• пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
  • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ
» » Свет и тени "электрического оркестра"

Свет и тени "электрического оркестра"

Свет и тени "электрического оркестра"

Очередная отличная статья Дмитрия Подберезского, посвящённая группе Electric Light Orchestra. Даже сейчас, спустя три с лишним десятилетия после публикации, читается с большим интересом!

Первое знакомство с английским рок-ансамблем "Электрик Лайт Оркестра" (дословно "Оркестр электрического света") вызывает удивление - звучат струнные инструменты. "ЭЛО" узнается сразу: композиции необычны и мелодичны, они не требуют напряженного внимания, несмотря на то, что синтез рока и классики должен был бы обрести достаточно сложные формы.

Казалось бы, все ясно: перед нами серьезный коллектив с четкой программой. И вдруг... Джефф Линн, один из основателей "ЭЛО" и лидер группы, своими высказываниями опровергает эту "ясность": "Я не знаю классической музыки и не слушаю ее". Сращение рока с классикой вызывает в нем ироническую улыбку. Но ведь на каждом альбоме ансамбля звучит симфонический оркестр, с "ЭЛО" постоянно работает струнное трио и даже один из альбомов имеет подзаголовок "Симфония".

В чем же дело?

...В который раз слушая "ЭЛО", узнаешь знакомые приемы, знакомые ходы и даже темы. Так, песня "Ничейный ребенок" из альбома "Эльдорадо" навевает воспоминания о "добром старом "Битлз". Впрочем, Линн признается сам: "В музыке меня привлекает простота, а образцами для подражания являются "Бич Бойз" и "Битлз".

Если трио "Эмерсон, Лэйк и Палмер", о котором мы уже писали, стремилось поднять публику до понимания своих идей, то их соотечественники из "Электрик Лайт Оркестра" на компромиссы идут куда охотнее. И тут оказывается, что струнные в составе ансамбля - это не принцип, а всего-навсего сонористический прием во имя ближайших целей; с их помощью группа стремится удовлетворить запросы самых широких кругов слушателей.
Свет и тени "электрического оркестра"

Можно сделать вывод: музыка "ЭЛО" в своей основе, увы, не нова. Это несколько "переработанный" и эффектно поданный наш хороший знакомый - рок-н-ролл 70-х годов.

Хотя именно в этом отношении у Линна есть чему поучиться. Музыканты "ЭЛО" (состав группы часто меняется) подолгу создают свои записи, месяцами пропадая в студии. Занимаясь тщательной, филигранной отделкой песен, они используют коллаж и всевозможные шумы и звуки "немузыкального" происхождения. Например, в мелодию песни "Телефонная линия" "вкралась" фонограмма зала междугородных переговоров.

Но такова уж эта рок-группа, что, рассказывая о ней, нельзя пользоваться одной краской - либо черной, либо белой. Любой плюс может тотчас превратиться в минус, и наоборот.

Вот мы сказали, что диски "электрического оркестра" отличаются богатой звуковой палитрой. Однако все приемы аранжировки, которые, собственно говоря, и придают "ЭЛО" особое очарование, невозможно повторить при "живом" выходе на публику. И потому на своих концертах ансамбль прибегает к плэйбеку, а это, конечно, не лучшая форма общения со слушателями. Согласитесь, рок-музыка требует непосредственного контакта. Пусть "пение" с помощью магнитозаписи остается всего лишь телевизионным приемом.

...Стремление к экспериментаторству осталось в "ЭЛО" еще с тех незапамятных времен, когда по форме "оркестр" напоминал своеобразную лабораторию. Это была "лаборатория" ансамбля "Мув", где музыканты проверяли и отрабатывали различные исполнительские приемы.

В конце 60-х годов душой "лаборатории" стал гитарист и композитор Джефф Линн. И хотя "нулевой цикл" нового ансамбля был заложен до него, именно с Линна начинается история того "электрического оркестра", каким его узнал музыкальный мир.

