Подберезского, а именно: "Музыканты расстались не потому, что уже не могли сказать ничего нового. Здесь причины более глубокие. И одной из них я назвал бы следующую: музыка трио стала настолько сложной, что слушатель далеко не всегда понимал идеи, которые она несла, и часто приходилось делать кое-что в угоду публике, чтобы ликвидировать пропасть между сценой и залом."
Я считаю, что трио распалось именно потому, что уже с 1977 года не смогла создать что-нибудь интересного и сложного на уровне ранних альбомов. Works и Love Beach - это уже дегрес группы, или поиск более "массового поклонника".
--------------------
Что может быть лучше запаха полежавшего в коллекции винила...
kjast 13 July 2013 17:03
Хорошая статья, со знанием дела. Для 1980 г - большая редкость, как и дожди в пустыне.

Спасибо.

Information

Users of Гости are not allowed to comment this publication.