В 1973 г. "ЭЛО" записывает сингл с известной композицией Чака Берри "Посторонись, Бетховен". Начиная с этой записи, Джефф Линн последовательно работает со струнными, предлагая раз за разом или "пьесы под классику", или непосредственные цитаты из классической музыки, или изложение знаменитых музыкальных сюжетов. Слушая диск "Третьего дня", мы узнаем "Пер Гюнт" Эдварда Грига. А вот и пародия на классику-песня "Рокария", где в качестве вокалистки выступила одна из солисток лондонской оперы.
Свет и тени "электрического оркестра"

Обвинения в подражании "ЭЛО" всему и всем ничуть не мешает группе идти по пути к успеху. Записанный в 1977 г. в Америке альбом "А New World Record" разошелся тиражом более пяти миллионов пластинок. Смысл этой записи Линн зашифровал в названии, которое можно толковать двояко: "Новый мировой рекорд" - как намек на огромную популярность, или "Запись из Нового Света" - акцент на то, что ансамблю удалось завоевать американский рынок.

Уловив усилившееся влияние на рок-музыку стиля "диско", Джефф Линн мгновенно перестраивается. Высокий класс музыкантов, их умение поворачивать моду лицом к себе, - все это позволило "ЭЛО" от простеньких текстов, доступной, но не без изящества, музыки перейти к новым мелодиям. Свидетельство тому - альбом 1973 года "Открытие". Ансамбль сконцентрировал здесь лучшее, что принес стиль "диско", но при этом остался самим собой: вновь слышатся отголоски "Битлз" ("Мне нужна твоя любовь") и даже "Би Джиз" ("Сияй, маленькая любовь").

На сегодня эта запись -последняя у "ЭЛО". Правда, Джефф Линн написал шесть композиций для фильма "Ксанду", которые изданы отдельной пластинкой.


Сейчас у "электрического оркестра" прочное положение среди многих коллективов, выступающих в различных стилях рока, "диско" и "новой волны". "Электрик Лайт Оркестра" - несомненно, одно из интереснейших явлений рок-музыки: высокий исполнительский уровень и... хождение по проторенным дорожкам. Настораживает легкость, с которой "ЭЛО" всегда добивается успеха. Быть может, музыка, "сработанная" по уже известным рецептам, "легкоусвояемая", и музыкантам не приходится преодолевать известный барьер недоверия слушателей к непривычному, новому...

Впрочем, прислушайтесь к "ЭЛО" сами.

Д. Подберезский, 1980 г.
журнал "Рабочая смена"


Послесловие: не секрет, что основной движущей силой ELO всегда был Джефф Линн, поэтому когда в середине 80-х он потерял интерес к этому проекту, коллектив прекратил своё существование. К последующием "реинкарнациям" ЭЛО без участия Джеффа сложно относиться всерьёз - скорее, эти проекты воспринимались как попытка "раскольников" заработаь по-быстрому на памяти славного имени Electric Light Orchestra... Хотя, кто знает - вдруг оставшиеся участники классического периода деятельности решат объединиться для записи нового альбома? Будем надеяться на лучшее!

Автор Jerzy Bondov

Comments

AGB1964 14 August 2013 15:03
они не требуют напряженного внимания, несмотря на то, что синтез рока и классики должен был бы обрести достаточно сложные формы. ВЕСЬМА СПОРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
Однако все приемы аранжировки, которые, собственно говоря, и придают "ЭЛО" особое очарование КОНЕЧНО АРРАНЖИРОВКИ ВАЖНЫ, НО НАМОЙ ВКУС ГЛАВНОЕ ОЧАРОВАНИЕ ПРИДАЕТ ГРУППЕ МЕДОЛИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ ДЖЕФА, ПОМПЕЗНЫЕ ЖЕ АРАНЖИРОВКИ МНОГО КТО ИСПОЛЬЗОВАЛ.
Можно сделать вывод: музыка "ЭЛО" в своей основе, увы, не нова. Это несколько "переработанный" и эффектно поданный наш хороший знакомый - рок-н-ролл 70-х годов.- АВТОР ПОХОЖЕ НЕ ПОДОЗРЕВАЛ О ЖАНРЕ БАРОККО-ПОП (ЧТО ИЗВЕНИТЕЛЬНО В ТО ВРЕМЯ) ,, ИНАЧЕ БЫ УПОМЯНУЛО СКОРЕЕ ЕГО(ИЛИ ВСПОМНИЛ КАК ПРЕДТЕЧ МУЗЫКАНТОВ, РАБОТАВШИХ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИ В 60-е, ТЕХ ЖЕ БИ ДЖИЗ, А ТО ПОЛУЧАЕТСЯ , ЧТО ЭЛО ПИОНЕРЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОРКЕСТРА В ПОП РОКЕ),
Цитата: bondov
А рассуждать с высоты сегодняшнего дня (при лёгкости доступа к любой информации) о "нестыковках" в материале написанном за "железным занавесом" в 80-м году - мягко говоря, необъективно.
НО ЧИТАЕМ -ТО МЫ СТАТЬЮ СЕЙЧАС (ДАЖЕ ТЕ , КТО БЫЛ С НЕЙ ЗНАКОМ РАНЕЕ), А НЕ ВЕРНУЛИСЬ НАЗАД В МАШИНЕ ВРЕМЕНИ.А ТОГДА, ЯСНОЕ ДЕЛО, МЫ ВСЕ ХАВАЛИ И СПАСИБО ГОВОРИЛИ.

P.S. ПРО Idle race ТОЖЕ БЫ СТОИЛО УПОМЯНУТЬ, ТАЛАНТ ДЖЕФА- МЕЛОДИСТА РАСКРЫЛСЯ ЕЩЕ ТАМ. НО ВИДНО, ТОВАРИЩ , НЕ ВЛАДЕЛ ИНФОРМАЦИЕЙ. ККАК И ВСЕ МЫ В ТО ВРЕМЯ.
bva 7 August 2013 14:48
Цитата: Foresterer
какой либо альбом из середины 70ых, да потом ещё один...Ставлю десять против одного, что на этом знакомство и закончилось бы.

Даже не знаю что и сказать кроме того что это не правда. Сам начал их слушать именно с середины 70-х. Не знаю, по моему, и Face the Music, и A New World Record просто великолепные альбомы. Периодически их прослушиваю и каждый раз получаю удовольствие. ELO - великая группа.
максимов роман 31 July 2013 19:44
Цитата: bondov
так ведь Last Train to London с альбома Discovery - оно самое диско и есть


Я и не спорю.Просто у меня осталась (дурная) привычка "классифицировать" не отдельными вещами, а альбомами..А в этом смысле 81 год уж совсем танцевально-поддискованный..Люблю его, но 76-77 всё же больше, наверное love
Avgo Dima 31 July 2013 09:24
Цитата: gogamm
New World Record" был издан не в 77-м,а в октябре 76-го

....
Цитата: gogamm
Поэтому повторюсь за тов. Klero17 - ,, ...короче - ФУФЛО ...


Слишком мало потому , чтобы сказать поэтому .

Цитата: kjast
А статья, это статья и написана она была в то время, когда любой информации были рады, так как и таковой небыло.


Цитата: Klero17
в общем согласен,так,что не будем ломать"копья",все нормально.

Как то так лучше . boss
--------------------
https://disk.yandex.ru/a/wuOLXmpeYzkf7A
gogamm 31 July 2013 05:57
Статья - полнейшая шняга, даже для 80-го года, как с точки зрения фактического материала (хотя бы что "A New World Record" был издан не в 77-м,а в октябре 76-го причём одновременно и в штатах и в Ю.К. и до конца года его реализация составила 5 млн. копий и т.д.), так и по части музыкальной критики ... Поэтому повторюсь за тов. Klero17 - ,, ...короче - ФУФЛО ...,,
kjast 30 July 2013 23:42
Цитата: Foresterer
в конце 70ых-начале 80ых электрики записали свои самые лучшие альбомы.


Вся дискография зачетная. Есть более любимые альбомы, есть менее, но слушаю все с удовольствием, чего и другим желаю. А статья, это статья и написана она была в то время, когда любой информации были рады, так как и таковой небыло.
Foresterer 30 July 2013 23:13
Девятый класс, биология, последняя парта, кассетный Techics и Confusion! Спустя многие годы понимаешь, что вкус формировался уже тогда, и требовал знаний. Для меня ELO - это частица моей жизни, оценивать их я не буду. А слова диско и попса применительно к этим Музыкантам звучат как лай мелкой собачки на сибирскую лайку. Повторите! Имеется ввиду, попробуйте так сыграть. Всегда считал, и уже не отступлю от своего мнения, что в конце 70ых-начале 80ых электрики записали свои самые лучшие альбомы. И пусть музыкальным критикам нравится у ELO совершенно другое, а в тихушку всё равно Time переслушивают. И ещё: поставьте человеку, не посвящённому в творчество этих, без сомнения, достойных англичан, какой либо альбом из середины 70ых, да потом ещё один...Ставлю десять против одного, что на этом знакомство и закончилось бы. Однообразно. А диски с альбомом Time у меня три раза воровали. Не показатель ли это народной любви? Написал из уважения к ELO и не применительно к статье.
bondov 30 July 2013 20:19
Klero17, no comments

максимов роман, так ведь Last Train to London с альбома Discovery - оно самое диско и есть smile
максимов роман 30 July 2013 20:09
Спасибо за статью!Мне кажется она неплоха.Как говорил Великий Комбинатор: "Не всё гладко, не всё ровно (я о фактических ошибках типа Дискавери 1973???)но есть главное.." в целом неплохо и во многом созвучно моему ощущению о ЭЛО. Интересно, что г-н Подберезкин уловил диско в музыке ЭЛО ещё до выхода Тайм!
Жаль что ничего нет о роли Роя Вуда (я для себя делю ЭЛО с ним и без него, любя оба периода). А кажущаяся простота ЭЛО для меня не недостаток - просто свой стиль.А много ли таких как они?Я что-то не припомню..Если кто-то подскажет, буду благодарен thank_you
Klero17 30 July 2013 20:08
Извините,bondov,но я не публиковал,к примеру эту статью,и сам читаю ее впервые,не смотря на некий возраст,о коем не люблю,чтобы мне напоминали,мой последний материал назвался"голубая ветвь",и мне дали понять,что по идеологическим причинам,он не очень тактичен,теперь я вообще думаю,что зря ввязался в эту гребанную публицистику,хотя вообщем-то есть то,о чем можно поведать людям!Хотя ваше мнение по данному поводу(статьи я имею ввиду,ее журналисткой подоплеки так сказать)я в общем согласен,так,что не будем ломать"копья",все нормально.
bondov 30 July 2013 19:54
Klero17, не ожидал от Вас такой категоричности, она была бы понятна, если бы прозвучала от молодого человека, не заставшего "тех" времён.. Вы же сами опубликовали, к примеру, эту статью. Именно она является "типичным представителем" того, что массово публиковалось тогда и выдавалось за музыкальные статьи. Тогда как непредвзятые, лишенные идеологии, настоящие статьи о музыке, подобные представленной здесь, были на вес золота. А рассуждать с высоты сегодняшнего дня (при лёгкости доступа к любой информации) о "нестыковках" в материале написанном за "железным занавесом" в 80-м году - мягко говоря, необъективно.
Klero17 30 July 2013 18:57
Что-то у товарища Подберезского плохо то ли с памятью,то ли с музыкальным вкусом непосредственно к Линну и "Е.Л.О.".Вот он приводит отрывок из его интервью,где тот говорит о том,что не"любит классическую музыку .и не слушает ее".То вдруг оказывается,что использование элементов симфонической музыки всего лишь-сонористический прием(оказывается и такие бывают).Потом с какого перепуга альбом"New World Record"стал записьюю77-года????И опять же как можно предлагать какие-то темы под классику не зная ее??И опять же мусируется мысль,что Линн отличный иммитатор чужих идей,О,кей тогда почему Леннон сказал следующее:"если бы "Битлз"не распались,они играли такую же музыку как"Е.Л.О."Короче фуфло,не стоит воспринимать всерьез,даже учитовая год ее написания и выхода в тираж.

Information

Users of Гости are not allowed to comment this publication.